Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор философии культуры
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2014 » Сектор философии культуры

Сектор философии культуры

Научный отчет за 2014 год

Сектор философии культуры

Зав. сектором – доктор филос. наук С.А. Никольский

 

Дана интерпретация содержания «культурного» в его сложности и множественности (Проблемы философии культуры. Вып. 2 / Отв. ред. С.А. Никольский) Продемонстрировано, что философская оптика позволяет рассматривать историю как постоянно открытую систему (Межуев В.М. История как философская проблема).

 

Рассмотрена природа экзистенциального опыта и экзистенциальной философии. Показано, что последняя не совпадает ни по содержанию, ни по объему с экзистенциализмом, рассматриваемым лишь как определенная школа или направление в современной философии (Кузьмина Т.А. Экзистенциальная философия).

 

Феномен смерти в ее сопряженностью с жизнью рассмотрен как один из моментов отечественного мировоззрения (Никольский С.А. Смерть в осмыслении русской литературы (Лев Толстой и Андрей Платонов)).

 

Показано, что общей чертой повышенного интереса к проблематике памяти является фиксируемый экспертами кризис/конфликт идентичностей как на национальном, так и на персональном уровнях, а также трансформация представлений об идентичности в социально-гуманитарном знании (Кознова И.Е. Историческая память: проблемное поле современных исследований).

 

Показано, как феминистская и постмодернистская философия деконструировали идею бинарности тела и культуры (Воронина О.А. Гендерный подход в философии культуры и философской антропологии).

 

Исследованы доязыковые модели идентичности. Современные концепты «философии жизни» и феноменологии коррелируют с такими феноменами архаической культуры как сочувствие, сопричастность и др., определяющими ранние формы этики и коммуникации. Само конституирование мира, его языковых феноменов происходит в условиях сакрализации и ритуализации обыденного (Домников С.Д. Сакральное мирское).

 

Проанализирован религиозный (в частности, конфессиональный) аспект построения этнической и культурной идентичностей, в том числе этнокультурных меньшинств. Показана роль религии в процессе создания и трансформации социальной и культурной дистанции между сообществами (Трофимова К.П. Конструирование священных мест в мультикультурной среде: пример святилища «Зайде Башче» в Нише (Сербия); Она же. «Джунгалье якха»: поверья о «дурном» глазе в традициях отдельных цыганских сообществ на Балканах»).