Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2013 » Сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики

Сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики

Научный отчет за 2013 год

Сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики

Зав. сектором – доктор филос. наук П.Д. Тищенко

 

Продолжена работа над изучением философских (онтологических, этических, антропологических) предпосылок трансгуманистических проектов совершенствования человеческих качеств и создания потенциально бессмертных антропоморфных систем (аватаров). Дано истолкование понятий «проекция» и «объективация» Л.Нуаре, которые дают содержательную интерпретацию процедур создания системных моделей и их ограничений (Тищенко П.Д. Человек – машина: модель и идея проекции в философии Л.Нуаре).

 

Рассмотрен технологический поворот в сексуальном поведении, в основе которого лежит выстраивание отношений с техническими артефактами по аналогии с человеческими отношениями и формирование техно-деонтологии (Попова О.В. Будущее любви – будущее машины).

 

Изучены этико-философские предпосылки формирования идей трансгуманизма, берущие начало в религиозных дискурсах, а в наши дни формирующиеся в рамках исследований науки и человека (Белялетдинов Р.Р. Трансгуманизм и визионерство: контекст биотехнологического проектирования человека).

 

Проанализированы этические аспекты процесса именования человека в «лагерных» дискурсах второй мировой войны (на примере интерпретации таких обителей лагеря, как «бревна» и «мусульмане») (Попова О.В. Человек как текст и этика читателя: биополитический контекст).

 

Исследован этико-правовой контекст диагноз смерти мозга, в частности, представлен анализ этико-правовых проблем диагностики необратимости прекращения всех функций головного мозга (Попова О.В. Проблема смерти мозга в дискурсе биоэтики (в соавт. с Иванюшкиным А.Я.)).

 

Исследованы истоки современного трансгуманизма в творчестве Дж. Хаксли и показано, что современный трансгуманизм стремится выйти за рамки гуманистических ценностей, превзойти их (Юдин Б.Г. Трансгуманизм – наше будущее?). Впервые в отечественной литературе проанализированы работы основателя биоэтики, немецкого теолога Фрица Яра (Юдин Б.Г. Биоэтический императив Ф.Яра). Выявлены и исследованы этические проблемы, порождаемые новейшими биомедицинскими технологиями, в частности, проведен комплексный анализ философских и мировоззренческих предпосылок трансгуманистических проектов, дано описание их ценностных оснований (Юдин Б.Г. Об анатомии постчеловека).

 

Продолжено исследование закономерностей и механизмов реагирования человека, предопределяемых его виртуальной природой, через анализ и сопоставление влияния на человека новых и традиционных технологий (Пронин М.А. Принципы аретеи; Пронин М.А. Аретея: установки, принципы, закономерности). Раскрыто прикладное значение виртуалистики для руководителя-управленца (Пронин М.А. Виртуалистика: зачем её знать руководителю?).

 

Теоретически обоснована и практически реализована Интернет-технология как инструментальная основа социальной биометрии оценочных суждений для целей объективации социально-этического иммунитета и антикоррупционной профилактики (Юрьев Г.П. Корявость против симметрии: трилемматическая парадигма решения психофизической проблемы).

 

Представлен анализ надындивидуальных форм и содержаний сознания человека в условиях выбора, принятия решений (Воронин А.А. Условия выбора и выбор условий).