Институт Философии
Российской Академии Наук




  2018 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор этики » Основные научные результаты » 2018 год

2018 год

Научный отчет сектора этики Института философии РАН за 2018 год

 

I. Важнейшие научные результаты


Приоритетное исследовательское направление 2018 года

  • Феномен морали. Позитивно-теоретический и критический анализ природы морали, ее аспектов, элементов и форм 
    В ходе исследования осуществлен комплексный анализ феномена моральной императивности как механизма воздействия моральных ценностей и ценностных представлений на суждения и поступки людей. В основе исследования – понимание морали как системы ценностей и рассмотрение императивности как «вторичной» характеристики морали, посредством которой реализуется ее ценностное содержание. Такое понимание морали обусловило полемичный характер исследования по отношению к пространной традиции в моральной философии, согласно которой именно в императивности, причем выраженной в форме требований, проявляется специфика морали. Аналитическая критика императивизма в этике позволила по-новому раскрыть проблемы моральной регуляции и субъекта моральной императивности и развернуто представить природу действенности моральных требований, их формирование и способы обоснования, характер их авторитета. Специальному критическому разбору были подвергнуты различные попытки обоснования значимости и непреложности моральных требований и лежащих в их основе ценностей, способы обоснования морального требования субъектом, в качестве которого может выступать как тот, кто предъявляет требование другому (другим), так и тот, кто, осознавая требование, признает его в качестве внутреннего долженствования. Проведенная в ходе исследования критическая работа направлена на повышение рефлексивной стройности сложившегося русскоязычного морально-философского дискурса и преодоление в нем теоретических инерций.
    Результаты отражены в коллективной монографии Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Прокофьев А.В. Феномен моральной императивности. Критические очерки. М.: ИФ РАН, 2018. 196 с.

Индивидуальные исследования 

  • Игровой элемент в социальной коммуникации 
    Й. Хёйзинга, исходя из своей концепции игры, показал, что игровое начало (элемент) не только присутствует в разных видах социокультурной деятельности, но составляет сердцевину культуры; культура начинается с игры и несет игровое начало во всех своих проявлениях. Введя понятие игрового начала, Хёйзинга рассматривал этот феномен как результат обнаружения характеристик игры в иных, формально неигровых видах деятельности, и считал, что это дает ему основание рассматривать культуру как игру. В результате исследования было показано, что последовательное развитие этого утверждения ведет к размыванию имеющихся существенных различий между игрой и тем, что игрой не является, даже содержа в себе некие элементы игры. На основе критического переосмысления концепции игры Хёйзинги и семантического анализа под этим углом зрения работ Лукаса ван Лейдена сделан вывод о необходимости спецификации нормативной функции игры в культуре с учетом дифференцированности видов игры (таких, например, как игра-воображения, игра-представление, игра-состязание, игра-церемония, игра-испытание, игра-тренинг), а также различения игры как социокультурного феномена, с одной стороны, и социокультурных феноменов, содержащих игровой элемент, с другой (Апресян Р.Г. Лукас ван Лейден, Хейзинга и пространство игры // Этич. мысль / Ethical Thought. 2018. № 2. С. 116–128 ; Он же. Игровой элемент в социальной коммуникации // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2018. Т. 18. № 10. С. 32–36).

  • Нормативный нравственный абсолютизм
    На основе исследования морального учения Л.Н. Толстого были продемонстрированы особенности его абсолютизма, который можно обозначить как нормативный абсолютизм в отличие от теоретического абсолютизма. Было показано, что если последний сосредоточен на осмыслении морали как таковой (ее смысла, назначения, особенностей функционирования и т.д.) и на анализе ее существенных характеристик, нормативный абсолютизм сосредоточен на формулировании системы конкретных безусловных правил, которыми в своих решениях и поступках должен руководствоваться любой человек. Своеобразие нормативного абсолютизма Толстого проявляется в акценте на перфекционизме и запретительном характере моральных правил. Содержательно нормативный абсолютизм Толстого определен законом непротивления, который трактуется как закон прямого действия, не допускающий никаких исключений (Артемьева О.В. Нравственный абсолютизм Льва Николаевича Толстого // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2018. № 3. С. 37–46).

  • Мораль и право
    Проанализированы изменения в характере взаимодействия морали и права в условиях становления правового государства. Показано, что они развиваются в направлении автономных нормативных систем, которые находятся в ассиметричных отношениях. Основная линия разграничения между ними определяется тем, что мораль выражает внутренний (исходный, субъектный), а право – внешний (объективированный) аспекты деятельности индивидов, их ответственного существования в обществе (Гусейнов А.А. Мораль и право: линия разграничения // Lex Russica. 2018. № 8(41). С. 7–22).

  • Этика как практическая философия
    Рассмотрена предметность этики как практической философии в ее историческом становлении, основном теоретическом содержании, соотношении с другими аспектами философии и важнейших нормативных следствиях. Своеобразие авторского подхода состоит в понимании самой философии как своеобразного этического проекта, в рамках которого мораль выступает как один из пределов рациональности, получающего адекватное выражение в негативных поступках (Гусейнов А.А. Проблемы философской этики = Problems of Ethics / Transl. by Baichun Zhang. Beijing: Standard Publications, 2018. 214 p.).

  • Поступок как философско-этическое понятие
    В процессе критики понимания связи аристотелевской этики с метафизикой через выявление метафизических оснований этики, что неизбежно низводит ее до некоего следствия, вывода из метафизики, показано, что не только единство важнейших понятий метафизики и этики Аристотеля, но, в первую очередь, предельность понятия поступка как актуальной действительности, единого и единственного бытия человека как самого себя указывает на развитие этики как первой философии. Обращение к философской близости Маркса и Аристотеля, о которой однозначно свидетельствует анализ текстов, привело к пониманию позитивного содержания этических взглядов Маркса. Подлинное бытие человека оба мыслителя связывают с деятельностью. Коммунистический идеал перехода ποίησις в πρᾶξις через преодоление отчуждения, означает, в сущности, превращение всего человеческого пространства в пространство поступка, свободного общения, то есть полис. Маркс и Аристотель близки и в философской оптике: они воспроизводят взгляд деятеля как самопорождающего существа – это направление взгляда лежит в основе философичности аристотелевской этики, противостоящей мнению, и критического характера марксовой мысли (Зубец О.П. Не метафизические основания этики, но этика как первая философия // Этич. мысль / Ethical Thought. 2018. Т. 18. № 1. С. 78–83; Она же. Концептуальная близость с Аристотелем как ключ к этическому замыслу Маркса // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2018. № 3. С. 16–27).

