Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научно-исследовательские темы сектора
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории антропологических учений » Научно-исследовательские темы сектора

Научно-исследовательские темы сектора

С 2021 г. сектор участвует в реализации научно-исследовательских проектов по плановым темам Института - https://iphras.ru/projects.htm

 

20182020 гг.

Наименование научно-исследовательской работы (темы):

«Соотношение философских и научных знаний в современных учениях о человеке»

 

Аннотация: Философская антропология сегодня не может пройти мимо внушительных достижений научного знания. Потребность в систематизации новейших научных открытий, связанных с истолкованием природы, общества и человека становится настоятельной необходимостью. Однако отношения между наукой и философией всё чаще обретают характер очевидного соперничества. Нередко философия даже противостоит концептуально передовым рубежам научного знания. Очевидную остроту приобретают вопросы биологической эволюции и социальной истории, телесной и психической организации человека, особенностей духовного бытия человека, окружающего мира и виртуальных реальностей, феномена сознания и его формирования.

Сам характер научного познания в наши дни подвергся реконструкции. Оказалось, что картина мира, представленная квантовой физикой, настоятельно требует перестройки всей общественной жизни человечества. Приверженцы этой идеи доказывают, что история подготовила рывок, позволяющий людям катапультироваться в новый мир, который в значительной степени будет искусственным.


В результате реализации проекта предполагается:

  • изучить основные направления развития современных учений о человеке;
  • проанализировать влияние научных открытий на философское постижение человека;
  • выявить методологические проблемы современной философской антропологии;
  • критически осмыслить современные философско-антропологические концепции и дискурсивные практики;
  • обосновать возможности конструктивного союза философии и науки в исследовании человека.

Ключевые слова: философская антропология, нейронауки, редукционизм, человеческое бытие, экзистенциалы.

 

Научный руководитель темы: 

гл. н. с., руководитель сектора истории антропологических учений, д. филос. н. Э.М. Спирова

 


20132017 гг.

Наименование научно-исследовательской работы (темы):

«Основные грани человеческого бытия»


Аннотация: Феномен человеческого бытия является едва ли не главной темой современной философской антропологии. Постижение человека возможно только через раскрытие предельной сложности и многозначности его существования. В человеке, как считалось с древних времен, ценно не только то, что явлено, но главным образом то, что сокрыто. Он радикально значим именно этой потаенностью, о которой писали не только великие мистики, но и современные философские антропологи. В обширной современной литературе о человеке можно обозначить два полюса. С одной стороны, рождается желание с гораздо большей погруженностью изучить биологическую природу человека. Это находит свое отражение в проекте так называемого нового натурализма. С другой стороны, набирает обороты тенденция, связанная с феноменом трансцендентности. Духовное начало в человеке обретает трансцендентное основание. Проект призван синтезировать эти два подхода и представить новый вариант осмысления человеческого бытия с учетом новейших философских разработок.  


Цель работы: концептуальное изучение основных феноменов человеческого бытия как сущностного выражения человеческой природы в ее исторической динамике.


В результате реализации проекта: 

  • раскрыта роль основных феноменов человеческого бытия;
  • доказана неправомерность современных проектов дебиологизации и деантропологизации человека;
  • представлены новые мировоззренческие основы человеческого существования. 


Ключевые слова: философская антропология, человеческое бытие, природа человека, сущность человека, труд, игра, смерть, любовь, феномены человеческого существования.


В процессе работы достигнуты следующие результаты:

  • обобщены результаты изучения основных феноменов человеческого бытия как сущностного выражения человеческой природы в её исторической динамике;
  • показана специфика властолюбия как грани человеческого бытия;
  • сравнительный анализ основных черт классической и неклассической антропологии позволил впервые выделить концепцию Ф. Ницше как радикальный поворот в становлении неклассической парадигмы;
  • проанализировано философско-антропологическое учение Ницше, обоснована его структура и направленность;
  • исследованы смыслы ницшеанского понимания любви и ненависти в контексте человеческой природы;
  • дан критический анализ современного понимания экзистенциализма и экзистенциального опыта.

