Институт Философии
Российской Академии Наук




  2011 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор эстетики » Научные результаты » 2011 год

2011 год

Отчет о научной работе

сектора эстетики за 2011 год

 

В рамках основной исследовательской программы сектора проведен углубленный анализ современной эстетической мысли и рассмотрен вопрос о предмете эстетики и искусства в эпоху глобализации (Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Философия, эстетика, культура. 2-е изд., доп. М.: Канон, 2011). Сформулирована и разработана проблема десемиотизации изображения как условия понимания современной визуальной культуры (Петровская Е.В. Теория образа. М.: РГГУ, 2010). Выявлено и проанализировано этическое измерение актуальных художественных практик (Аронсон О.В.  Проблемы сценарного мастерства в современном отечественном кино. Материалы конференции НИИ киноискусства // Хроники кинопроцесса 2010. М.: НИИ киноискусства, 2011. С. 217—247).

В исследовательской группе «ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА» продолжилась работа в рамках исследовательской программы «Постнеклассическая эстетика в глобализирующемся мире». Фундаментально проанализированы историко-эстетические проблемы, связанные с принципами и методологией исследования отечественной имплицитной эстетики. Показано, что уже в русском средневековом эстетическом сознании, которое опиралось как на фольклорный багаж дохристианского славянского мира, так и на византийскую эстетику, были заложены многие специфические для русской эстетики последующих периодов принципы понимания красоты, возвышенного, искусства, его символического характера, софийности искусства и соборности эстетического опыта. Исследованы такие характерные для Средневековья направления эстетического опыта, как литургическая эстетика и эстетика аскетизма (Бычков В.В. Древнерусская эстетика. СПб: Центр гуманитарных инициатив, 2011). В качестве философско-эстетических основ русского символизма выявлены софиология, теургия, соборное начало (Блискавицкий А.А. Философско-эстетические основы русского символизма // Вестник славянских культур. 2011. № 1. С. 31–43). В плоскости компаративистских исследований на основе анализа языка и опыта мышления Парменида, Канта и Вл. Соловьёва исследовались генезис и развитие метафизического символизма как глобальной основы европейского художественно-эстетического символизма (Кормин Н.А. Метафизический символизм. Часть первая. М.: Академия, 2011). Выявлена одна из главных тенденций движения современных арт-практик в направлении освоения художественным сознанием виртуальных пространств современных дигитальных сетей, приведшая к существенной трансформации современного художественно-эстетического опыта как в плане ценностной ориентации, так и в области вербального инструментария (Маньковская Н.Б., Бычков В.В. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации. М.: ВГИК, Канон плюс, 2011).