  • Нравственное богословие XVI–XVII вв.: конфессиональная специфика
    На примере сочинений по нравственному богословию иезуита Франсиско де Толедо (1534–1596) было изучено влияние испанской схоластики на становление и содержательную эволюцию православных и униатских пособий по подготовке к таинству исповеди XVII в. («Наука о седми тайнахъ церковных» в составе виленского «Требника» 1617/18 гг. и «Мир с Богом человеку». Киев, 1669). Было установлено, что и униаты, и православные могли опираться на одни и те же католические тексты, которые служили для них общим источником богословского знания и что обе конфессии решали схожую проблему: выработка своего богословского языка и понятийного аппарата. Несмотря на острые конфессиональные противоречия, на протяжении XVII в. заметно обращение и киевских, и московских православных авторов к богословским построениям католиков и униатов (Корзо М.А. Об испанских влияниях на религиозную литературу униатов и православных в Речи Посполитой XVII в.: постановка проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия II «История. История Русской Православной Церкви». 2018. Вып. 84. С. 35–47; Она же. Православное нравственное богословие XVII в. и его специфика: «Мир с Богом человеку» (Киев, 1669) // Этич. мысль / Ethical Thought. 2018. Т. 18. № 2. С. 56–71).

  • Мораль как предмет аналитической этики
    Рассмотрена эволюция аналитической философской мысли, в основном освободившейся от неопозитивистской доктрины лингвоцентризма и превратившейся в универсальный аналитический стиль, совместимый с самыми разными методологическими и мировоззренческими позициями в философии морали. Проведена дифференциация современной аналитической этики, воплощающей аналитический стиль в чистом виде, и метаэтики, сохранившей заметные элементы упомянутой лингвоцентристской доктрины. Такое разделение двух (ранее отождествляемых) дисциплин облегчает возможность принятия аналитического стиля теми школами этической мысли, которые возникли и развивались в традициях классической этики. Показано, что интенция морального долженствования, понятого как «чувство долга» (т.е. как эмотивно-побудительный феномен психики) в принципе не подлежит рациональному обоснованию. Это обстоятельство является главной причиной безуспешности многочисленных попыток философов и моралистов построить «нормативную теорию», доказывающую необходимость принятия и соблюдения норм морали. Показано, что идея универсальности морали необходимо предполагает признание единственности ее основополагающих принципов, устойчиво сохраняющих свою идентичность в разных культурах и в разные эпохи. Отстаивается позиция натуралистического монизма, выявляющего единые основы морали в непосредственно данном многообразии ее норм, в отличие от монизма метафизического, усматривающего единство морали лишь в ином (умопостигаемом) мироизмерении (Максимов Л.В. Об аналитическом стиле в этике // Этич. мысль / Ethical Thought. 2018. Т. 18. № 1. С. 5–17; Он же. Моральный долг: проблема обоснования // Философская мысль. 2018. № 12. С. 35–45; Он же. Универсальность морали как ее единственность // Мораль и универсальность. Вып. I / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Гуманитарий, 2018. С. 106–126).

  • Античная этика: ключевые проблемы, методология исследования
    Посредством анализа историко-философской методологии исследования античных этических учений определен оптимальный метод такого исследования. Метод представляет собой метапонятийный текстологический концептуальный анализ, он осуществляется посредством: (1) разбора употребления слова в тексте через оппозиции и дифференциации смысловых отличий, (2) выявления общего смыслового ядра у различных понятий, (3) фиксации смыслового ядра в понятиях метаязыка исследования, (4) установления с помощью метапонятий концептуальной структуры текста. В результате метапонятийного текстологического концептуального анализа работ Платона и Аристотеля установлено: (1) концепция энергийного бытия человека в философии Аристотеля позволяет рассматривать связь метафизики и этики комплексно, посредством развернутого описания природы человека, когда понятие «энергия» выражает и онтологический статус человека, и его добродетельный поступок как самоценный; (2) связь этики и практики социального регулирования в философии Платона и Аристотеля определяется целью достижения единства общества. Платон с этой целью разрабатывает концепцию «словесной лжи» как способа формирования максимально единого и регулируемого мировоззрения граждан полиса, проводит моральное оправдание лжи. Аристотель разрабатывает концепцию умеренного единства осуществляемого через общение, для чего проводит моральное оправдание равенства субъектов коммуникации (Платонов Р.С. Проблема метода в историко-философском исследовании // Идеи и идеалы. 2018. № 4. Т. 1. С. 191–211; Он же. Связь метафизики и этики в философии Аристотеля: понятие «энергия» // Этич. мысль / Ethical Thought. 2018. Т. 18. № 1. С. 95–99; Он же. Социокультурный аспект этики Платона в диалоге «Государство» // Философская мысль. 2018. № 12. С.18–34; Он же. Коммуникативное единство полиса Аристотеля  // Полилог. 2018. Т. 2. № 3).

  • Моральные критерии принятия общественно значимых решений
    Предложен набор этических принципов, которые регулируют процесс принятия решений, влияющих на обеспечение общества и отдельных его членов экологическими благами. Центральным принципом является принцип увеличения суммированной выгоды (применительно к экологическим благам он требует использовать специальные
    методы выявления их экономической стоимости, в числе которых – предположительная, или условная, оценка). Широкая распространенность адаптированных предпочтений и экологической нечувствительности заставляет дополнить принцип увеличения суммированной выгоды принципом улучшения качества жизни населения. Необходимость принимать решения в условиях неопределенности их последствий и невосполнимости значительной части сопряженных с ними потерь заставляет ввести третий принцип – принцип предосторожности (Прокофьев А.В. Проблема предосторожности: нормативный контекст, истоки актуальности, альтернативные решения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2018. Т. 22. № 3. С. 291–300).


  • Проблема метафизического обоснования морали
    Рассмотрен вопрос о том, может ли метафизика стать основой моральной философии в современных условиях. Показано, что истоком эмансипации моральной философии от метафизики выступает новоевропейское обоснование морали на фундаменте проблемы метафизики (И. Кант). Как следствие, задача метафизического обоснования моральной философии представлена как задача обращения к античным началам философии, в частности к основополагающей для античности идее целостности бытия (Скоморохов А.В. Метафизика как основа моральной философии: состояние и возможности // Этич. мысль / Ethical Thought. 2018. Т. 18. № 1. С. 124–129).

