Институт Философии
Российской Академии Наук




  2017
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии религии » Научные результаты » 2017

2017

ВВЕДЕНИЕ

Впервые поставлен вопрос о том, почему атеизм до сих не вошел в предметный куррикулум философии религии и предложен один из возможных ответов на него. Предложена и демаркация компетенций философской теологии и философии религии в их позициях по отношению к атеизму. Выявлена смена психологических мотиваций, фундирующих натуралистический эволюционизм: если ранее среди них преобладали романтические мечты о безграничном самосовершенстве человека, то в настоящее время – прямо противоположное стремление к максимальной нивелировке различий между человеком и животными. Конкретизирована сама архетипность атеистических разоблачений религии в истории и мысли и показано, что вера в деифицированную Эволюцию Докинза не отличается от веры в деифицированную Природу П.Гольбаха, а открытия сегодняшнего когнитивного религиоведения лишь терминологически отличаются от схемы антропогенеза Лукреция Кара. Определена и одна из причин игнорирования проблемы происхождения атеизма в современной философии религии (при неизменном интересе к происхождению религии): поскольку он считается нормой, а религиозность девиантностью, то естественно изучать «истории болезни», чем «историю здоровья» (Shokhin V. Why Atheism has not Become a Subject of Philosophy of Religion).

 

Впервые выявлены основные концептуальные схемы в мистической теологии выдающегося византийского мыслителя св. Максима Исповедника (580-662). Продемонстрировано, что путь духовного восхождения состоит трех взаимосвязанных этапов: «деятельного любомудрия», «естественного созерцания» и «таинственного богословия». Установлено, что последний этап, обозначаемый Максимом Исповедником различными названиями («таинственное богословие», «богословское любомудрие», «богословское тайноводство», «таинственное созерцание» и др.), означает опытное познание Бога и имеет два аспекта: катафатически-гностический (связан с познанием Св. Троицы или озарением ума, идущим непосредственно от Бога) и апофатическо-мистический (связан с принципиальной непознаваемостью Бога по сущности). (Фокин А. Р. Концепции «единения», «растворения» и «обожения» в мистике св. Максима Исповедника // Философия религии: аналитические исследования. 2017. № 1. С. 30–66).

 

Идентифицированы основные дискуссии в аналитической эпистемологии религиозной веры (реформатская эпистемология, социальная эпистемология, аретическая эпистемология, эпистемология авторитета), конкретизирована их взаимосвязь и взаимовлияния. Эпистемология религиозной веры проинтерпретирована как одна из возможных эпистемологических программ, которая появились в результате критики Э. Геттиером определения знания как обоснованного истинного верования. Показано, что ядро каждого из направлений в рамках религиозной эпистемологии — попытка определения самого феномена религии и что данная субдисциплина может рассматриваться как еще один элемент в многовековом ряду попыток определения сущности религии (Карпов К.В. Эпистемология религиозной веры как дисциплинообразующая часть философии религии).

Тематизирован вопрос о различии обладающего и обладаемого в византийской философской теологии, который был поднят в дискуссии 1355 г. между свт. Григорием Паламой и Никифором Григорой. Показано, что восточные теологи противопоставляли сущность и присущее в Боге, что впоследствии нашло продолжение в учении о Божественных энергиях, тогда как западные мыслители, начиная с блж. Августина, указанное противопоставление не принимали, что в конечном итоге привело к столкновению византийских томистов и паламитов. Показано, что Григорий Палама наряду с категориями «сущность» и «отношение» использует также категории «действие» и «обладание», которые позволяют ему говорить о различии обладающего и обладаемого в Боге, тогда как его оппоненты считали такое различие недопустимым (Гагинский А.М. Философские категории в паламитских спорах).

Реконструирована феноменологическая система описания ислама, разработанная А.-М. Шиммель. Установлено, что феноменологический анализ ислама предполагает комплексное понимание религиозных явлений, начиная с восприятия камня, праздника, одежды, мифа простыми верующими мусульманами и заканчивая сложными богословскими построениями. Выявлено влияние на Шиммель концепций Мирчи Элиаде, Герардуса Ван дер Леу, Фридриха Хайлера. Продемонстрирован эвристический потенциал феноменологического подхода в описании религии как языка межрелигиозного диалога. Осуществлен компаративный анализ концепций классической феноменологии религии и современных религиоведческих теорий (например, lived religion), ориентированных на комплексное понимание феномена религиозной жизни.

(Самарина Т.С. Из истории исламоведения: А.-М. Шиммель и классическая феноменология религии)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ

Ясперс К. Введение в философию. Философская автобиография / Пер. с нем. А.К.Судакова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017, 304 с., 1000 экз., ISBN 978-5-88373-061-9.

Ласк Э. Логика философии и учение о категориях / Пер. с нем. А.К.Судакова.  Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017, 384с., 1000 экз., ISBN 978-5-88373-080-0.    

1.1.                           Аннотация на каждую книгу, опубликованную сектором в отчетном году на рус. яз. (до 1 стр.).

