Институт Философии
Российской Академии Наук




  Рецепции идей Аристотеля в трактате Г. Гроция «О праве войны и мира»
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор этики » Проекты » Моральная философия раннего Нового времени: ключевые характеристики, основные идеи и тенденции » Исследовательский семинар » Рецепции идей Аристотеля в трактате Г. Гроция «О праве войны и мира»

Рецепции идей Аристотеля в трактате Г. Гроция «О праве войны и мира»

В докладе на основе систематизации текстологических свидетельств употребления и заимствования отдельных понятий и суждений определяется форма и содержание рецепции идей Аристотеля в трактате Г. Гроция «О праве войны и мира».

 

Аристотель цитируется Гроцием не системно и по самым различным вопросам. Обращение к содержанию той или иной моральной концепции Стагирита всегда сопровождается критикой и демонстрацией ее несостоятельности. Такой критике подвергается концепция добродетели как середины между крайностями. Гроций полагает, что она приводит к отождествлению различных добродетелей и указание на не существующие пороки. Далее, принимая аристотелевское разделение справедливости «в отношениях между равными» и «в отношениях меж­ду господствующими и повинующимися», Гроций оспаривает эффективность самой концептуализации справедливости. В результате, «право равенства» и «право господства» определяются им не типом распределения благ, а только типом субъектов – «пред­метом, к которому имеет отношение» справедливость/право. Похожее отношение прочитывается и по вопросу права. Говоря о разделении права на естественное и волеустановленное, Гроций упоминает, что оно «пред­ложено Аристотелем», но не более. Его рассуждения строятся уже без апелляции к Стагириту.

 

Гроций заимствует у Аристотеля некоторые суждения для аргументации своей позиции. Так например, защищая положение, что «лицо, давшее обещание под влиянием страха, свя­зано своим обещанием», он приводит слова Аристотеля о том, что «кто из страха перед кораблекру­шением выбрасывает свои вещи, готов был бы, однако же, со­хранить их при условии, если бы ему не угрожало кораблекру­шение, но он выражает волю потерять их безусловно в связи с обстоятельствами места и времени». Ряд подобных обращений по сути представляет собой заимствование нужных слов по случаю, нежели обращение к философии Аристотеля.

 

Количественно больше всего Гроций цитирует Аристотеля, когда использует его как источник эмпирического материала для своих рассуждений. Таким образом он обращается к Аристотелю на протяжении всего рассуждения о «царской власти», так же и о судебной практике, о порицании самоубийц, о примерах несправедливых войн, о признанности права захвата трофеев, о лжи и т.д.

 

Проведенный анализ текста показывает, что у Гроция философия Аристотеля лишается своей теоретической значимости, им оспариваются сами подходы к концептуализации явлений. Соответственно, никакого заимствования фундаментальных положений или понятий ни из антропологии, ни из этики не происходит. Однако в тексте можно фиксировать частые отсылки к методологии Аристотеля в вопросе анализа и систематизации явлений, т.е. практических наук (этики и политики). Гроций не только заимствует результаты такого анализа, но и указывает, что берет за образец Аристотеля, а критика при этом касается лишь результатов или критериев анализа. Таким образом, если концептуальную значимость философии Аристотеля с опорой на текст подтвердить не удается, то Аристотель как стандарт и образец по которому Гроций учится мыслить подтверждается более-менее ясно.

 

Литература:

 

Апресян Р.Г. К вопросу о концептуализации морали в ранненововременной философии // Вопросы философии. 2018. № 11. С.35–46.

Апресян Р.Г. Jus Talionis в трактате Гуго Гроция «О праве войны и мира» // Этическая мысль. 2002. № 3. С. 139–165.

Гроций Г. Оправе войны и мира / Пер. А.Л. Саккетти. Москва: Ладомир, 1994. 868 с.

Козлихин И.Ю. Гуго Гроций // Правоведение. 1999. № 4. С. 263–271.

Крылов С.Б. От научного редактора // Гроций Г. Оправе войны и мира. Москва: Ладомир, 1994. С. 3–5.

Платонов Р.С. Античные влияния в этике раннего Нового времени: методология исследования // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6 (105). С. 328–336.

Саккетти А.Л., Желудков А.А. Гуго Гроций и его трактат «Оправе войны и мира» // Гроций Г. Оправе войны и мира. Москва: Ладомир, 1994. С. 6–38.

Darwall  S. Honor, History and Relationship. Essays in Second-Personal Ethics II. Oxford: Oxford University Press, 2013. 285 р.

Haakonssen K. Hugo Grotius and the History of Political Thought // Haakonssen K. Grotius, Pufendorf and modern natural law. Vermont: Ashgate Publishing Company, 1999. P. 35–62.

Irwin T. The Development of Ethics. A Historical and Critical Study. Vol. II: From Suarez to Rousseau. Oxford: Oxford University Press, 2008. 911 р.

Jeffery R. Hugo Grotius in international thought. New York: Palgrave Macmillan, 2006. 216 p.

Vollenhoven C. Van. Grotius and the Study of Law // The American Journal of International Law. 1925. Vol. 19. № 1. Р. 1–11