Институт Философии
Российской Академии Наук




  In Memoriam
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии религии » Мемориально-исторический раздел » In Memoriam

In Memoriam

 

Памяти академика РАН Митрохина Л. Н.

 


Митрохин Лев Николаевич (1 марта 1930 г. - 7 января 2005 г.) - известный специалист по истории философии, философии религии и религиоведению. Доктор философских наук (1967), профессор (1990), член-корреспондент Российской академии (1994), академик Российской академии наук (2000). Окончил философский факультет МГУ им М.В. Ломоносова, (1953), аспирантуру того же ф-та (1956). С 1958 работал в Институте философии АН СССР: младшим научным сотрудником, старшим научным сотрудником, заведующим секторов, заместителем директора Института. В 1961- 1963 гг. - заместитель заведующего агитации и пропаганды ЦК ВЛКСМ. В 1974-1978 - 1-й секретарь посольства СССР в США,1979 -1987 - ведущий научный сотрудник Института международного рабочего движения. С 1987 - вновь в Институте философии АН СССР: ведущий научный сотрудник, заведующий сектором, заместитель директора Института. В настоящее время - заведующий Отделом аксиологии и философской антропологии Института философии РАН. Главный редактор (1991) журнала Президиума РАН «SocialSciences».

 

Л.Н. Митрохин опубликовал 10 книг, 11 брошюр и около 300 научных статей. В его трудах исследуется роль религии в становлении европейской культуры, история и современное состояние протестантизма, а также фундаментальные проблемы философии религии. Многие публикации М. посвящены истории и современному состоянию реформационных движений на Западе и в России («ереси», «сектантство»), преимущественно баптизма. В их числе «Баптизм и современность» (М., 1964); «Кризисные явления в современном баптизме» (М., 1967). В монографии М. «Баптизм: история и современность (СПб., 1997) одним из первых в научной литературе представил формирование и состояние мирового баптизма - как западного, так и российского. В русле этой проблематики находятся и работы М. о взглядах У. Раушенбу-ша, М. Л. Кинга, Р. Нибура, Б. Грэма и др. ведущих теологов Запада. В них выявляется сущность протестантских образований как особого историко-культурного феномена, прослеживаются пути их формирования в различных регионах Западной Европы и России.

 

Специальное внимание М. уделил проблемам христианской антропологии, обратившись к ним уже в книге «Христианская «Наука жизни» (М., 1957). М. детально проанализировал историю становления и философскую значимость атеистических воззрений Маркса и Энгельса («Философия религии (опыт истолкования Марксова наследия». М., 1993). Отмечая преимущественно социологизированный подход марксизма к религии и невнимание к фундаментальным экзистенциальным проблемам, Л.Н. Митрохин вместе с тем, убедительно показывает выдающиеся заслуги Маркса в разработке концепции «отчуждения», учения об идеологии и сознании («товарный фетишизм», «форма превращенная» и т.д.). Он высоко оценивает и работы Энгельса по раннему христианству и истории протестантизма в Германии. Ряд работ Л.Н. Митрохина посвящены анализу идеологии и культуры США: «Американские миражи» (М. 1962, 1965), «Антикоммунизм в США» (М., 1968), «Негритянское движение в США: идеология и практика» (М. 1974), «Религии «Нового века» (М., 1985). В последней книге дана обстоятельная характеристика «культов», или «нетрадиционных религий», распространившихся на Западе в 70 гг., а сегодня - и в России.

 

Л.Н. Митрохин опубликовал серию работ, в которых, раскрывая политическую тенденциозность и теоретическую поверхностность «научного атеизма», проанализировал судьбы религии в условиях «перестройки» (т.н. «религиозное возрождение» России), отстаивая принципы светского свободомыслия (коллективный труд «Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994; «Религия и культура. М. 2000). В его трудах особое внимание уделяется исследованию «вертикального» измерения культуры, социально-онтологическим и историческим корням религиозного сознания. Он стремится выяснить место религии в системе культуры (в сопоставлении с наукой, политикой, моралью, искусством), как особого типа экзистенциального знания, одного из исторически закономерных способов решения фундаментальных проблем существования и предназначения человека. При этом особое значение он придает строгому определению и разграничению типологических особенностей «религии», «теологии», «религиозной философии» и «философии религии», проблемам их диалога и «критического партнерства» в обстановке плюралистической цивилизации.

 

Избранная библиография трудов Л.Н. Митрохина


1960.

  • Адвентисты// Философская энциклопедия: В 5 т. T.I.M.: Советская энциклопедия, 1960. С. 24.
  • Баптисты// Там же. С. 129-130.
  • Джемс Уильям // Там же. С. 470-471.

1964.

