Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор био- и экофилософии
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2014 » Сектор био- и экофилософии

Сектор био- и экофилософии

Научный отчет за 2014 год

Сектор био- и экофилософии

Зав. сектором – кандидат филос. наук Е.В. Петрова

 

Сделан вывод о том, что развитие НБИК-технологий требует новой образовательной парадигмы, в основе которой лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование (Петрова Е.В. Трансформация образовательных парадигм в эпоху NBIC-технологий). Обосновано, что особенностью и спецификой экологического образования эпохи высоких технологий становится необходимость его развития на базе философских оснований нового философского мышления, формирующегося в русле экологической философии наших дней (Философские основания экологического образования в эпоху нанотехнологий / Отв. ред. И.КЛисеев; Лисеев И.К. Особенности и специфика экологического образования эпохи высоких технологий). Проанализированы причины экологического пессимизма и предложены пути его преодоления на основе философии устойчивого развития (Барлыбаев Х.А. Экологический нигилизм: причины, последствия, пути преодоления). Показано, что современная информационная среда является фактором, требующим выработки новых и коррекции существующих природных и социальных механизмов адаптации человека (Петрова Е.В. Человек в информационной среде: социокультурный аспект).

 

Проведен анализ противостояния двух базовых эволюционных концепций современной биологии: дарвинизма и экосистемной теории, а также его влияния на изменение естественнонаучной картины мира. Сделан вывод о том, что «экосистемный поворот» в мировоззрении влечет за собой необходимость соответствующего изменения образовательных стандартов (Хен Ю.В. Экосистемный поворот в экологическом образовании).

 

Обосновано, что конвергенция знаний и технологий (CKTS, STS) задает человекоразмерные критерии оценки научной и научно-практической деятельности (Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Моя картина мира. Как человек создает повседневную реальность).