  • Этика миграции
    Проведен критический анализ основных аргументов в пользу моральной обоснованности права государства на осуществление миграционного контроля. Посредством метода аналогий и предположений о возможных  последствиях «открытых границ» продемонстрировано, что исходным основанием любой попытки морально обосновать суверенный миграционный контроль служит деление людей на «своих» и «чужих», которое не выдерживает философской критики, а также не соответствует основным интуициям о морали. Сделан вывод о том, что признание морального права государства на миграционный контроль противоречит принципам гуманизма, толерантности и моральной ценности каждого человека (Троицкий К.Е. В поисках этики миграции. Дискуссия о государственных границах: основные теоретические позиции и аргументы // Этич. мысль / Ethical Thought. 2018. Т. 18. № 1. С. 130–145).

  • Этическое значение прощения и ненасилия
    Представлен критический обзор оценок некоторых советских авторов и представителей русской эмиграции первой половины ХХ в., данных ими учению о непротивлении злу насилием; описаны некоторые эпизоды из истории судьбы философско-религиозного творческого наследия Л.Н. Толстого и толстовского движения в России в первые годы после захвата власти большевиками. Цензура, направленная на философские произведения Толстого при новой власти, а также репрессии сторонников его учения стали проявлением имморализма, заключающегося в идеологии большевизма, в которой важное место отводилось насилию. При различии политических и ценностных позиций идеологов большевиков и представителей белой эмиграции их формальная критика учения о непротивлении злу насилием в ряде моментов совпадала. Учение Толстого обеими сторонами обычно рассматривалось как маловразумительное, наивное, трусливое, эгоистичное и вредное. Толстой объявлялся гениальным художником, но слабым мыслителем. Его этические идеи расценивались как провокационные и опасные для политических устремлений обоих противоборствующих лагерей, будь это Советская Россия большевиков, либо Новая Россия белой эмиграции. Имея возможность оглянуться на трагическую историю России XX в., можно с уверенностью сказать, что утопистами, еще и пошедшими на компромисс с массовым насилием, были большевики и белогвардейцы, тогда как единственную, а главное моральную альтернативу, позволявшую прекратить конфликт, несло в себе учение о непротивлении злу насилием Толстого, не утратившее свое значение и в XXI в. (Троицкий К.Е. Полемика вокруг учения Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием в первое десятилетие после 1917 года // Гуманитар. ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2018. Вып. 3(27). Т. 1. С. 95–114).

 

II. Публикации

Монографии и коллективные труды

  • Апресян Р.Г., Артемьева О.В., Прокофьев А.В. Феномен моральной императивности. Критические очерки. М.: ИФ РАН, 2018. 196 с.
  • Гусейнов А.А. (Guseynov A.A.). Проблемыфилософскойэтики = Problems of Ethics / Transl. by Baichun Zhang. Beijing: Standard Publications, 2018. 214 p. на кит. языке. 

Статьи в научных журналах

  • Апресян Р.Г. Донжуанизм: ценностные установки, предпочтения, повадки // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2018. № 3. С. 5–15.
  • Апресян Р.Г. Игровой элемент в социальной коммуникации // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2018. Т. 18. № 10. С. 32–36.
  • Апресян Р.Г. Лукас ван Лейден, Хейзинга и пространство игры // Этич. мысль / Ethical Thought. 2018. Т. 18. № 2. С. 116–128.
  • Апресян Р.Г. Неоднозначность ситуации. Двусмысленность положения // Ведомости приклад. этики. 2018. Вып. 51. С. 41–51.
  • Апресян Р.Г. Нормативная регуляция поведения // Человек. 2018. № 1. С. 5–19.
  • Апресян Р.Г. Этико-прикладное проектирование: условия реалистичности // Ведомости приклад. этики. 2018. Вып. 52. С. 9–18.
  • Артемьева О.В. Нравственный абсолютизм Льва Николаевича Толстого // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2018. № 3. С. 37–46.
  • Гусейнов А.А. (Guseynov A.). Ethics and its Place in Philosophy // Social Sciences. 2018. Vol. 49. No. 2. P. 75–90.
  • Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности по Конфуцию // Ведомости приклад. этики. 2018. Вып. 52. С.111–118.
  • Гусейнов А.А. К осмыслению понятий «секулярное» и «постсекулярное» общество // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. 2018. № 1. С. 22–23.
  • Гусейнов А.А. Мораль и право: линия разграничения // Lex Russica. 2018. № 8(41). С. 7–22.
  • Гусейнов А.А. Философское наследие Л.Н. Толстого (интервью Предрага Чичовачки) // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2018. Т. 11. № 2. С. 5–21.
  • Зубец О.П. Аристократический анархизм Льва Толстого // Гуманитар. ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2018. Вып. 3(27). Т. 1. С. 74–88.