  • Некоторые черты современного баптизма // Вопросы философии. 1964. №2. С. 62-73 ( совм. с Э.Я. Лягушиной).
  • Баптизм и современность. М.: Знание, 1964. -80 с.

1965.

  • О методологии и конкретных исследований в области религии // Социология в СССР: В 2 т. М., 1965. Т.1. С.297-322.
  • Социальная природа баптизма // Наука и религия. 1965. №3. С. 30-33.
  • Человек и бог в баптизме // Наука и религия. 1965.№4. С. 43-46.
  • Баптизм и современное естествознание // Наука и религия. 1965.№5. С. 10-13.
  • Социальная философия Мартина Лютера Кинга // Вопросы философии. 1965.№7. С. 114-125.
  • Баптизм и мораль // Наука и религия. 1965.№7.
  • Баптизм и труд // Наука и религия. 1965.№10. С. 21-23.
  • Баптизм о «любви к ближнему» // Наука и религия. 1965.№11.
  • Проблема личности в протестантизме // Человек в социалистическом и буржуазном обществе: Симпозиум.: Докл. и сообщения. М., 1965. С. 59-86.

1966.

  • О природе баптистского утешения // Наука и религия. 1966.№5. С. 52-56.

1967.

  • Баптизм о смысле жизни // Наука и религия. 1967.№7. С. 24-28.
  • Раскол в современном баптизме // Вопросы научного атеизма. М., 1967.Вып. 3. С. 84-110 (совм. с А.И. Клибановым).
  • О методологии исследований современной религиозности // Конкретные   исследования   современных   религиозных   верований.   М.: Мысль, 1967. С. 35-52.
  • Кризисные явления в современном баптизме. М.: Знание, 1967. — 65 с. (совм. с А. И. Клибановым).
  • Человек в баптистской общине // Вопросы философии. 1968. № 8. С. 42-52.
  • «Черные мусульмане» в США // Наука и религия. 1968. № 11. С. 74-79.
  • Протестантская концепция человека // Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1968. С. 346—373.

1969.

  • Баптизм и научное знание. М.: Знание, 1969. — 62 с.

1970.

  • «Нация ислама» и Малкольм X [О социальной программе американской  организации   «Черные  мусульмане»] // Вопросы  философии. 1970. №3. С. 120-133.

1971.

  • О «диалоге» марксистов и христиан // Вопросы философии . 1971.№7. С. 48-58.

1972.

  • Научно-технический прогресс и современное христианство // Во­просы философии. 1972. № 11. С. 56—69.
  • Резюме на англ. яз. — с. 187.

1973.

  • Христианство в эпоху научно-технической революции. Статья 1 // Наука и религия. 1973. № 6. С. 28-34. Христианство в эпоху научно-технической революции. Статья 2 // Наука и религия. 1973. № 8. С. 9-14.
  • Христианство в эпоху научно-технической революции. Статья 3 // Наука и религия. 1973. № 11. С. 29-35.

1974.

  • Диалог марксистов с христианами. М.: Знание, 1974. — 64 с.

1982.

  • Религии «Нового века» в США//Вопросы философии. 1982. № 4. С. 73-81.
  • Фатальный исход «Народного храма» // Наука и религия». 1982. № 9. С. 55—59 (подп.: Л. Тимошин).
  • «Мессия должен быть богаче всех» [О «церкви унификации», осно­ванной Сан Мен Муном, США]//Наука и религия. 1982. №11. С. 59—63 (подп.: Л. Тимошин).

1983.

  • «...Этот странный мир Харе Кришна» // Наука и религия. 1983. № 1.С. 52—57; № 2. С. 59—63 (подп.: Л. Тимошин).
  • Беседы об атеистическом наследии Маркса. Беседа 1: Понять во всей цельности. // Наука и религия. 1983. № 4. С. 23—27.
  • Беседы об атеистическом наследии Маркса. Беседа 2: Социальная природа религии // Наука и религия. 1983. № 6. С. 11—14.
  • Беседы об атеистическом наследии Маркса. Беседа 3: Наука и рели­гия // Наука и религия. 1983. № 8. С. 22-27.
  • Понятие религии у Маркса // Вопросы философии. 1983. № 8. С. 44—58. Резюме на англ. яз. — с. 173.
  • Беседы об атеистическом наследии Маркса. Беседа 4: Религия и поли­тика // Наука и религия. 1983. № 10. С. 19-23.
  • Беседы об атеистическом наследии Маркса. Беседа 5: Мораль и рели­гия // Наука и религия. 1983. № 12. С. 10-14.

1984.

  • Беседы об атеистическом наследии Маркса. Беседа 6: Личность и ре­лигия // Наука и религия. 1984. № 2. С. 16-20.
  • Беседы об атеистическом наследии Маркса. Беседа 7: Исторические судьбы религии // Наука и религия. 1984. № 5. С. 18—23.
  • Религиозные «культы» в США. М.: Знание, 1984. — 64 с.
  • Философия, религия, культура [Рецензия] // Вопросы философии. № 6

1985.

