Институт Философии
Российской Академии Наук




  Круглый стол «География рациональности», 14 апреля 2021 г.
Главная страница » События » Архив событий » 2021 » Круглый стол «География рациональности», 14 апреля 2021 г.

Круглый стол «География рациональности», 14 апреля 2021 г.

Круглый стол
«География рациональности»

14 апреля 2021 г.


Руководитель:
Доктор философских наук, академик РАН А.В. Смирнов,


Модераторы: доктор философских наук И.А.Герасимова,
доктор философских наук А.А.Крушинский

 

Н.А. Канаева

«Проблема концептуализации когнитивного субъекта даршан»

 

На двух предыдущих Круглых столах по географии рациональности были отмечены проблемы, возникающие в связи с употреблением языка западной философии для описания и объяснения незападных философских концепций, в частности с использованием концептов «разум» и «рациональность», которые несоизмеримы с теми, которые использовала сама индийская традиция для объяснения процессов познания и структуры эпистемического субъекта. Представленный доклад предлагает гипотезу детерминант отмеченной несоизмеримости, которые выводятся из различий в истории индийской и западной духовных культур. Будут рассмотрены и проиллюстрированы текстами первоисточников 4 главные детерминанты: 1. Отсутствия единства в представлениях о структуре эпистемического субъекта: расхождения между дуалистами и монистами, субстанциалистами и несубстанциалистами; 2. Отсутствие идеи Абсолютного божественного Разума. 3.  Отсутствие абсолютизации человеческого разума. 4. Абсолютизация сверхразумной и сверхчувственной интуиции.


И.А. Герасимова

«Проблема перевода в сравнительном анализе эпистемических традиций»

 

Распространение не-западных философий в интеллектуальном пространстве делает вызовы европоцентристской философии. Введение в оборот понятия «эпистемические культуры» в предпосылках утверждает множественность возможных путей развития науки, рациональной философии и цивилизации.
Междисциплинарная дискуссия между представителями не-западных философий, эпистемологами и методологами науки предполагает согласование профессиональных языков, а также концепций эволюции науки.
Согласно стандартной точки зрения, Античность – первая веха в становлении западноевропейской рациональности («греческое чудо»). Период древних цивилизаций относят к преднауке. Доказательность – один из критериев рациональности. Была альтернативная точка зрения – у каждой цивилизации своя наука. Именно последняя точка зрения сегодня активно обсуждается. Стандартное понимание рациональности не отрицает другие практики, которые называют вненаучными. Термин «эпистемология» относят к научной рациональности, тогда как термин «гносеология» охватывает более широкий круг практик. В литературе также говорят о когнитивных практиках.
Если анализ индийской традиции приводит к выводу о бытовании особой эпистемической культуры, то, как следствие, эта культура – интеллектуальная.
В содокладе ставятся проблемы адекватности сравнения разных рациональных традиций,  перевода санскритских терминов на русский язык. Предлагается провести сравнение с древнерусской традицией описания внутреннего мира человека.