Институт Философии
Российской Академии Наук




  2011 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор теории познания » Основные научные результаты » 2011 год

2011 год

Научный отчёт сектора теории познания ИФ РАН за 2011 год


Важнейшие результаты

 

Исследован новый контекст эпистемологической проблематики в связи с возникновением «общества знания» и интенсивным развитием специальных когнитивных наук (Эпистемология: новые горизонты / Под ред. В.А.Лекторского). Показано, что классические проблемы эпистемологии (истины, обоснованности знания, рациональности) и философии сознания (субъективность, интенциональность) приобретают новые измерения и поэтому нуждаются в новом осмыслении (Знание как предмет эпистемологии / Под ред. В.А.Лекторского; Естественный и искусственный интеллект: методологические и социальные проблемы / Под ред. Д.И.Дубровского, В.А.Лекторского).

Рассмотрен вызов эпистемологии со стороны современных когнитивных наук в связи с разработкой концепции ментальных репрезентаций и идей «телесно-воплощённого познания». Сделан вывод о том, что развитие когнитивной науки приводит к необходимости переосмысления деятельностного подхода и эпистемологического конструктивизма (Лекторский В.А. Деятельностный подход вчера и сегодня).

Показано, что трудности классической теории истины, приведшие к ее современному кризису, могут быть преодолены на основе ее же исходных принципов (Левин Г.Д. Истинность и рациональность).

Доказана неадекватность замены истины смыслом, а познания – пониманием в связи с необходимостью в эпистемологии одновременного рассмотрения смысловой (социокультурной) и истинностной (объективно-научной) составляющих познания. Заключено, что истина и смысл как две координаты дают правильное понимание именно на их пересечении (Черткова Е.Л. Идеал – знание – истина).

Изучена эпистемологическая роль коммуникации как идеальной речевой конструкции (Фарман И.П. Коммуникация как идеальная речевая конструкция и реальная социальная практика).

Сформулирована концепция личностной идентичности как инварианта знаний индивида о себе и показана важность разработки данного понятия в философии вообще и в эпистемологии в частности (Труфанова Е.О. Личностная идентичность как инвариант знаний индивида о себе).

Построена семиотическая классификация знаков естественного языка на основе типов их денотатов. В результате выделены и исследованы дескриптивные (описывающие) и эстимативные (оценивающие) суждения (Анисов А.М. Семиотическая типология знаков).

 

Книги

 

  • Знание как предмет эпистемологии / Под ред. В.А.Лекторского. М., 2011.
  • Эпистемология: новые горизонты / Под ред. В.А.Лекторского. М., 2011.
  • Автономова Н.С. Философский язык Ж.Деррида. М., 2011.
  • Левин Г.Д. Истинность и рациональность. М., 2011.

 

Статьи

 