  • Зубец О.П. Концептуальная близость с Аристотелем как ключ к этическому замыслу Маркса // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2018. № 3. С. 16–27.
  • Зубец О.П. Не метафизические основания этики, но этика как первая философия // Этич. мысль / Ethical Thought. 2018. Т. 18. № 1. С. 78–83.
  • Корзо М.А. (Margarita A. Korzo). Druki jezuickie w kręgach prawosławnych: dwa przykłady z XVII-wiecznej Rzeczypospolitej // Biblioteka. 2018. No. 22(31). S. 65–73.
  • Корзо М.А. (Korzo M.A.) Notes on the Role of the Basel Manuscripts in Sixteenth-Century Protestant Literature of the Grand Duchy of Lithuania // Odrodzenie i Reformacja w Polsce. 2016. Special Issue. S. 49–69. (не вошло в отчет 2016 и 2017 гг.).
  • Корзо М.А. (Korzo Margarita A.) W poszukiwaniu nowego spojrzenia na wszesnonowożytną ukraińską kulturę religijną. Uwagi na marginesie książki: Natalâ Âkovenko, U pošukah Novogo neba. Žittâ ì teksti Joanikìâ Galâtovs’kogo // Pamiętnik Literacki. 2018. T. 109. № 2. S. 209–215.
  • Корзо М.А. Об испанских влияниях на религиозную литературу униатов и православных в Речи Посполитой XVII в.: постановка проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия II «История. История РПЦ». 2018. Вып. 84. С. 35–47.
  • Корзо М.А. Православная проповедь в Речи Посполитой XVII в.: некоторые наблюдения // Slověne. 2017. Т. 6. № 2. С. 578–596. (не вошло в отчет 2017 г.).
  • Корзо М.А. Православное нравственное богословие XVII в. и его специфика: «Мир с Богом человеку» (Киев, 1669) // Этич. мысль / Ethical Thought. 2018. Т. 18. № 2. C. 56–71.
  • Корзо М.А. Рецензия на книгу: Наталя Яковенко. У пошуках Нового неба. Життя i тексти Йоаникiя Ґалятовського. Киïв: «Лаурус»; «Критика», 2017. 704 с. // Slověne. 2018. Т. 7. № 1. С. 468–474.
  • Максимов Л.В. Моральный долг: проблема обоснования // Филос. мысль / Philosophical Thought. 2018. № 12. С. 35–45. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/fr/article_28213.html].
  • Максимов Л.В. Об аналитическом стиле в этике // Этич. мысль / Ethical Thought. 2018. Т. 18. № 1. С. 5–17.
  • Платонов Р.С. Коммуникативное единство полиса Аристотеля // Полилог. 2018. Т. 2. № 3. [Электронный ресурс] URL: http://polylog.jes.su/s258770110000048-4-1
  • Платонов Р.С. Проблема метода в историко-философском исследовании // Идеи и идеалы. 2018. № 4. Т. 1. С. 191–211.
  • Платонов Р.С. Связь метафизики и этики в философии Аристотеля: понятие «энергия» // Этич. мысль / Ethical Thought. 2018. Т. 18. № 1. С. 95–99.
  • Платонов Р.С. Социокультурный аспект этики Платона в диалоге «Государство» // Филос. мысль / Philosophical Thought. 2018. № 12. С.18–34. [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/fr/article_28213.html]
  • Прокофьев А.В. Аргумент от различий в определениях зла в этике непротивления Л.Н. Толстого // Гуманитар. ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2018. Вып. 3(27). Т. 1. С. 16–26.
  • Прокофьев А.В. Две формы репрезентации моральных ценностей: обязанность и сверхобязательное // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. 2018. № 3. С. 28–36.
  • Прокофьев А.В. Дж.С. Милль: философское исследование миссии университета //Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2018. № 2. С. 184–196.
  • Прокофьев А.В. Договорная этика в межвидовом контексте // Науч. ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». 2018. Т. 43. № 3. С. 477–484.
  • Прокофьев А.В. Институционализация этики профессий и организаций: пределы возможного // Ведомости приклад. этики. 2018. Вып. 52. С. 19–36.
  • Прокофьев А.В. Моральные основания экологической политики: увеличение суммированной выгоды, улучшение качества жизни и принцип предосторожности // Гуманитар. ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2017. Вып. 3(23). С. 37–48. (не вошло в отчет 2017 г.)
  • Прокофьев А.В. Проблема предосторожности: нормативный контекст,истоки актуальности, альтернативные решения // Вестник РУДН. Серия «Философия». 2018. Т. 22. № 3. С. 291–300.
  • Прокофьев А.В. Экономический вызов университету: этическая рефлексия // Ведомости приклад. этики. 2018. Вып. 51. С. 9–31.
  • Скоморохов А.В. Метафизика как основа моральной философии: состояние и возможности // Этич. мысль / Ethical Thought. 2018. Т. 18. № 1. С. 124–129.
  • Троицкий К.Е. В поисках этики миграции. Дискуссия о государственных границах: основные теоретические позиции и аргументы // Этич. мысль / Ethical Thought. 2018. Т. 18. № 1. С. 130–145.
  • Троицкий К.Е. Полемика вокруг учения Л. Н. Толстого о непротивлении злу насилием в первое десятилетие после 1917 года // Гуманитар. ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2018. Вып. 3(27). Т. 1. С. 95–114.

