Институт Философии
Российской Академии Наук




  2014. Т. 41. № 3
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор социальной эпистемологии » Журнал «Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки» » Номера журнала » 2014. Т. 41. № 3

2014. Т. 41. № 3

 

Эпистемология и философия науки. 2014. Т. 41. № 3

Весь номер в формате PDF

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ


И.Т.Касавин. Инфраструктурная революция в философии: Афина из головы Зевса?

Знак современной философии в том, что она особенно озабочена не собственно философскими проблемами, а тематикой своего социального бытия. Сегодня снимается «вечный вопрос» о том, является ли философия наукой. Философия – в полной мере наука в статусе социального института, а не самодеятельное дилетантское предприятие; она подобна общей лингвистике, теоретической социологии, гражданской истории, чистой математике. Философия вынуждена обосновывать свою теоретическую актуальность, своевременность, необходимость определенных теоретических новаций в контексте современных научных задач. Одновременно философии приходится доказывать свою практическую применимость для удовлетворения социальнополитических, техникоэкономических и культурно-информационных потребностей. Именно здесь следует искать специфику современной философии: она – в ее общей судьбе с современной наукой, с культурой в целом. Сегодняшняя реформа поставила философов (и других ученых) перед новыми реалиями, и они вырабатывают необходимые механизмы адаптации. Пусть и дальше появляются новые системы научного индексирования, научные фонды, поддерживаются научные журналы. Но научная инфраструктура должна вызревать постепенно, в коммуникации с учеными, а не рождаться, как Афина, из головы Зевса. Вовлекать в социальные преобразования предстоит живых людей с их страстью к научному поиску – авторов, грантополучателей, будущих лидеров рейтингов, мотивированных ученых. Иначе останется одна сброшенная сверху, обесчеловеченная инфраструктура.

Ключевые слова: наука, инфраструктура, научные фонды, научные рей: тинги, научные журналы, рецензирование, открытый доступ.

 

 

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ


В.С. Степин, И.Т.Касавин. Философские беседы: десять лет спустя.

Интервью с одним из самых влиятельных российских философов науки Вячеславом Семеновичем Степиным, в котором обсуждаются новейшие идеи относительно развития науки и ее истории, прогресса в философии, текущих исследований в сфере философии науки в России, типы рациональности, деление в сфере методологии естественных и гуманитарных наук.

Ключевые слова: философия науки, типы рациональности, классическая и неклассическая наука, постнеклассическая наука.

 

 

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ПОЗНАНИЕ


В.Л.Васюков. Междисциплинарность: логический анализ.

Анализ феномена междисциплинарности с позиции универсальной логики (раздела современной логики, занимающейся изучением общей теории логических систем) приводит к тому, что можно выделить базисные логические комбинации научных теорий (это не запрещает существование других конкретных комбинаций теории, но ограничивает диапазон их применимости). Существуют всего четыре базисные комбинации теорий, область применения которых сов
падает с универсумом теорий в универсальной логике. Их конструкция описывается на примере так называемого биологистического переноса социальных доктрин в биологию, или социобиологизма.

Ключевые слова: междисциплинарность, универсальная логика, комбинации теорий, перенос социальных доктрин в биологию.

 

Cao T.Yu. Incomplete, but real: A constructivist account of reference.

В статье дается критический очерк различных теорий референции с точки зрения структурного реализма; подчеркивается линия конструктивистской версии структурного реализма,  ее подхода к проблеме референции, влияния на историю науки и метафизику.

Ключевые слова: референция, реализм, конструктивизм, история науки, метафизика.

 

 

ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ


А.Z.Cherniak. Inderect reference for indexicals and ambiguous self-identification.

Статья посвящена философсой дискуссии по проблеме семантики индексичных выражений, поднятой в теориях Д.Каплана и П.Шленкера. Автор поддерживает аргумента Шленкера против Каплана, которые отсылают тому, что высказывания иногда не обуславливаются напрямую контекстом их употребления. Он полагает, что идея «cмещенного» значения требует дальнейшей проработки. Автор рассматривает случаи, которые требуют более широкого понимания контекстов зависимости значений индексичных высказываний.

Ключевые слова: индексичные высказывания, семантика, смещенный контекст, Д.Каплан, П.Шленкер.

 

П.Н.Барышников. Семантические процессы сознания: от вычислительных моделей к языковому опыту.