  • Абрамова Н.Т. Всегда ли человек свободен? Произвольная и непроизвольная идентификация // Свобода и творчество (междисциплинар. исслед.). М., 2011. С. 53–74 (работа выполнена по гранту).
  • Абрамова Н.Т. Практическое знание и опыт идентификации // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011. С. 151–168.
  • Автономова Н.С. Гуманитарное знание и перевод в процессах передачи опыта // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011. С. 112–129.
  • Автономова Н.С. Две проекции бессознательного и проблема перевода // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. М., 2011. С. 60–68.
  • Автономова Н.С. К вопросу о призраках: Маркс, Деррида и другие // Политико-философский ежегодник. Вып. 4. М., 2011. С. 134–154.
  • Автономова Н.С. Перевод и рецепция психоанализа в постсоветской культуре (исторические и концептуально-терминологические аспекты) // Филос. исслед. 2011. № 1–4 (1,2 a.л.).
  • Анисов А.М. Вычислительная интерпретация концепции времени мутазилитов // «7-е Смирнов. чтения»: материалы Междунар. научн. конф. (Москва, 22–24 июня 2011 г.). М., 2011. С. 46–47.
  • Анисов А.М. Причинность, вычислимость и производительность // Дэвид Юм и современная философия: материалы междунар. конф. (Москва, 15–17 нояб. 2011 г.). Т. 4: Логика научного метода. М., 2011. С. 36–39.
  • Анисов А.М. Семиотическая типология знаков // Логическая семантика: перспективы для философии языка и эпистемологии. М., 2011. С. 184–203.
  • Анисов А.М. Формы текстов как формы обоснования идей // Credo new. 2011. № 3. С. 53–73.
  • Анисов А.М. Что такое наука? // Вестн. РУДН (Философия). 2011. № 3. С. 120–130.
  • Дубровский Д.И. Еще раз о правде, обмане и правдоборцах: (Ответ А.Г.Мясникову) // Вестн. РФО. 2011. № 3. С. 125–129.
  • Дубровский Д.И. К вопросу о соотношении понятий «знание» и «незнание» // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011. С. 26–46.
  • Дубровский Д.И. О сопоставлении сознания в буддизме и квантовой механике // Буддизм в России. 2011. № 43. С. 59–64 (0,5 а.л.).
  • Дубровский Д.И. Проблема «Сознание и мозг»: информационный подход как способ ее теоретического решения // Перспективные разработки науки и техники. Биоинженерия и биоинформатика. Руснаучкнига. Белгород–Перемышль, 2011. С. 93–98.
  • Дубровский Д.И. Проблема добродетельного обмана. Кант и современность // О праве лгать. М., 2011. C. 289–314.
  • Иванов Д.В. Аргумент от отсутствия квалиа // Вопр. философии. 2011. № 12 (1 а.л.).
  • Иванов Д.В. Функционализм и инверсия спектра // Эпистемология и философия науки. 2011. № 3 (1 а.л.) (работа выполнена по гранту).
  • Иванов Д.В. Эпистемологическая интерпретация субъективности и проблема сознания // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011. С. 189–211 (работа выполнена по гранту).
  • Левин Г.Д. В чем смысл деления методов познания на номотетические и идиографические? // Эпистемология: новые горизонты: Материалы конф. (Москва, 24–25 июня 2010 г.). М., 2011. С. 95–108 (работа выполнена по гранту).
  • Левин Г.Д. Дескриптивное и прескриптивное знание как предмет эпистемологии // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011. С. 94–111.
  • Левин Г.Д. Свобода и ответственность // Свобода и творчество. М., 2011. С. 75–92.
  • Левин Г.Д. Три взгляда на природу теоретического и эмпирического знания // Вопр. философии. 2011. № 2. С. 97–107.
  • Лекторский В.А. (LektorskyV.A.). BeliefandKnowledgeinModernCulture // KnowledgeandBeliefintheDialogueofCultures. Washington, 2009. P. 183–190 (ранее в отчетах не указывалась).
  • Лекторский В.А. Выступление на Круглом Столе журнала «Вопросы философии» «Историческое знание в современной культуре» // Вопр. философии. 2011. № 7. С. 3–45.
  • Лекторский В.А. Выступление на Круглом Столе журнала «Вопросы философии» «Философия России второй половины 20 в.» // Вопр. Философии. 2011. № 4. С. 3–30.
  • [Лекторский В.А.] Выступление на российско-украинском Круглом Столе журналов «Вопросы философии» и «Философська думка» «Единство мира и многообразие культур» // Вопр. философии. 2011. № 9. С. 3–33; (также на укр. яз. в журн.: Философська думка. 2011. № 4.)
  • Лекторский В.А. Деятельностный подход вчера и сегодня // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания: К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. М., 2011. С. 15–27.