Статьи в коллективных монографиях и сборниках

  • Апресян Р.Г. «Другой» в Золотом правиле // Другой. Ближний и Дальний: Материалы международной заочной этико-политологической конференции, 15 октября 2017 г. / Отв. ред. Р.Г. Апресян. Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 2017. С. 7–13. (не вошло в отчет 2017 г.)
  • Апресян Р.Г. Параметры и контекст инженерной этики // Профессиональная этика инженера: Опыт коллективной рефлексии для магистр(ант)ов и профессоров: коллективная монография / Под ред. В.И. Бакштановского; составители А.Ю. Согомонов, М.В. Богданова. Тюмень: НИИ ПЭ ТИУ, 2018. С. 71–80.
  • Апресян Р.Г. Что происходит с моральными идеями в этико-практических системах? // Профессиональная этика инженера: Опыт коллективной рефлексии для магистр(ант)ов и профессоров: коллективная монография / Под ред. В.И. Бакштановского; составители А.Ю. Согомонов, М.В. Богданова. Тюмень: НИИ ПЭ ТИУ, 2018. С. 42–49.
  • Апресян Р.Г. Этика и революция // Революция, эволюция и диалог культур. Доклады к 100-летию русской революции на Дне философии в Институте философии РАН 14 и 16 ноября 2017 г. / Отв. ред. А.В. Черняев. М.: Гнозис, 2018. С. 413–422.
  • Апресян Р.Г. Выступление в круглом столе // О добросовестности в научных исследованиях: Материалы круглого стола (31 марта 2015 г., Институт философии РАН) / Под ред. Е.Г. Гребенщиковой, П.Д. Тищенко. М.: Изд-во «Социум», 2018. С. 42–48.
  • Гусейнов А.А. (Abdusalam A. Guseynov). Die Bedeutung der Akademie der Wissenschaften für die Entwicklung der Philosophie in Russland // Leibniz heute lesen. Wissenschaft, Geschichte, Religion / Hrsg. von Herta Nagl-Docekal. Berlin; Boston: De Gruyter, 2018.
  • Гусейнов А.А. (Guseynov A.A.). The Notion of Culture in the Meaning of Marx’s Eleventh Feuerbach Thesis // The Contours of the Future in the Context of the World’s Cultural Development: the 18th International Likhachov Scientific Conference, May 17–19. St. Peterburg: SPbUHSS, 2018. P. 61–65.
  • Гусейнов А.А. «Добру и злу постыдно равнодушны…» // Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Государственное регулирование и мораль. Т. 1. Сила в правде. Некоторые признаки государственного имморализма на примере законодательства о кредитных историях. М.: Изд-во ИКАР, 2018. С. 12–24.
  • Гусейнов А.А. «Душа ищет мудрости». Предисловие // Дайсаку Икеды. Мудрость Сутры Лотоса. Диалог с учениками. Т. I. М.: Изд-во МГУ, 2018. С. 6–20.
  • Гусейнов А.А. Понятие культуры в свете одиннадцатого тезиса Маркса о Фейербахе // Контуры будущего в контексте мирового культурного развития. ХVIII Международные Лихачевские научные чтения 17–19 мая 2018 года. СПб.: СПбГУП, 2018. С. 60–64.
  • Гусейнов А.А. Предисловие // Революция, эволюция и диалог культур. Доклады к 100-летию русской революции на Дне философии в Институте философии РАН 14 и 16 ноября 2017 г. / Отв. ред. А.В. Черняев. М.: Гнозис, 2018. 624 с. С. 7–14.
  • Зубец О.П. Будущее как подлинное бытие: Аристотель и Маркс // Контуры будущего в контексте мирового культурного развития: XVIII Международные Лихачевские научные чтения, 17–19 мая 2018 г. СПб.: СПбГУП, 2018. С. 312–314.
  • Зубец О.П. Моральность и социальность в контексте Октябрьской революции // Революция, эволюция и диалог культур. Доклады к 100-летию русской революции на Дне философии в Институте философии РАН / Отв. ред. А.В. Черняев. М.: Гнозис, 2018. С. 421–435.
  • Зубец О.П. Онтологическая асимметрия «Меня» и «Другого» // Другой. Ближний и Дальний: Материалы международной заочной этико-политологической конференции, 15 октября 2017 г. / Отв. ред. Р.Г. Апресян. Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 2017. С. 65–71. (не вошло в отчет 2017 г.)
  • Корзо М.А. (Margarita A. Korzo). Catechetic content and its form in sixteenth-century hymnbooks of Polish Reformed Protestants // Pieśni z katechizmów ewangelików reformowanych (1558–1600). Cz. I. Katechizm Krakowski i królewiecki / Przygotowali do wydania M. Malicki, P. Poźniak. Kraków: Musica Iagellonica, 2018. P. 77–88.
  • Корзо М.А. (Margarita A. Korzo). Polnische Fibelkatechismen des 16. und 17. Jahrhunderts: religiöser Inhalt und deutsche Einflüsse // Religion und Bildungsmedien / Hrsg. von S. Schütze, E. Matthes, unter Mitarbeit von W. Sroka. Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt, 2018. S. 92–99.
  • Корзо М.А. О судьбах латинской книги в православных кругах Киевской митрополии XVII века: избранные сюжеты // История книжной культуры XV–XX веков: к 100-летию научно-исследовательского отдела редких книг (Музея книги) РГБ. В 2 ч. Ч. 1. М.: Пашков дом, 2018. С. 182–189.
  • Максимов Л.В. Универсальность морали как ее единственность // Мораль и универсальность. Вып. I / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Гуманитарий, 2018. С. 106–126.
  • Прокофьев А.В. Об этической релевантности дилеммы «инженер или менеджер» // Профессиональная этика инженера: Опыт коллективной рефлексии для магистр(ант)ов и профессоров: коллективная монография / Под ред. В.И. Бакштановского; составители А.Ю. Согомонов, М.В. Богданова. Тюмень: НИИ ПЭ ТИУ, 2018. С. 137–146.
  • Прокофьев А.В. Этика минимальных стандартов и этика высоких устремлений в профессии инженера // Профессиональная этика инженера: Опыт коллективной рефлексии для магистр(ант)ов и профессоров: коллективная монография / Под ред. В.И. Бакштановского; составители А.Ю. Согомонов, М.В. Богданова. Тюмень: НИИ ПЭ ТИУ, 2018. С. 166–184.
  • Троицкий К.Е. Проблема революции и идея ненасилия в дискуссиях о Льве Толстом (1917–1928 годы) // Революция, эволюция и диалог культур. Доклады к 100-летию русской революции на Всемирном дне философии в Институте философии РАН 14 и 16 ноября 2017 г. / Отв. ред. А.В. Черняев. М.: Гнозис, 2018. С. 437–446. 

Энциклопедические статьи

  • Прокофьев А.В. Теория справедливой войны // Электронная Философская энциклопедия.

