Институт Философии
Российской Академии Наук




  Встреча 26 февраля 2018 г. Тематическая встреча "Квантовая метафора"
Главная страница » Ученые » Семинары и конференции » Семинар «Философия сложностности» » Встреча 26 февраля 2018 г. Тематическая встреча "Квантовая метафора"

Встреча 26 февраля 2018 г. Тематическая встреча "Квантовая метафора"

Леонид Жуков

 

КВАНТОВАЯ МЕТАФОРА

       Мир запутан

 

От имени «староевропейской» традиции представительствует образ ньютоновской Вселенной, вечной и неизменной, которую описывает классическая механика. Метафорой современной философии сложности (а также конструктивизма, постмодернизма, постнеклассики и пр.) выступает эйнштейновская Вселенная, описываемая квантовой механикой. В первом случае мы говорим «мир абсолютен», во втором, - «мир относителен». Поиски абсолютного начала приводят к попыткам, все более напоминающим дурную бесконечность, отыскать, наконец, простейшие, далее неделимые первоэлементы мира. Инструментальные (экспериментальные) ограничения таких попыток не имеют логического основания, а потому у них нет шансов на завершение. Чтобы остановиться, необходим волевой акт, который, конечно, всегда будет временен, условен относительно безостановочной интенции познания мира. Напротив, принцип относительности, который проявляется в условности волевого акта, кажется более основательным, чем постулат абсолюта каким бы способом он не был введен – как трансцендентная или как трансцендентальная сущность.

 

Природа реальна, но реальность ее не абсолютна, а относительна, условна. Это означает, что существует много версий реальности, что нам наглядно демонстрируют художники, а также история познания, меняющая последовательно теории устройства мира, которые не отрицают друг друга, но со временем детализируют наше видение. И постепенно распараллеливают его на одновременно существующие парадигмы, функционально дифференцируют. Желание создать «единую теорию всего» законно, но относительно в ряду других возможных «теорий всего». Натурализм ХХI века – это реальность относительности, которая представлена как неопределенность в материальном аспекте и как множественность теоретических конструкций – в идеальном. Ни то, ни другое нам не дано (потому не онтично). Реальность относительности – мнимая реальность, неопределенная, воображаемая, которая, тем не менее, материализуется во вполне конкретные предметы в рамках эксперимента, в творчестве, да и просто в быту.

 

В результате, элементы мира (самое надежное, что у него есть) оказываются размазанными в поле, представляющем собой весь мир в его неопределенной ипостаси, а сам мир теряется в бесконечности иных возможных миров человеческого воображения. Феномен квантовой запутанности элементарных частиц хорошо иллюстрирует эту ситуацию. А надежда на открытие, приводящая ко все новым формулировкам теории, копирует схему квантовой запутанности в системе познания.

 

ДИСКРЕТНО-АНАЛОГОВАЯ СХЕМА

Дискретно-аналоговая схема – это одно из представлений принципа суперсимметрии. Аналоговая часть непрерывно содержательна; дискретная – различима формально. Дискретность непрерывна, непрерывность дискретна – эта взаимосвязанная пара парадоксов соответствует гейзенберговскому принципу неопределенности. Она также соответствует пятому правилу Спенсера Брауна «Расширение отношений»:

Вообще, сжатие отношений сопровождает увеличение понимания и, наоборот, детализация отношений связана с уменьшением понимания. Если что-то, что было получено благодаря пониманию, должно быть получено по правилам, формы отношений должны расти (или делиться), чтобы соответствовать правилам.

 

Так устроена не только природа, так устроен смысл. Всякой актуализации смысла (определению местоположения, «детализации отношений»), соответствующей возгласу «ага!», что означает «понял!», сопутствует фон потенциальных смыслов (неопределенность импульса, «уменьшение понимания»). Но и связь смысла с природой такова! Концентрация на понимании – ясность мысли – превращает природное явление, феномен, факт в ничто. Напротив, концентрация на факте (явлении, феномене) ни о чем не говорит уму. Мир, как таковой, скучен и прост. Ум, как таковой, скучен и схоластичен. Чудо возникает на стыке ума и мира, как улыбка чеширского кота из шредингеровского ящика.