  • [Лекторский В.А.] Заключение к дискуссии. «Сознание в буддизме и квантовой физике: дискуссия в Институте философии РАН» // Буддизм в России. № 43. 2010/2011. С. 65–67.
  • Лекторский В.А. Исследование интеллектуальных процессов в современной когнитивной науке: философские проблемы // Естественный и искусственный интеллект: методол. и соц. пробл. М., 2011. С. 3–16.
  • Лекторский В.А. Как возможен диалог цивилизаций? // Человек в интеллектуальном и духовном пространстве. М., 2010. С. 10–20 (не вошло в отчет за 2010 г.).
  • Лекторский В.А. Когнитивная наука как вызов эпистемологии // Эпистемология: новые горизонты: Материалы конф. (Москва, 24–25 июня 2010 г.). М., 2011. С. 5–34 (работа выполнена по гранту).
  • Лекторский В.А. Мужество мысли (о филос. идеях А.А.Зиновьева) // Логико-философские исследования. 2010. Вып. 1. С. 11–22(не вошло в отчет за 2010 г.).
  • Лекторский В.А. Мультикультурализм и диалог культур // Диалог культур в условиях глобализации. XI Междунар. Лихачёв. научн. чтения 12–13 мая 2011 г. Т. 1: Докл. СПб., 2011 (также на англ. яз. в кн. «Dialogueofculturesunderglobalization. ProceedingoftheConference». Vol. 1. SPB, 2011). С. 250–251.
  • Лекторский В.А. Наука и мир человека // Философия познания: К юбилею Людмилы Александровны Микешиной. М., 2010. С. 31–38 (не вошло в отчет за 2010 г.).
  • Лекторский В.А. Право не может противостоять идеалу справедливости // Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. М., 2011. С. 90–93.
  • Лекторский В.А. Предисловие // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011. С. 3.
  • Лекторский В.А. Предисловие и комментарии к книге Т.Рокмора «Маркс после марксизма: Философия Карла Маркса» // Рокмор Т. Маркс после марксизма: Философия Карла Маркса / Пер. с англ. И.В.Борисовой; Под ред. В.А.Лекторского. М., 2011. С. 6–10, 379–389.
  • Лекторский В.А. Проблема единства знания вчера и сегодня // Социемы. 2010. № 18. С. 5–16 (не вошло в отчет за 2010 г.).
  • Лекторский В.А. Проблема знания в современной эпистемологии // Язык – знание – реальность: Сб. работ в честь 70-летия А.Л.Никифорова. М., 2011. С. 247–266.
  • Лекторский В.А. Рациональность, социальные технологии и судьба человека // Эпистемология и философия науки. 2011. № 3. С. 35–48.
  • Лекторский В.А. Толерантность как философская проблема // Образовательная политика. М., 2011. № 2. С. 48–56.
  • Лекторский В.А. Философские дискуссии в современной когнитивной науке» // Когнитивная наука: пробл. м перспективы: Материалы российско-франц. семинара. М., 2010. С. 55–70 (на рус. и франц. яз.) (не вошло в отчет за 2010 г.).
  • Лекторский В.А. Что есть знание? // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011. С. 4–25.
  • Мудрагей Н.С. Научные революции как предмет эпистемологического исследования // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011. С. 212–222.
  • Мудрагей Н.С. Теория всего и теория познания (онто-гносеол. заметки) // Вопр. философии. 2011. № 6. С. 82–92.
  • Павленко А.Н. Античный космос и современная космология // Космология, физика, культура. М., 2011. С. 83–100.
  • Павленко А.Н. Каков онтологический статус человека? Три возможных ответа // Сб. материалов XIII конф. «Наука, философия, религия: Человек перед лицом новейших биомедицинских технологий». М., 2011. С. 87–100.
  • Павленко А.Н. Коммуникативный острог // Логико-философские исследования. М., 2010. С. 153–170 (не вошло в отчет за 2010 г.).
  • Павленко А.Н. Принцип наблюдаемости, «стадия эмпирической невесомости теории» (SEWT) и «конструктивный эмпиризм» (СЕ) // Вестн. РУДН (Философия). 2011. № 3. С. 8–21 (работа выполнена по гранту).
  • Павленко А.Н. Следствия формального определения принципа наблюдаемости // «7-е Смирнов. чтения»: материалы Междунар. научн. конф. (Москва, 22–24 июня 2011 г.).М., 2011. С. 189–193.
  • Павленко А.Н. Является ли творением Бога творение его творения? // Сб. материалов XIII конф. «Наука, философия, религия: Человек перед лицом новейших биомедицинских технологий». М., 2011. С. 216–221.
  • Павленко А.Н (PavlenkoA.N.). What Makes “Communication” Possible? // Вестн. РУДН (Философия). 2011. № 3. С. 25–34 (работа выполнена по гранту).
  • Павлов С. (Pavlov S.A.).The Logic with Truth and Falsehood Operators from a Point of View of Universal Logic // Logica Universalis. 2011. Vol. 5. № 2. P. 319–325.0,2 а.л.).