III. Доклады и публичные лекции

  • Апресян Р.Г. «Эмоциональный интеллект и задачи социально-морального воспитания». –Методологический семинар Отделения философии и культурологии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (Новгород, 14 ноября 2018).
  • Апресян Р.Г. «Задачи морального воспитания и смысл социально-эмоционального обучения». – Научно-исследовательский междисциплинарный cеминар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании» (Департамент психологии НИУ ВШЭ, Москва, 27–28 сентября 2018).
  • Апресян Р.Г. «Жест и символ в социальной коммуникации». – Конференция «Игра как социокультурный феномен современности (в рамках III Всемирных игр кочевников)» (Кыргызско-Российский Славянский Университет, Бишкек, Кыргызстан, 15 июня 2018).
  • Апресян Р.Г. «Нейроэтика: вызовы и недосмотры». – Человек в мире нейротехнологий: социальные и этические проблемы. Международная научная конференция памяти Б.Г. Юдина» (ИФ РАН, Москва, 30–31 мая 2018).
  • Апресян Р.Г. Приглашенный наблюдатель на ХХХIII конференции «Ум и жизнь: Диалоги с Далай Ламой» (Дхарамсала, Индия, 12–15 марта 2018).
  • Апресян Р.Г. «На пути к умным эмоциям: Философско-этические размышления после ХХХIII конференции “Ум и жизнь: Диалоги с Далай Ламой”». – Объединенный теоретический семинар сектора этики и центра восточных философий ИФРАН (ИФ РАН, Москва, 19 апреля 2018).
  • Апресян Р.Г. «Какое бытие? Какая мораль?». – Конференция ENS ET BONUM CONVENTUNTUR? Онтологические основания этики (ИФ РАН, Москва, 15–16 марта 2018).
  • Апресян Р.Г. «Проблема совести в современных отечественных психологических исследованиях и задачи этики». – Доклад на теоретическом семинаре сектора этики (ИФ РАН, Москва, 8 февраля 2018).
  • Артемьева О.В. «Роль онтологии в построении философского понятия морали». – Конференция ENS ET BONUM CONVENTUNTUR? Онтологические основания этики (ИФ РАН, Москва, 15–16 марта 2018).
  • Гусейнов А.А. «Л.Н. Толстой: жизнь и учение». – XXXVI Международные Толстовские чтения, посвященные 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого (Тульский гос. пед. Университет им. Л.Н. Толстого, Тула, 9–11 сентября 2018).
  • Гусейнов А.А. «Понятие культуры в свете одиннадцатого тезиса Маркса о Фейнербахе». – ХVIII Международные Лихачевские научные чтения «Контуры будущего в контексте мирового культурного развития» (СПбГУП, Санкт-Петербург, 17–19 мая 2018).
  • Гусейнов А.А. «Диалог как фундаментальная философская категория». – Алиевские чтения (Институт философии Академии наук Азербайджана, Баку, Азербайджан, 4–6 мая 2018).
  • Гусейнов А.А. «Нравственность и право: линия разграничения». – Международная научно-практическая конференция «Нравственность и право: реальность и перспективы взаимодействия» (Университет им. О.А. Кутафина (МГЮА), Москва, 21–22 апреля 2018).
  • Гусейнов А.А. «Проблема взаимодействия морали и права». – Всероссийская научная конференция с международным участием «Философия права. Современные проблемы» (Институт государства и права РАН, Москва, 18–19 апреля 2018).
  • Гусейнов А.А. «От должествования к бытию (О философии поступка Михаила Михайловича Бахтина». – Конференция ENS ET BONUM CONVENTUNTUR? Онтологические основания этики (ИФ РАН, Москва, 15–16 марта 2018).
  • Зубец О.П. «Аристократический анархизм Льва Толстого». – XXXVI Международные Толстовские чтения, посвященные 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого (Тульский гос. пед. Университет им. Л.Н. Толстого, Тула, 9–11 сентября 2018).
  • Зубец О.П. Будущее как подлинное бытие: Аристотель и Маркс // ХVIII Международные Лихачевские научные чтения «Контуры будущего в контексте мирового культурного развития» (СПбГУ, Санкт-Петербург, 17–19 мая 2018).
  • Зубец О.П. Выступление на «круглом столе». – Алиевские чтения (Институт философии Академии наук Азербайджана, Баку, Азербайджан, 4–6 мая 2018).
  • Зубец О.П. «Суд над Эйхманом: этический взгляд». – Международная научно-практическая конференция «Нравственность и право: реальность и перспективы взаимодействия» (Университет им. О.А. Кутафина (МГЮА), Москва, 21–22 апреля 2018).
  • Зубец О.П. «Бытие как поступок, или этика как первая философия». – Конференция ENS ET BONUM CONVENTUNTUR? Онтологические основания этики (ИФ РАН, Москва, 15–16 марта 2018).
  • Корзо М.А. «Teksty “ukryte” albo o zapożyczeniach z dzieł katolickich w XVII-wiecznych utworach prawosławnych». – Международная конференция «Zapożyczenie, cytat, reinterpretacja» (Институт истории Польской Академии наук, Варшава, Польша, 7–8 декабря 2018).
  • Корзо М.А. «О судьбах латинской книги в православных кругах Киевской митрополии XVII в.: избранные сюжеты». – Международная научная конференция «История книжной культуры XV–XX вв.»: К 100-летию научно-исследовательского отдела редкой книги РГБ (ФГБУ «Российская Государственная библиотека», Министерство культуры РФ, Москва, 28–29 ноября 2018).
  • КорзоМ.А. «Konfessionsgeschichte durch das Prisma des Katechismus: die reformierte Tradition Polen-Litauens des 16. und 17. Jahrhunderts». – Теоретический семинар, Германский исторический Институт (Варшава, Польша, 19 сентября 2018 г.).
  • Корзо М.А. «Новая модель Требника в Киевской митрополии XVII века и ее католические образцы». – XXX Международная научная конференция «Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании» (РГГУ, Институт Всеобщей истории РАН, Музеи Московского Кремля, Москва, 12–14 апреля 2018).
  • Корзо М.А. «О формах и содержании нравственных предписаний в назидательной литературе раннего Нового времени». – Теоретический семинар сектора этики (ИФ РАН, Москва, 27 марта 2018 г.).
  • Платонов Р.С. «Влияние античной этики на моральную философию раннего Нового времени: проблема метода исследования». – Теоретический семинар сектора этики (ИФ РАН, Москва, 5 июня 2018 г.).
  • Прокофьев А.В. Пленарный доклад «Пристыжающие наказания: социально-этический анализ». – Международная научно-практическая конференция «Нравственность и право: реальность и перспективы взаимодействия» (Московский государственный юридический университет имени О.Е.Кутафина (МГЮА), Москва, 20–21, 23 апреля 2018).
  • Прокофьев А.В. «Консеквенциализм и деонтология в нравственном учении Л.Н.Толстого». – Международная научная конференция «Война и мир, насилие и ненасилие в русской литературе и философии. К 190-летию со дня рождения Л.Н. Толстого» (Белгородский государственный университет и Белгородский государственный институт искусства и культуры, г. Белгород, 27–30 июня 2018).
  • Прокофьев А.В. «Аргумент от различий в определениях зла в этике непротивления Л.Н.Толстого». – XXXVI Международные Толстовские чтения «Наследие Л.Н. Толстого в парадигмах современной гуманитарной науки» (Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, г. Тула, 8–11 сентября 2018).
  • Прокофьев А.В. «Этика и психологи стыда». – Теоретический семинар сектора этики (ИФ РАН, г. Москва, 27 ноября 2018).
  • Скоморохов А.В. «Кант и Ницще: от автономной этики к моральному нигилизму (реконструкция перехода)». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН (ИФ РАН, Москва, 8 ноября 2018).
  • Троицкий К.Е.«Этика миграции - дискуссия о границах». – Теоретический семинар сектора этики ИФ РАН (ИФ РАН, Москва, 26 июня 2018).

IV. Научно-вспомогательная работа

Апресян Р.Г.:

  • Ответственный редактор сборника «Другой. Ближний и Дальний: Материалы международной заочной этико-политологической конференции, 15 октября 2017 г.» (Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 2017).
  • Главный редактор ж. «Человек». 

Артемьева О.В.:

  • Ученый секретарь журнала «Этическая мысль». Подготовлено к выпуску два номера:
  • Этическая мысль. Т. 18. № 1. 2017 (10 п.л.).
  • Этическая мысль. Т. 18, № 2. 2017 (10.5 п.л.).

Гусейнов А.А.:

  • Ответственный редактор коллективной монографии «Философия и идеология: от Маркса до постмодернизма» (М.: Прогресс-Традиция, 2018).
  • Главный редактор ж. «Этическая мысль».
  • Главный редактор ж. «Общественные науки» (на англ. языке).

Платонов Р.С.:

  • Секретарь секции Философские проблемы духовной жизни: этика, эстетика, философия религии (Институт философии РАН).
  • Разработка инструкций для членов сектора этики по работе с Профилем автора в наукометрической базе РИНЦ.
  • Размещение публикаций сотрудников сектора в наукометрической базе РИНЦ.