Цель данной работы состоит в сравнительном анализе концептуально
семантических связей, выводимых в процессе сознательного опыта и при работе современных искусственных интеллектуальных систем. Важно обосновать неформализуемость квалитативных состояний, прояснить разную семантическую природу информации и смысла, а также описать роль языковой системы в когнитивно-семантических процессах и рассмотреть компьютерный аспект проблемы. Для строгой интеллектуальной деятельности (в инженерном понимании) достаточно определенным способом организованной материи и правил логико-семантического вывода. Семантика ментальных состояний требует наличия нечетких, размытых, неопределенных выводов и агента, обладающего свободой воли. Вычислительная теория сознания и компьютерные модели наглядно представляют познавательные процедуры, при этом не объясняя семантическую природу языковых процессов сознания.

Ключевые слова: вычислительная теория сознания, вычислимость, квалиа, концептуализация, представление знаний.

 

ПАНОРАМА

Д.Э.Гаспарян. Искусственный интеллект и (пост)структурная семантика.

В современных исследованиях по философии сознания, ориентированных на отождествление или максимальное сближение человеческого и машинного интеллекта, выделяются две главные трудности: проблема машинной эмуляции значения и проблема машинной эмуляции смысла. В настоящем исследовании анализ этих проблем ведется с точки зрения положений структурной и постструктурной лингвистики, практически не задействованных философией со
 знания. Посредством обращения к базовым определениям знака, значения и смысла, принятым в структурализме и постструктурализме, раскрывается принципиальное различие между возможностями машинной и собственно психической обработки знака. Широко обсуждаемое в современной философии сознания различие между синтаксическими и семантическими возможностями интеллекта получает в данном исследовании новое, возможно, наиболее наглядное подтверждение.

Ключевые слова: искусственный интеллект, сильный искусственный интеллект, слабый искусственный интеллект, синтаксис, семантика, значение, смысл, структурализм, постструктурализм, нарратив.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - ИССЛЕДОВАНИЯ НАУК


H.Poser. Leibniz’ project for academies and their importance in science, politics and public welfare.

Лейбниц был автором многочисленных концепций развития, предложенных высшим учебным заведениям и академиям наук Голландии, Германии, Австрии и России. Не принимая традиции, сложившиеся в университетах Парижа, Лондона и Рима, он настаивал на необходимости тесной связи теории и практики. Представлялось, что это должно было быть достигнуто благодаря его проекту теоретического объединения наук (scientia generalis), в основе которого лежала идея предустановленной гармонии.

Ключевые слова: Лейбниц,  академия, scientia generalis, рациональное управление, гармония.

 

В.Л.Круткин. Человеческие движения: опыт междисциплинарного исследования.

Человек находит себя в мире не как чистый разум или сознание, но как воплощенное существо. Это воплощение не есть простой природный факт, человек не является продуктом собственного тела, наоборот, люди в истории всегда делали свои тела собственными предметами и представлениями. Французский антрополог М. Мосс считал, что для построения целостной концепции человека мы должны использовать результаты различных наук – социологии, психологии и физиологии. В данной статье понятие «техники тела» рассматривается через призму теории движений, разработанной классиком отечественной психофизиологии Н.А. Бернштейном.

Ключевые слова: техники тела, М. Мосс, строение движений, Н.А. Берн: штейн, символические координации, жест, медиа, образ.

 

А.В.Малинов. От методологии истории к теории обществоведения (Из лекций академика А.С.Лаппо - Данилевского).   

В статье на основе фрагментов курса по методологии русской истории рассматриваются философские взгляды академика Александра Сергеевича Лаппо- Данилевского (1863–1919). Под методологией истории ученый подразумевал теорию исторического познания, которая должна раскрыть эпистемологические основы исторической науки и показать, каким образом историк, познавая недоступную непосредственному наблюдению действительность, способен приходить к истине. Важное место Лаппо-Данилевский отводит исторической феноменологии, т.е. формам данности исторического, историческим явлениям, а не фактам. Ученый полагал, что изучение вопросов методологии истории должно послужить разработке и выяснению более общих принципов всех социо-гуманитарных наук, или «теории обществоведения», в которой особое место уделялось проблеме чужого Я или признания существования чужой душевной жизни. Для Лаппо-Данилевского сформулировать «теорию обществоведения» означало ответить на вопрос: каким образом от данности нашего индивидуального Я мы можем перейти к признанию реального существования других индивидуальных сознаний. Главную цель лекций Лаппо-Данилевский видел не в догматическом изложении своего учения, а в пробуждении самостоятельного мышления слушателей. Публикация фрагментов рабочих записей лекций Лаппо
Данилевского дополняет изданные версии его «Методологии истории», также выросшей из лекционного курса в Санкт-Петербургском университете.

