Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор античной и средневековой философии и науки
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2013 » Сектор античной и средневековой философии и науки

Сектор античной и средневековой философии и науки

Научный отчет за 2013 год

Сектор античной и средневековой философии и науки

Зав. сектором – доктор филос. наук В.В. Петров

 

Выполнен анализ категориальной системы языческого и христианского неоплатонизма V–VII вв. Анализ семантики производных от ὑπάρχω и ὑφίστημι в сочинениях Максима Исповедника позволил прояснить понятийный аппарат греческой философии указанного периода. Показано, что категория ὕπαρξις, в целом, корреспонидирует с бытием вообще, а ипостасная дифференциация находит лексическое выражение в дериватах от ὑφίστημι и его поздних форм ὑφιστάω и ὑφιστάνω. Кроме того, переход от ὕπαρξις к ὑφίστημι отвечает движению от простого бытия (εἶναι) к бытию-некоторым-образом, к «как-осуществлению» (πῶς ὑφεστάναι). Отмечено, что окачествованное бытие (как-бытие) возникает при переходе сверху вниз: от простого бытия (ὕπαρξις) – к бытию особенному (ὑπόστασις), но возможен и обратный процесс: творение, которое уже осуществилось онтологически, актуализовавшись в становлении, затем благодатно «осуществляется» в Боге. Этот процесс описывается в терминах, позволяющих интерпретировать его как ипостазирование. Указано на типологическое сходство между описанием генад у неоплатоника Прокла и описанием логосов сущих у Максима Исповедника: и те, и другие «осуществляются», то есть получают некий превышающий сущее модус бытийствования, но речь не идёт о возникновении собственно сущего, как его понимали Платон и Аристотель (Петров В.В. Ὑπάρχω и ὑφίστημι в «О трудностях» Максима Исповедника).

 

Исследованы истоки историко-философской интерпретации трех бестелесных реальностей неоплатонизма в терминах «триады ипостасей». Показано, что указанная традиция восходит к IV в. н.э., когда Евсевий Кесарийский, а также другие приверженцы теории трёх ипостасей усмотрели связь между христианской концепцией Троицы и метафизическими триадами неоплатоников. В результате, возникла тенденция истолкования неоплатонической триады первопринципов в терминах трёх ипостасей, при которой понятие «ипостась» прилагалось не только к произведениям Единого, но и к нему самому (Месяц С.В. (Mesyats S.V.) Does the First have a hypostasis? Some remarks to the History of the term hypostasis in Platonic and Christian Tradition of the 4th – 5th cent. AD).

 

В рамках исследования средневековых и ранневременных истоков современных концепций интенциональности рассмотрен вопрос о генезисе понятия интенциональной причинности в эпоху Высокого средневековья и раннего Нового времени. Показано, как именно трансформировалось понятие причинности, приложенное к событиям сознания (Вдовина Г.В. Интенциональная причинность в философской психологии схоластов).

 

Рассмотрены основные герменевтические альтернативы, возникшие в традиции научного исследования Платона за последние десятилетия: «догматический» (или «доктринальный») подход и «диалогический» (или «драматический») подход. «Диалогический» подход в целом подвергнут в исследовании критике с умеренно «догматических» позиций (Серёгин А.В. Догматизм, антидогматизм и диалогизм в интерпретации Платона).