V. Сотрудничество с образовательными учреждениями

Преподавательская деятельность

  • Апресян Р.Г. Приглашенный профессор, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, ноябрь 2018.
  • Апресян Р.Г. Приглашенный профессор, Российско-кыргызский славянский университет, 4 лекции, июнь 2018.
  • Апресян Р.Г. Профессор-совместитель, Философский фак-т Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. С/к. «Природа моральной императивности».
  • Гаджикурбанова П.А. Государственный гуманитарный академический университет, философский факультет, 4 курс.
  • Зубец О.П. Спецкурс «Введение в этику» (36 час.), 3-ий курс философского факультета ГАУГН, февраль- июнь 2018.
  • Прокофьев А.В. Профессор кафедры философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого, чтение лекций и проведение семинарских занятий по курсам «Философия» и «Этика образования».

Научное руководство студентами, бакалаврами, магистрантами и аспирантами образовательных учреждений  

  • Гаджикурбанова П.А. Научное руководство выпускной квалификационной работой П.А. Клименко «Понятие заботы о себе в философии Мишеля Фуко», Государственный гуманитарный академический университет, философский факультет, 4 курс..

Другие формы взаимодействия с образовательными учреждениями

  • Апресян Р.Г. Председатель Общественного совета по Прикладной этике в СПбГУ.
  • Апресян Р.Г. «Талион и непротивление злу силой»; «Гражданское неповиновение: этика, политика, практика». – Лекции на Школе молодых ученых «Философия войны и мира» (Белгородский гос. ун-т, Белгород, 5–7 июля, 2018).

 

VI. Международное сотрудничество

Список принятых сектором иностранных ученых

  • Зарина Амировна Абдуазимова (кафедра этики и эстетики, Национальный университет Узбекистана, Ташкент) – стажер сектора (научный руководитель стажировки – Прокофьев А.В.).

Главы в коллективных монографиях и сборниках, подготовленные совместно с зарубежными учеными и (или) изданные зарубежными издательствами

  • Апресян Р.Г. «Другой» в Золотом правиле // Другой. Ближний и Дальний: Материалы международной заочной этико-политологической конференции, 15 октября 2017 г. / Отв. ред. Р.Г. Апресян. Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 2017. С. 7–13.
  • Не вошло в отчет 2017 г
  • ГусейновА.А. (Abdusalam A. Guseynov) Die Bedeutung der Akademie der Wissenschaften für die Entwicklung der Philosophie in Russland // Leibniz heute lesen. Wissenschaft, Geschichte, Religion / Hrsg. von Herta Nagl-Docekal. Berlin; Boston: De Gruyter, 2018.
  • Зубец О.П. Онтологическая асимметрия «Меня» и «Другого» // Другой. Ближний и Дальний: Материалы международной заочной этико-политологической конференции, 15 октября 2017 г. / Отв. ред. Р.Г. Апресян. Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 2017. С. 65–71. Не вошло в отчет 2017 г
  • КорзоМ.А. (Margarita A. Korzo). Catechetic content and its form in sixteenth-century hymnbooks of Polish Reformed Protestants // Pieśni z katechizmów ewangelików reformowanych (1558–1600). Cz. I. Katechizm Krakowski i królewiecki / Przygotowali do wydania M. Malicki, P. Poźniak. Kraków: Musica Iagellonica, 2018. P. 77–88.
  • КорзоМ.А. (Margarita A. Korzo). Polnische Fibelkatechismen des 16. und 17. Jahrhunderts: religiöser Inhalt und deutsche Einflüsse // Religion und Bildungsmedien / Eds. S. Schütze, E. Matthes, unter Mitarbeit von W. Sroka. Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt, 2018. S. 92–99.

Зарубежные командировки

  • Апресян Р.Г. Киргизия, для участия в международной конференции «Игра как социокультурный феномен современности (в рамках III Всемирных игр кочевников)». Кыргызско-Российский Славянский Университет (Бишкек, Кыргызстан, 14‑20 июня 2018).
  • Апресян Р.Г. Швеция, для участия в Международном консультативном совете Стокгольмского экологического института (Стокгольм, Швеция, 15‑19 октября 2018).
  • Апресян Р.Г. Швеция, для участия в экзаменационной комиссии по защите докторской диссертации на теологическом факультете Упсальского университета (Упсала, Швеция, 29 ноября – 01 декабря 2018).
  • Корзо М.А. Стажировка в Институте истории Польской АН (Варшава, Республика Польша, 17 сентября – 15 октября 2018).

Сотрудники сектора, участвующие на постоянной основе в деятельности международных научно-технических организаций в качестве их руководителей или членов

  • Апресян Р.Г. Сопредседатель секции «Этика» (Ethics), ХХIV Всемирный философский конгресс (The 24th World Congress of Philosophy. 13–20.08.2018), http://wcp2018.pku.edu.cn/yw/Programme/SectionsforContributedPapers/index.htm.
  • Апресян Р.Г. Член Научного консультативного совета Стокгольмского Института экологии (Science Advisory Council, Stockholm Environment Institute),
  • https://www.sei-international.org/science-advisory-council, 2017 – по н.вр.
  • АпресянР.Г. ЧлендиссертационногосоветапозащитедиссертацииЙ. Охлосон «On the Ethics of External States in Peacebuilding: A Critical Study of Justification». Теологический факультет Упсальского университета, 30 ноября 2018.
  • Корзо М.А. Член Комиссии «Религиозный язык» Международного комитета славистов (2018–2023).