  • Павлов С.Logical Semantics with Only One Bedeutung // «7-еСмирнов. чтения»: материалыМеждунар. научн. конф. (Москва, 22–24 июня 2011 г.). М., 2011. С. 107–108.
  • Павлов С.А.Анализ онтологии, семантики и синтаксиса логики высказываний // Вестн. РУДН (Философия). 2011. № 3. С. 111–119.
  • Пружинин Б.И. «Стиль научного мышления» в отечественной философии науки // Вопр. философии. 2011. № 6. С. 64–74 (работа выполнена по гранту).
  • [Пружинин Б.И.] Беседа Б.И.Пружинина с В.Ж.Келле (11 мая 2010 г.) // Вопр. философии. 2011. № 1. С. 60–66.
  • Пружинин Б.И. Единство мира и многообразие культур (участие в международном «круглом столе») // Вопр. философии. 2011. № 9. С. 30–33; Так же на укр. яз.: Философска думка. 2011. № 4. С. 43–47.
  • [Пружинин Б.И.] Знание о прошлом в современной культуре (участие в «круглом столе») // Вопр. философии. 2011. № 8. С. 22–25.
  • Пружинин Б.И. К определению понятия «научное знание» в культурно-исторической эпистемологии // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011. С. 73–93.
  • Пружинин Б.И. Культурно-историческая природа познания и стиль научного мышления // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания: К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. М., 2011. С. 28–42 (работа выполнена по гранту).
  • Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Культурно-исторический подход в гуманитарных науках // Культурно-исторический подход в гуманитарных науках: проблемы и перспективы: Материалы Междунар. научн. конф. (Владивосток, 10–14 окт. 2011 г.). Владивосток, 2011. С. 3–6 (работа выполнена по гранту).
  • Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г.  Скептицизм Юма и современные проблемы культурно-исторической эпистемологии // Дэвид Юм и современная философия: материалы конф. Т. 2. М., 2011. С. 28–32 (работа выполнена по гранту).
  • [Пружинин Б.И.] Философия России второй половины ХХ века (участие в «круглом столе») // Вопр. философии. 2011. № 4. С. 8–12.
  • Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Философско-методологическое самосознание современной науки и педагогическое исследование // Методологические подходы в современной науке и проблемы их применения в педагогических исследованиях. Сб. тр. Всерос. семинара по методологии педагогики. Краснодар, 2011. С. 7–21 (работа выполнена по гранту).
  • Пружинин Б.И. Фундаментальная наука и кризис образования // Преподавание философских дисциплин в вузе: опыт Дальнего Востока. Сб. ст. научно-практических конф. (Владивосток, 26 июня 2009 г.; Владивосток, 25–26 нояб. 2010 г.)/ Уссурийск, 2011. С. 7–11 (работа выполнена по гранту).
  • Труфанова Е.О. Личностная идентичность как инвариант знаний индивида о себе // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011. С. 169–188.
  • Труфанова Е.О. Обзор книг по эпистемологии и философии науки, вышедших на русском языке за 2009–2010 гг. // Эпистемология и философия науки. 2011. Т. XXVII. № 1. C. 243–248.
  • Труфанова Е.О. Социальное конструирование субъекта через призму медийных и сетевых технологий // Наука и социальные технологии. М., 2011. С. 33–53 (работа выполнена по гранту).
  • Труфанова Е.О. Социальный конструкционизм в теории познания // Эпистемология: новые горизонты: Материалы конф. (Москва, 24–25 июня 2010 г.). М., 2011. С. 155–175 (работа выполнена по гранту).
  • Труфанова Е.О., пер. с англ.: Дженкс К. После Беслана: детство, сложность и риск // Этическая мысль. Вып. 11. М., 2011. С. 164–190.
  • Фарман И.П. Знание и риторика // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011. С. 130–150.
  • Фарман И.П. Коммуникация как идеальная речевая конструкция и реальная социальная практика // Эпистемология: новые горизонты: Материалы конф. (Москва, 24–25 июня 2010 г.). М., 2011. С. 209–232 (работа выполнена по гранту).
  • Черткова Е.Л. «Вольный духом»: Рец. на кн. «Валентин Фердинандович Асмус». М.: РОССПЭН, 2010 // Лит. газ. 2010.12.15. № 51 (не вошло в отчет за 2010 г.).
  • Черткова Е.Н. Идеал – знание – истина // Знание как предмет эпистемологии. М., 2011. С. 47–72.
  • Черткова Е.Н. Эпистемология и этика: точки пересечения // Эпистемология: новые горизонты: Материалы конф. (Москва, 24–25 июня 2010 г.). М., 2011. С. 176–208 (работа выполнена по гранту).