  • Стефан Цвейг: фанатики, еретики, гуманисты [вступительная ста­тья] // Цвейг Стефан. Очерки. М.: Советская Россия, 1985. С. 5—46.
  • Атеистическое наследие Энгельса. Статья 1. Прощание с «вуппертальской верой» // Наука и религия. 1985. № 8. С. 10—14.
  • Атеистическое наследие Энгельса. Статья 2. Первоначальное христианство // Наука и религия. 1985. № 9. С. 17—21.
  • Атеистическое наследие Энгельса. Статья 3. Эпоха Реформации // Наука и религия. 1985. № 10. С. 20-24.
  • Атеистическое наследие Энгельса. Статья 4. Освобождение естествознания от теологии // Наука и религия. 1985. № 11. С. 17—21.
  • Религия и политика // Вопросы научного атеизма. 1985. № 33. С. 7—28.

1986.

  • Христианство о войне и мире // Наука и религия. 1986. № 6. С. 14—17.
  • О «теологии освобождения» // Наука и религия. 1986. № 7. С. 52—55.
  •  Методологический аспект исследования религиозной морали // Во­просы научного атеизма. М.: Мысль, 1986. № 34. С. 26—43.
  • Атеизм Маркса в наши дни // Мир человека: Ежегодник. М.: Молодая гвардия, 1986. С. 40-53.

1987.

  • Религия в системе культуры. 1. Древнее общество // Наука и религия.1987. №8. С. 14-17.
  • Религия в системе культуры. 2. Становление христианства — мировой V' религии // Наука и религия. 1987. № 10. С. 3—5.
  • Кто такие кришнаиты? // Атеизм и религия: вопросы и ответы. М.: Политиздат, 1987.
  • Социалистическая действительность и религия // Наука и религия. 1987. №11. С. 40-43.

1988.

  • Религия в системе культуры. 3. Великая эпоха: Ренессанс — Реформа­ция // Наука и религия. 1988. № 1. С. 22-25.
  • Крещение Руси: история и современность. М.: Знание, 1988. — 64 с. (совм. с А. И. Клибановым).
  • Соммерсет   Моэм:   бремя   религиозных   страстей   [предисловие]// Моэм Сомерсет. Каталина. М.: Советская Россия, 1988.

1989.

  • Религия как предмет науки // Религии мира-87. М.: Наука, 1989. С. 5—34 (совм. с А. И. Клибановым).
  • Философы и религия // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 16—35.    
  • Резюме на англ. яз. — с. 174.

1990.

  • Религия   и   мы // Квинтэссенция:   Философский   альманах / Сост. B. И. Мудрагей, В. И. Усанов. М.: Политиздат, 1990. С. 307-340.
  • Протестантизм  как  феномен  европейской  культуры // Протестантизм: Словарь атеиста. М.: Политиздат, 1990.

1991.

  • Религия и политика. М.: Знание, 1991. — 78 с.

1992.

  • Христианские ценности на рубеже III тысячелетия // Диспут.  1992. № 1. С. 7-20.

1993.

  • Философия религии (опыт истолкования Марксова наследия). М.: Республика, 1993. — 415 с.

1994.

  • Религия и политика в российской исторической традиции // Религия и политика в посткоммунистической России. М.: ИФРАН, 1994. C. 6-32.

1995.

  • Религиозная ситуация в современной России // Социологические ис­следования. 1995. № И. С. 79-81.

1996.

  • «Нетрадиционные религии» в посткоммунистической России (круг­лый стол) // Вопросы философии. 1996. № 12. С. 3—32.

1997.

  • Баптизм: история и современность. СПб.: РХГИ, 1997. — 480 с.

1998.

  • Была ли реформация в России? // Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. М., 1998. С. 219—230.

1999.

  • «Критика религии по существу закончена...» // К. Маркс и современная философия. М.: ИФ РАН, 1999. С. 168-179.
  • Грэм Б. // Политическая энциклопедия. М., 1999.    
  • Кинг М. JI. // Там же.
  • Нибур Р. // Там же.
  • Пацифизм // Там же.
  • Религиозный фактор (в политике) // Там же.
  • Социальный евангелизм // Там же.

2000.

  • Религия и культура (философские очерки). М.: ИФ РАН, 2000. — 318 с.
  • Научное знание и религия на рубеже XXI века // Вестник Российской академии наук. 2000. Т. 70. № 1. Январь. С. 1—9.
  • Религия и образование в XXI веке // Социология. [Минск,] 2000. № 4.С. 46-57.
  • Арминий // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2000. Т. I. С. 179-180.
  • Баптизм // Там же. С. 215.
  • Грэм Б. // Там же. С. 562.
  • Диссентеры // Там же. С. 671—672.