Главный теоретический труд немецкого философа-неокантианца Эмиля Ласка, - оригинальная попытка осмысления «коперниканского» переворота Канта в философии с точки зрения логики и систематики философских категорий. Философия есть для Ласка наука о ценностях, составляющих «третье царство» наряду с областью чувственной природы и сверхчувственного. Автор открыто полемизирует со своими кантианскими учителями, воспринимает идеи феноменологии Гуссерля. Его работа, оставшись наброском в пределах кантианства, оказала влияние на «Бытие и время» М.Хайдеггера, будучи сама своего рода «фундаментальной онтологией».

 

1.2.                           Аннотация на англ. яз. на одну важнейшую книгу (250 знаков).

  1. The main theoretical work of the German Neokantian philosopher Emil Lask is an original attempt to conceptualize Kant’s “Copernican” overturn in philosophy from the viewpoint of logic and systematic of philosophical categories. For Lask, philosophy is a science of values which constitute the “third realm” of reality, along with the region of sensible nature and that of the supersensible. The author engages in open controversies with his own Kantian teachers, apprehends some ideas from Husserl’s phenomenology, and his work, remaining a mere sketch within the borders of Kantianism, had influenced Heideggers Being and Time, while being a sort of “fundamental onthology” itself.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ СТАТЕЙ

Плановые научные статьи

  • · Статьи в журналах, индексируемых в базах Web of Science, Scopus, РИНЦ, Google Scholar, ERIH (European Reference Index For Humanities), входящих в список ВАК.

1)   Shokhin V. The Problem of Evil and A Critique of Religious Reason // European Journal for Philosophy of Religion, 2016, Vol. 8, N3, p. 201-212 (Web of Science, ERIH -- не вошло в отчет 2016 года).  ISSN 1689-8311

2)        Shokhin V. Why Atheism has not Become a Subject of Philosophy of Religion // European Journal for Philosophy of Religion, 2017, Vol. 9, N3, p. 65-80 (Web of Science, ERIH). DOI 10.24204/EJPR. V913.1998.  ISSN 1689-8311

3)   Шохин В.К. Стоит ли философии религии быть чем угодно? // Вестник ПСТГУ. Серия 1. Богословие, философия, религиоведение, 2017, № 70, с. 146-157 http://pstgu.ru/download/1493386291.10_Shokhin_146-157.pdf: ISSN 1991-640X, E-ISSN 2409-4692 (ERIH, ВАК, РИНЦ).  

4)   Шохин В.К. Определения мистического: первый опыт классификации // Философия религии: аналитические исследования, 2017. Т.1, № 1, с. 7-29 (РИНЦ, ERIH). 

5)   Фокин А.Р. Концепции «единения», «растворения» и «обожения» в мистике св. Максима Исповедника // Философия религии: аналитические исследования. 2017. № 1. С.  30–66. (РИНЦ).

6)   Судаков А.К. Цельность бытия как проблема. К религиозной метафизике личности // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия: Философия. 2017. Вып. 21(1). С.42-54. (РИНЦ, ВАК) http://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/15637/14289

7)   Судаков А.К. Философия любви и этика семьи в кантовских «Лекциях по этике» // Кантовский сборник (журнал), Калининград, том 36, вып. 2, 2017. С.10-23.  (РИНЦ, ВАК) https://journals.kantiana.ru/upload/iblock/817/%D0%A1%D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2_10-23.pdf

8)   Судаков А.К. Философия любви в «Наблюдениях над чувством прекрасного и возвышенного» И.Канта // Философия и культура, 2, 2017. С.136-150. (РИНЦ, ВАК) http://www.nbpublish.com/library_read_article.php?id=21977

9)   Судаков А.К. Философия любви и этика семьи у Канта – 2: «Критика способности суждения» // Кантовский сборник (журнал), Калининград, вып.3 (3), 2017. С. 22-43. (РИНЦ, ВАК)

10) Карпов К.В. Эпистемология религиозной веры как дисциплинообразующая часть философии религии // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 53. № 3. С. 8–18 (1 а.л.) (Web of Science, ВАК, РИНЦ). DOI: 10.5840/eps201753343

11) Греко Дж. Свидетельство и передача религиозного знания (перевод с англ. К.В. Карпова) // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 53. № 3. С. 19–47 (Web of Science, ВАК, РИНЦ). DOI: 10.5840/eps201753344

12) Греко Дж. Ответ оппонентам (перевод с англ. К.В. Карпова) // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 53. № 3. С. 83–91 (Web of Science, ВАК, РИНЦ). DOI: 10.5840/eps201753349

13) Загзебски Л. Эпистемический авторитет. Современная либеральная защита (перевод с англ. К.В. Карпова) // Эпистемология и философия науки. 2017. Т. 53. № 3. С. 92–107 (Web of Science, ВАК, РИНЦ). DOI: 10.5840/eps201753350

14)  Гагинский А.М. Постметафизическая теология в контексте истории онтологии // История философии. М., 2017. Т. 22, №. 1. С. 53–67. ISSN 2074–5869 (ВАК, РИНЦ, Ulrich).

15) Гагинский А.М. Знание от свидетельства: некоторые проблемы // Эпистемология и философия науки. М., 2017. Т. 53, № 3. С. 68–75. ISSN 1811-833X (ВАК, РИНЦ; Web of Science).