 

 Научный руководитель темы:

зав. сектором истории антропологических учений, д. филос. н., д. филол. н., профессор П.С. Гуревич

 


20082012 гг.

Наименование научно-исследовательской работы (темы): 

«Новые концепции человеческой природы»

 

Основные этапы работы:

  1. Исследование проблемы человеческой идентичности.
  2. Технологии личностного развития.
  3. Преображение философской антропологии в  XXI веке.

 

В процессе работы достигнуты следующие результаты:

  • выявлено, что обновленная философская антропология заняла ведущее место в системе гуманитарного знания;
  • доказано, что классические концепции человеческой природы претерпели значительные изменения. Прежде считалось, что человеческая природа неизменна. Однако на самом деле она подвержена серьезным трансформациям. Вместе с тем современные концепции «дебиологизации» и «деантропологизации» человека искажают человеческую природу и несут серьезные угрозы;
  • введено разграничение понятий «человеческая природа» и «человеческая сущность». Показано, что сущность человека в его неизменной двумирности – имманентности и трансцендентности, а «человеческая природа» выражает характеристику изменчивых черт человека. Это позволило проанализировать современные версии трансцендентного измерения человека;
  • завершена научная критика нового натурализма в философской антропологии. Показано, что в исследованиях новых натуралистов редуцируются социальные и философские дискурсы о внутреннем мире человека. Отмечено, что эти философские положения способны программировать культуру, в которой сегодня происходят деструктивные процессы.

 

Научный руководитель темы:

зав. сектором истории антропологических учений, д. филос. н., д. филол. н., профессор П.С. Гуревич

 

 


 20042007 гг.

Наименование научно-исследовательской работы (темы):

«Актуальные проблемы антропологии»

 

Ключевые темы (разделы) внутри проекта:

  1. Расколотость человеческого бытия;
  2. Личный рост;
  3. Вершинные состояния сознания.

 

В процессе работы достигнуты следующие результаты:

 

В теоретическом плане раскрыты горизонты современной философской антропологии. Было показано, что в конце прошлого века произошло немало событий, которые радикально изменили не только саму антропологическую тему, но и отношение к ней (Монография П.С. Гуревича «Проблема целостности человека» - М., 2004; коллективная монография сектора «Спектр антропологических учений». Часть 1 (М., 2006)).

 

Спектр антропологических учений, которые были изучены, оказался значительно расширенным. В поле зрения сектора находилась постмодернистская антропология (Алейник Р.М. Человек в философском постмодернизме, М., 2006), культурная антропология, религиозная антропология (статьи в теоретических журналах), психоаналитическая антропология (прочитан курс на философском факультете МГУ).

 

Проблема личностного роста и вершинных состояний личности получила разностороннее освещение в монографии «Понимание как проблема» (М., 2007). Парадоксальность новой ситуации состояла в том, что антропологическому буму в качестве контроверзы выступила идея «смерти человека». Многие философы этой ориентации подчеркивали, что стремление европейских мыслителей рассматривать онтологические и гносеологические проблемы через призму человека обернулось непозволительным  искажением теоретического сознания. В рамках продолжающейся работы над феноменологией языка на основе сопоставления концепций Г.Г. Шпета, В.С. Библера, Л.С. Выготского, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина и других установлены точки сходства и различия между «внутренней речью», «внутренними формами языка», «внутренней диалогичностью слова»; выявлена разница понимания в рамках этих концептов степени близости \ дистанцированности и изоморфности \ неизоморфности языка и смысла; выявлены параллели этих концептов с современными аналитико-лингвистическими понятиями (пресуппозиция \ ассерция, тема\рема, локуция \ иллокуция и др. (Гоготишвили Л.А. Непрямое говорение. М., 2006), доклад на конференции в г. Бордо (Франция) на тему: «Ожидаемые различия и неожиданные сходства концепций  Г. Шпета и М. Бахтина, 20 ноября 2004 года).

 

Научный руководитель темы:

зав. сектором истории антропологических учений, д. филос. н., д. филол. н., профессор П.С. Гуревич