Ключевые слова: Лаппо-Данилевский, методология, история, анализ, явление, обществоведение.

 

М.С.Чернакова. Феномен эквивалентных описаний и проблема физической реальности.

Статья посвящена философскому анализу феномена сосуществования эмпирически эквивалентных теорий в физическом познании. Выбор между ними является одной из наиболее трудных проблем, стоящих на пути достижения объективно
истинного знания об исследуемой области действительности. Рассматриваются три типа эквивалентных теорий. Два из них имеют отношение к временно эквивалентным теоретическим описаниям реальности, третий – к теориям, эквивалентность которых носит постоянный характер. Анализируются особенности решения проблемы выбора между конкурирующими описаниями для всех трех типов эмпирической эквивалентности теорий.

Ключевые слова: эмпирически эквивалентные теории, философия физики, научный реализм, научный антиреализм.

 

 

INTERDISCIPLINARY STUDIES


Е.Т.Соколова. Утрата Я: клиника или новая культурная норма?

В условиях «неопределенности» постиндустриального общества, социальных травм и глобальных социальных преобразований нашего времени нарциссическая «часть» современной российской идентичности энергетически заряжена амбициозностью, перфекционизмом, грандиозностью, отвергает преемственность традиций, ограничения, общепринятые нормы и многие моральные табу, эгоцентрична, не обременена чувством долга и ответственности, предпочитает «позитив» и ценит самовыражение, воспринимает перемены исключительно как развлечения. Диффузные же «части» самоидентичности мотивационно истощены, пассивны, враждебно-недоброжелательны, депрессивны, лишены ресурсного потенциала развития и «связаны» поверхностно понимаемыми патриархально-традиционалистскими установками и патернализмом; изменений страшатся и избегают; зависимы от сильной власти и «обожествляют» ее, предпочитают «цепляться» за наличную ситуацию, несмотря на общую неудовлетворенность условиями и качеством жизни. Очевидно также, что содержание российской ментальности «отстает» от динамично происходящих социальных изменений и постоянно «регрессирует»: для него все еще актуальна задача сохранения неизменности (или даже возврат к прошлой) социокультурной идентичности и защита от негативно оцениваемой, недружелюбной и агрессивно вторгающейся цивилизации западного типа. Проблема же развития «мобильных» аспектов идентификаций, отвечающих стремительно меняющимся условиям существования российского общества в глобальном мире, отодвигается на периферию. Предлагается клиническая интерпретация сегодняшнего состояния российского общественного сознания, целостность которого «дефицитарна», «расщеплена», «фрагменты» вовлечены во взаимную вражду; сотрудничество и солидарность отсутствуют. Подчеркивается необходимость междисциплинарного изучения процесса социального становления и распада самоидентичности как единства отношений Я-Другой методологическим инструментарием смежных наук – социальной эпистемологии, клинической и социальной психологии.

Ключевые слова: самоидентичность, современная российская идентичность, социальные катаклизмы, социальная травма, неопределенность, диффузия идентичности, нарциссизм, фрагментация, расщепление, стабильная нестабильность, враждебность, вражда.

 


АРХИВ


У.Хьюэлл. Философия индуктивных наук, опирающаяся на их историю. Том 1. Глава 2.

Перевод очередной главы из книги Уильяма Хьюэлла продолжает публикацию его трудов, начатую во втором номере нашего журнала, к которому мы ототсылаем читателя для ознакомления с общим предисловием к переводу. Особенность настоящей главы – проблематизация ряда парных категорий (мысли и вещи, субъекта и объекта, теории и факта и др.), образующих ядро эпистемологии и философии науки.

 

РЕЦЕНЗИИ НА КНИГИ


Е.В.Вострикова. Семантика определенных дескрипций: новые перспективы.

Рецензия на книгу П. Элбурна «Определенные дескрипции» (Elbourne P. Definite descriptions. Oxford University Press, 2014).

 

П.С.Куслий. Последняя книга Р.Павилёниса.

Рецензия на книгу: Павилёнис Р. Смысл и идентичность, или Путь к себе ; пер. с лит. Р. Чичинскайте. Вильнюс : ЕГУ, 2013. 242 с.