VII. Экспертная деятельность

Члены редколлегий российских журналов

  • Апресян Р.Г. Главный редактор ж. «Человек» (Москва),
  • Апресян Р.Г. Член редколлегии ж. «Этическая мысль» (ИФРАН, Москва),
  • Апресян Р.Г. Член редколлегии ж. «Философский журнал» (ИФРАН, Москва), http://iph.ras.ru/ph_j.htm. 
  • Апресян Р.Г. Член редколлегии ж. «Ведомости прикладной этики» (Тюмень), https://www.tyuiu.ru/nii-i-laboratorii/ethics/zhurnal-vedomosti/redkollegiya-zhurnala/.
  • Апресян Р.Г. Член Ред. совета ж. «Философские науки» (Москва), http://www.academyrh.info/main.php?page=10&act=.
  • Апресян Р.Г. Член редакционного совета эл.ж. «Философская антропология» (ИФРАН, Москва), http://iph.ras.ru/iphjournal_council.htm.
  • Апресян Р.Г. Член редколлегии ж. «ΠΡAΞHMA. Проблемы визуальной семиотики» (Томск). http://praxema.tspu.edu.ru/praxema-editorial-council.html
  • Апресян Р.Г. Член редколлегии научного ж. «Фундаментальные аспекты психического здоровья», http://www.ru-science.com/magazine/10 (Москва).
  • Артемьева О.В. Член редколлегии ж. «Этическая мысль» (ИФРАН, Москва), https://iphras.ru/em_board.htm
  • Гаджикурбанова П.А. Зам. главного редактора ж. «История философии»;
  • Гаджикурбанова П.А. Член редакционного совета ж. «Философская антропология».
  • Гусейнов А.А. Главный редактор ж. «Этическая мысль».
  • Гусейнов А.А. Главный редактор ж. «Общественные науки» (на англ. языке).
  • Гусейнов А.А. Член редколлегии ж. «Вопросы философии».
  • Гусейнов А.А. Член редколлегии ж. «Философский журнал».
  • Гусейнов А.А. Член редколлегии ж. «Философия науки».
  • Гусейнов А.А. Член редколлегии ж. «Вестник РАН»
  • Гусейнов А.А. Член редколлегии ж. «Философия и культура».
  • Гусейнов А.А. Член редколлегии ж. «Знание. Понимание. Умение».
  • Гусейнов А.А. Член научного совета ж. «Знание – сила».
  • Зубец О.П. Член редколлегии ж. «Этическая мысль» (https://iphras.ru/em_board.htm)
  • Корзо М.А. Заведующая редакцией ж. «Этическая мысль» (ИФ РАН, Москва) (https://iphras.ru/em_board.htm)
  • Платонов Р.С. Редактор ж. «Этическая мысль» (https://iphras.ru/em_board.htm)
  • Платонов Р.С. Научный редактор молодежной редколлегии «Электронного научного издания Альманаха Пространство и Время» (Москва) (http://j-spacetime.com/%20Editorial_Board.php)
  • Прокофьев А.В. Член редакции, научный редактор ж. «Этическая мысль» (https://iphras.ru/em_board.htm)
  • Прокофьев А.В. Член редакционной коллегии ж. «Ведомости прикладной этики» (Тюмень, ТИУ).
  • Прокофьев А.В. Член редакционной коллегии ж. «Гуманитарные ведомости Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н. Толстого».

Члены редколлегий и редсоветов зарубежных журналов

  • Апресян Р.Г. Член Ред. совета международного журнала «Angewandte Philosophie. Eine internationale Zeitschrift / Applied Philosophy. An International Journal» (Гёттинген, Германия), http://www.v-r.de/de/title-1-1/angewandte_philosophie_eine_internationale_zeitschrift_applied_philosophy_an_international_journal-1035140/.
  • АпресянР.Г. ЧленРед.совета: «Sovijus: Studies in the History of Culture», http://www.sovijus.lt/wordpress/?page_id=11 (Вильнюс, Литва).
  • АпресянР.Г. ЧленРед. совета «Medical Ethics Journal» (Тегеран, Иран).
  • Корзо М.А. Член Ред. совета журнала «Rocznik Lituanistyczny», Институт Истории, Польская Академия наук (Варшава, Польша) (2015–2019). http://apcz.pl/czasopisma/index.php/RL/about/editorialPolicies#custom-0 .

 Эксперты РГНФ, РФФИ, РНФ, Минобрнауки и др.

  • Аресян Р.Г. Член Экспертного совета по изданию научных трудов РФФИ.
  • Апресян Р.Г. Эксперт РФФИ.
  • Апресян Р.Г. Эксперт РНФ.
  • Апресян Р.Г. Эксперт РАН, Сертификат № 2016-01-1458-8537.
  • Максимов Л.В. Эксперт РАН, Сертификат № 2016-01-6042-0606.

Список проведенных экспертиз с выдачей соответствующих экспертных (аналитических) заключений, в том числе в директивные и законодательные органы, министерства и ведомства

  • Прокофьев А.В. Экспертиза научных результатов, полученных с привлечением ассигнований федерального бюджета, по линии Отделения общественных наук РАН (6 экспертных заключений)

  Перечень рецензий и отзывов

  • Корзо М.А. Рецензия на коллективную монографию «Время молчания прошло. Пять веков Реформации в меняющемся мире». Исторический факультет, МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • Максимов Л.В. Статьи: (1) Л.Э. Крыштоп. Моральное учение Христиана Августа Крузия (Этическая мысль. 2018. Том 18. № 1); (2) «Нормативность игры и морали: поступок «человека играющего» (Этическая мысль. 2018. Том 18. № 2).
  • Максимов Л.В. Книга (для экспертного совета ИФРАН): И. Т. Касавин. Социальная философия науки и коллективная эпистемология. М.: Весь Мир, 2016. .

 

VIII. Выступления в СМИ

  • Гаджикурбанова П.А. Лекция «О границе между человеческим и животным в античной этике». Проект «Repubblica Verde: Между природным и человеческим» (встреча 4), 26 апреля 2018 г.  
  • Скоморохов А.В. Передача В. Третьякова «Что делать?» (Почему и зачем существует зло?)

IX. Информация об аспирантах, диссертациях

Научное руководство 

  • Гаджикурбанова П.А. Руководство диссертационной работой А.И. Кигай «Концепция естественного права в моральной философии Ж.-Ж. Руссо», аспирантура Института философии РАН, 2 год обучения.
  • Прокофьев А.В. Научный руководитель аспиранта кафедры этики философского факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова Л.В. Якушева (тема кандидатской диссертации «Современные трансформации справедливой войны»).
  • Прокофьев А.В. Научное руководство стажера Института философии РАН З.А. Абдуазимовой (кафедра этики и эстетики, Национальный университет Узбекистана, Ташкент).

Список защищенных сотрудниками сектора диссертаций

  • Платонов Р.С. «Коммуникативная интерпретация этики Аристотеля». Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук, специальность 09-00-03 – «История философии». МГУ им. М.В. Ломоносова. Философский факультет. Дата защиты 10 декабря 2018 г.

 Отзывы

  • Корзо М.А. Отзыв официального оппонента на диссертацию Федотова В.Е. «Киево-Могилянская академия и развитие образования на Украине XVII – первая четверть XVIII вв.», представленную на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.03. – Всеобщая история (Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории). Дата защиты: 13 июня 2018 г.
  • Корзо М.А. Отзыв официального оппонента на диссертацию Мержвы Я.А. «Политическая мысль Анждея Максимилиана Фредро», представленную на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальности 07.00.03. – Всеобщая история (Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории). Дата защиты: 27 июня 2018 г.
  • Корзо М.А. Отзыв на выпускную квалификационную магистерскую работу Коноплянко К.С. «Социальные и религиозные идеи польских кальвинистов и антитринитариев в 1560-е – 1580-е гг.» (МГУ им. М.В. Ломоносова, исторический факультет). Дата защиты: 31 мая 2018 г.