2001.

  • Научное знание и религия в XXI веке. Исторические предпосылки и перспективы диалога науки и религии // Наука и вера. Высшая ре­лигиозно-философская школа. СПб., 2001. С. 5—21.
  • Кальвин Ж. // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2001. Т. II. С. 200-201.
  • Кальвинизм // Там же. С. 201—202.
  •  Кинг М. Л. // Там же. С. 243-244.
  •  Лютер М. // Там же. С. 467-469.
  • Лютеранство // Там же. С. 469.
  •  Меланхтон Ф. // Там же. С. 522.
  •  Мэтьюс Ш. // Там же. С. 634.
  • Нетрадиционные религии // Там же. Т. III. С. 79—81.
  •  Нибур Райнхольд // Там же. С. 81—82.
  •  Пацифизм религиозный // Там же. С. 215.
  •  Протестантизм // Там же. С. 375—377.
  • Раушенбуш У. // Там же. С. 420—421.
  •  Религия // Там же. С. 436—442.
  • Сектантство // Там же.
  • Социальный евангелизм // Там же.
  • Тиллих П. // Там же. Т. IV. С. 66-68.
  • Философия религии // Там же. С. 230—235 (совм. с В. И. Гараджей).
  • Франк Себастьян // Там же. С. 271.
  • Цвингли У. // Там же. С. 314.

2002.

  • Религия, политика, нация//Гуманитарный ежегодник. № 1. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2002. С. 164-180.

2003.

  • Христианство и политика: Учебное пособие. М.: РАГС, 2003. — 168 с.
  • Религия и мораль в российском обществе (полемические замет­ки) // Гуманитарный ежегодник № 2. Ростов-на-Дону. 2003. С. 189—201.
  • Философия религии: новые перспективы. Доклад на пленарном за­седании Третьего Российского философского конгресса // III Российский философский конгресс «Рационализм и культура на пороге III тысячелетия». Ростов-на-Дону, 2003.
  • Перепечатано в: Вопросы философии. 2003. № 8. С. 18—36.
  • Реформация в России // Российская цивилизация. М., 2003. С. 411—419.
  •  Понятие религии, ее место и роль в современном мире // Религиове­дение: Учебное пособие. СПб., 2003. С. 36—65.
  • Понятие   религии.   М.:   Современный   гуманитарный   университет, 2003.-294 с.
  • Нетрадиционные религии // Социологическая энциклопедия: В 2 т. М., 2003. Т. II. С. 48-49.
  • Нибур Рейнхольд // Там же. С. 51—52.
  • Религия и политика // Там же. С. 343—345.

2004.

  • Англиканство // Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М., 2004. Т. I. С. 43-44.
  • Атеизм // Там же. С. 73—74.
  • Бейль П. // Там же. С. 81—82.
  • Гуманизм // Там же. С. 196—197.
  • Диалектическая теология // Там же. С. 235—236.
  • Ереси // Там же. С. 268—269.
  • Кальвин Ж. // Там же. С. 347-348.
  • Кальвинизм // Там же. С. 348—349.
  • Кинг М. Л. // Там же. С. 368.
  • Лютер М. // Там же. С. 462—463.
  • Лютеранство // Там же. С. 463.
  • Мистицизм // Там же. С. 505—506.
  • Мифология // Там же. С. 509—511.
  • Модернизм религиозный // Там же. С. 519—520.
  • Мюнцер Т. // Там же. С. 537—538.
  • Нетрадиционные религии // Там же. С. 573—574.
  • Пацифизм религиозный // Там же. С. 639—640.
  • Протестантизм // Там же. С. 698—700.
  • Религия // Там же. С. 725-728.
  • Сектантство // Там же. С. 757—758.
  • Сервет М. // Там же. С. 764.
  • Теология // Там же. С. 859.
  • Тиллих П. // Там же. С. 867-868.
  • Фейербах Л. // Там же. С. 899-900.
  • Фидеизм // Там же. С. 907-908.
  • Философия религии // Там же. С. 927—929 (совм. с В. И. Гараджей).
  • Фундаментализм религиозный // Там же. С. 948—949.
  • Цвингли У. // Там же. С. 965.
  • Язычество // Там же. С. 1042-1043.
  • Из бесед с академиком Ойзерманом // Вопросы философии. 2004№5. С. 33-77.
  • От научного атеизма к наукам о религии XXI века // Философско-методологические проблемы изучения религии (Материалы конферен­ции 28-29 октября 2003 года). М., 2004.

2005.

  • Мои философские собеседники. СПб., 2005. — 648 с.