16) Гагинский А.М. Философские категории в паламитских спорах // Богословский вестник. Сергиев Посад, 2017. №. 24-25, Вып. 1-2. С. 173–198. ISSN 2500-1450, (РИНЦ).

17) Самарина Т.С. Из истории исламоведения: А-М.Шиммель и классическая феноменология религии // Вестник ПСТГУ. Сер. 1. Богословие. Философия. 2017. Вып. №3 (71). C.89–103. (ERIH, ВАК, РИНЦ). 1а.л. DOI: 10.15382/sturI201771.89-103  http://periodical.pstgu.ru/ru/pdf/article/3630 ISSN 1991-640X, E-ISSN 2409-4692

18) Самарина Т.С. Первая репрезентация концепций мистического опыта в отечественной историографии // Философия религии: аналитические исследования. ИФ РАН. 2017. Том 1. №1. С.139–147 (РИНЦ) 0,7 а.л.

19) Слепцова В.В. Тетраграмматон и философия ХХ века // Философия религии: аналитические исследования. ИФ РАН. 2017. Том 1. №1. С.148–155  (РИНЦ) 0,5 а.л.

  • · Статьи в коллективных монографиях, сборниках, материалах конференций

20)  Шохин В.К. Ценности, преференции, блага и агатологическая альтернатива в метаэтике // Мораль в современном мире и проблемы российской этики / Под ред. Б.И. Пружинина. М., СПб.: ЦГИ «Принт», 2017. С.201-220. 500 экз.   

21)  Судаков А.К. Христианское задание русской философии и проблема ее начала: К вопросам П.Я. Чаадаева// Русский логос: горизонты осмысления. Материалы международной философской конференции, Санкт-Петербург, 25-28 сентября 2017 г. В 2-х т. Т.1. / СПб.: «Интерсоцис», Издательство РХГА, 2017. С.210-217. Сведения об аффилиации во втором томе.

22)  Alexey Fokin. The Wisdom of God as Ars Dei in St. Augustine: Between Neo-Platonism and Christianity // Wiener Patristische Tagungen. VII. Wien, 2017. S. 259–268 (ISBN 978–3-7022–3578–9. Тираж не указан.

23)  Alexeï Fokine. Les catégories aristotéliciennes dans la théologie trinitaire latine (Marius Victorinus, Saint Augustin, Boèce) // La triade stratégique dans la philosophie d’Aristote / Éd. G. Samuylov. Paris: Éditions Apopsix, 2017. P. 373–410. (ISBN : 978-2-35979-116-7. Тираж не указан.

24)  Фокин А. Р. Триадология прп. Максима Исповедника: верность традиции и новаторство // Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки. Материалы VIII международной научно-богословской конференции, посвященной 70-летию возрождения Санкт-Петербургской Духовной Академии (16–17 ноября 2016 года). Часть 1. Библеистика. Богословие. Церковное искусство и архитектура. СПб.: Издательство СПбПДА, 2017. С. 196–210 (ISBN 978-5-906627-43-8.  Тираж 250.

25) Фокин А. Р. Учение прп. Иоанна Кассиана о созерцании и молитве в его связи с оригено-евагриевской традицией // Преподобный Иоанн Кассиан и монашеская традиция христианского Востока и Запада. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2017. С. 237–256 (0,8 а.л.). (ISBN 978-5-906960-18-4). Тираж 2000.

26) Фокин А. Р. Минуций Феликс. Учение // Православная Энциклопедия. Т. 45. М., 2017. С. 339–342 (0,5 а.л.).

27)  Фокин А.Р. Немезий Эмесский // Православная Энциклопедия. Т. 48. М., 2017. С. 619–630 (1,75 а.л.)

 

 

  • · Научно-популярные статьи. Указываются научно-популярные статьи, опубликованные в книгах и журналах. В скобках обязательно указывается ISSN или ISBN и тираж издания.
  • · Учебные материалы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе реализации планового задания были достигнуты следующие результаты. Впервые поставлен вопрос о том, почему атеизм до сих не вошел в предметный куррикулум философии религиио, а также представлена демаркация компетенций философской теологии и философии религии в их позициях по отношению к атеизму. Выявлены основные концептуальные схемы в мистической теологии выдающегося византийского мыслителя св. Максима Исповедника, такие как тройственное деление пути мистического восхождения, катафатически-гностические и апофатическо-мистические аспекты этого пути. Установлено, что ядро каждого из направлений в рамках религиозной эпистемологии — попытка определения самого феномена религии и что данная субдисциплина может рассматриваться как еще опыт определения сущности религии. Показано, что греческие теологи противопоставляли сущность и присущее в Боге, тогда как западные указанное противопоставление не принимали, что привело впоследствии к столкновению византийских томистов и паламитов. Продемонстрирован эвристический потенциал феноменологического подхода в описании религии как языка межрелигиозного диалога и осуществлен компаративный анализ концепций классической феноменологии религии и современных религиоведческих теорий. Поставленные цели и задачи выполнены в соответствии с Планом НИР.