Институт Философии
Российской Академии Наук




  Читаем Аристотеля
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Месяц Светлана Викторовна » Лекционные курсы » Читаем Аристотеля

Читаем Аристотеля

Лекторий в Библиотеке «ДОМ А.Ф. ЛОСЕВА»

2016 г.

Посвящается "Году Аристотеля". К 2400-летию философа


ЧИТАЕМ АРИСТОТЕЛЯ

ПО ТРАКТАТАМ «МЕТАФИЗИКА», «ФИЗИКА», «О ДУШЕ» И «НИКОМАХОВА ЭТИКА»

 

8 февраля 2016 г.

Лекция 1. Биография Аристотеля и судьба его сочинений. Экзо- и эзотерические произведения Аристотеля: особенности стиля тех и других. Издание Андроника Родосского и альтернативные списки сочинения Аристотеля. Искусственное объединение изначально разрозненных сочинений в трактаты. Происхождение названия “метафизика” (meta ta physica). Трактат «Метафизика»: какие сочинения входят в его состав. Вопрос о хронологии произведений Аристотеля: В. Йегер и И. Дюринг. Аристотелевская система наук и систематизация философии в Древней Академии. Метафизика и первая философия.

 

14 марта 2016 г.

Лекция 2. Чтение и разбор «Метафизики» Аристотеля (I, 1-4, 980a21–984b22)

Философия как знание о причинах. Первая философия – исследование причин сущего как такового. Метод исследования – от очевидного для нас к очевидному по природе. Что еще исследует метафизика? Части философии: физика, математика и теология. Подход к вопросу о бытии со стороны речи и языка. Подлежащее (субстрат) и сказуемое (свойство). Почему о бытии говорится «в разных значениях»?

 

18 апреля 2016 г.

Лекция 3. Чтение и разбор «Метафизики» Аристотеля (IV, 1-2, 1003a20–1005a17).

Учение о десяти категориях. Почему вопрос о «сущем как таковом» сводится к вопросу о сущности. Сущность как существующее самостоятельно, не сказывающееся ни о каком подлежащем и не находящееся ни в каком подлежащем. Сущность первая и вторая. Род, вид и индивид. Сущее и единое: тождественные по субстрату и разные по определению. Почему сущее – не род? Понятие общего по аналогии. Четыре смысла понятия «сущность»: чтойность (to ti en einai), общее, род, субстрат. Происхождение и значение термина «чтойность». Чтойность как форма и определение вещи. Учение о четырех причинах: форме, материи, действующем и цели. Материя как лишенность и возможность; материя первая и последняя.

 

11 мая 2016 г.

Лекция 4. Чтение и разбор «Метафизики» Аристотеля (VΙΙ, 1-3, 1028a10–1005b12)

Учение о возможности (dynamis) и действительности (energeia). Возможность как способность претерпевать и способность действовать; разумные и неразумные возможности. Действительность (энергия) – осуществление возможности. Два типа целенаправленного движения. Понятие энтелехии, его отличие от понятия энергии. Приоритет действительности перед возможностью. Учение о божественном Уме (ноология). Вечность движения и ее доказательство: даже достижение цели не есть остановка. Доказательство существования первого двигателя мира; его неподвижность, вечность, нематериальность, неделимость. Перводвигатель как сущность и чистая энергия. Перводвигатель как Ум и Бог, мыслящий самого себя. Окончательный ответ на главный вопрос метафизики.

 

15 июня 2016 г.

Лекция 5. Чтение и обсуждение «Физики» Аристотеля (III, 4–6 и IV, 10–12)

Физика как «вторая философия» и одна из теоретических наук. Предмет физики: естественное сущее и его отличие от искусственного сущего. Природа (φύσις) как начало движения и изменения, внутренне присущее естественным вещам. Относятся ли случай и самопроизвольность к числу естественных причин? Движение и его определение; виды движений; отличие движений естественных (по природе) от насильственных (против природы). Аристотель об элементарном строении материи, о естественном месте элементов, о мире надлунном и подлунном. Анализ понятий «бесконечное» (ἄπειρον), «место» (τόπος), «пустота» (κενόν), «время» (χρόνος). С какими затруднениями (апориями) сталкиваются те, кто пытается рассуждать о времени. Законы движения по Аристотелю.

 

21 сентября 2016 г.

Лекция 6. Чтение и разбор трактата Аристотеля «О душе» (I, 1-3, 402a1–407b25)

Время и место написания трактата, отношение к другим психологическим произведениям Аристотеля. Античные и средневековые комментаторы «О душе». Рукописная традиция и издания. Место психологии в системе наук Аристотеля: учение о душе как раздел науки о природе. Предмет психологии и трудности, связанные с его установлением. К какому роду сущего относится душа? Мнения о душе ранних греческих философов.

 

4 октября 2016 г.

Лекция 7. Чтение и разбор трактата Аристотеля «О душе» (II, 1-3, 412a3–415a12)

Душа как причина движения и мышления. Является ли душа самодвижной сущностью? Спор с Платоном и предшествующими философами. Душа как сущность и форма (= энтелехия) тела. Понятие первой и второй энтелехии. Какое тело является материей души? Понятие органического. Части и способности души: растительная, ощущающая, мыслящая.

 

9 ноября 2016 г.

Лекция 8. Чтение и разбор трактата Аристотеля «О душе» (II, 5-7, 416b32–419b2)

Аристотелевская теория ощущения. Самостоятельное существование чувственно-воспринимаемых качеств. Ощущение как претерпевание (πάθος), испытываемое органом чувств под воздействием ощущаемого предмета. Сводится ли ощущение к материальному процессу или представляет собой когнитивное изменение? Физикалистская и интенционалистская интерпретации психологии Аристотеля. Как Аристотель решает «трудную проблему сознания»?

 

7 декабря 2016 г. 

Лекция 9. Продолжение чтения трактата «О душе» ( III, 1-4, 425a12–430a7)

Теория ощущений Аристотеля: сводится ли ощущение к материальному процессу или представляет собой исключительно когнитивное изменение? Общее чувство, воображение и память. Ум пассивный и активный. Аристотелевское учение об уме в изложении Александра Афродисийского. Свободно ли мышление от тела? Можно ли говорить о бессмертии разумной души?