Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научные результаты
Главная страница » » Научные результаты

Научные результаты

Здесь можно ознакомиться с научными отчетами сектора, начиная с 2006 года.

 


Научный отчет сектора за 2022 г.


по теме:

"РОССИЙСКИЙ ПРОЕКТ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ"


Важнейшие результаты

 

   

Произведен герменевтический и логический анализ феномена “постмодернизм” как исторической ситуации и как “объекта” исследования. Показано: 1) систематическое осмысление постмодернизма как “объекта” раскрывает его сущностно неизбежные противоречия как исторического понятия; 2) внутри “постмодернизма” как исторической “ситуации” сохраняются конкурирующими с ним традиционные контексты и дискурсы; 3) с т.з. логико-понятийного аппарата, необходимо различение понятий постсовременности, постмодерна и постмодернизма; 4) такое различение позволяет не только указать на незавершаемость как определенную черту модерна, но и на вторично реактивный характер постмодерна; 5) последнее же неизбежно оставляет для инвариативности как сущностной черты постмодернизма лишь уровень проявленности в современных языковых формах, которую можно локализировать посредством синтаксиса, семантики и прагматики языка. Данные выводы задают пределы возможного в новейших поисках выхода из постмодернизма как из исторической “ситуации” языковой и идеологической конфронтации с более фундаментальными логико-смысловыми основами цивилизации. (Рубцов А.В. Постмодерн как «не-объект». К критике онтологии и языка постмодернистской самоидентификации // Вопр. философии. 2022. № 1. С. 134–147.)

 

Проанализирована позитивная и продуктивная связь идеологии и философии на протяжении российской истории последних двух столетий. Показано, в какой мере философия – это органически присущая национальной цивилизации составная часть, погруженная в культурное прошлое народа, актуальная в ее настоящем и участвующая в проектировании ее будущего. Именно в этом смысле рассмотрена связь философии с другим подобным же элементом культуры, всегда конституированным прошлым и при этом неизменно участвующем в цивилизационном строительстве, – с идеологией. Сделан вывод о том, что воздействие последней на философию носит, в первую очередь, продуктивный и в целом прогрессивный характер: идеология служит для национальной философии системой телеологической ориентации, стимулируя трансформацию нравственно-эстетического поиска экзистенциальных ориентиров в поиск социально-политических. (Сухов А.Д. Идеологические воздействия на ход русской философии // Философия и общество. 2022. № 2. С. 106–126.)

 

Частный случай описанного взаимодействия рассмотрен на примере истории славянофилов. Выявлено продуктивное воздействие прогрессивной в то время либеральной экономической теории, составлявшей фундамент западного либерализма, на формирование социально-политической идеологемы славянофилов, сочетавшей заведомо иррациональный образ “национального величия” с рационалистической аргументацией экономического и рыночного превосходства свободного крестьянского труда. (Sukhov A. Could the Slavophiles Be Considered Liberals? // Russian Studies in Philosophy. 2022. Vol. 60. Is. 2. P. 114–125.)

 

Концепт «раннего русского либерализма» сохраняет содержательно-хронологическую неопределенность. Применительно к историческому феномену раннего русского либерализма методологически неоправданно приложение критериев западноевропейского экономического и политико-правового либерализма в силу того, что патернализм всех ментальных конструкций понимания себя в социальной, политической и правовой сферах является главной составляющей национальной специфики, без учета которой невозможно понять и оценить содержание раннего русского либерализма. Единственным бесспорным достижением раннего либерализма стало осознание ценности внутреннего достоинства личности. (Shcherbatova I.F. The Ambivalence of Early Gentry Liberalism in Russia // Russian Studies in Philosophy. 2022. Vol. 60. Is. 2. P. 96–113.)

 

Конфликтное поле между Гоголем и читателем его книги «Выбранные места из переписки» реконструируется как столкновение оберегаемой ценности внутреннего религиозного пространства с предложенным Гоголем «проектом» централизации религиозной жизни. За стилистическим морализмом и архаикой формы текста Гоголя общество не увидело его стремление к религиозному преображению жизни. Делается вывод о нежелании культурного общества признать право другого на духовную активность как следствии не дошедшего до активного сознания индивидуализма. То, что Гоголь в эпоху исключительной патерналистской пропаганды предлагал религиозное развитие «внутренней жизни личности», было осознано лишь начиная с конца XIX в. в работах М.О. Гершензона, Д.С. Мережковского, В. Гиппиуса и др. (Щербатова И.Ф. Книга Н.В. Гоголя «Выбранные места из переписки» как религиозное пространство социальной коммуникации // Полилог/Polylogos. 2022. № 2. URL: https://polylogos-journal.ru/s258770110020126-0-1/)

 

 

по теме:

"ПРАКТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ"


Важнейшие результаты

 

  

Осмыслен современный случай активного и эклектического смешения идеологии и философии на базе праксиологического отношения к обоим фундаментальным социально-историческим феноменам как к системам институтов. Показано, что подобное некорректное отношение к сложным научно-практическим феноменам лежит в основе их теоретического и практического смешения и даже неразличения и отождествления. Сделан вывод о том, что подобный догматический метод, тем более принятый на вооружение в практической цивилизационной борьбе (конфликте), приводит к критическому умалению не только жизненно необходимого фактора самодостаточности современной научной философии как интеллектуального типа деятельности, но и к утрате ее практико-ориентированного характера. (Рубцов А.В. Институт философии и философия институтов // Вопр. философии. 2022. № 5. С. 192–205.)

 

В рамках концепции психоистории и психоидеологии обосновано подчас решающее значение психоэмоциональных факторов, комплексов и фиксаций, а также завоеваний в идейных плацдармах и территориях смыслов. Рассмотрены ключевые аспекты военной эстетики и политического нарциссизма в силовых акциях различной ориентации и формата. (Рубцов А.В. Между созиданием и завоеванием. Часть 1. Психоидеология войны // Политическая концептология. 2022. № 2. С. 165-173. URL: https://politconcept.sfedu.ru/2022.2/08.pdf )

 

Ситуация мгновенного и радикального кризиса сырьевой модели и самого ресурсного социума рассматривается в контексте военной спецоперации. Неожиданность процесса и его немыслимая в обычных условиях скорость объясняется триггером сверхбольшой политики как фактора обреченности сырьевой модели. Фатальная проблема заключается в мгновенной востребованности несырьевой альтернативы. (Рубцов А.В. Между созиданием и завоеванием. Часть 2. Военные операции и несырьевая альтернатива: второй фронт // Политическая концептология. 2022. № 2. С. 174–182. URL: https://politconcept.sfedu.ru/2022.2/09.pdf )

 

Изучен способ выстраивания Флоренским парадигмальной научно-философской концепции человека как homo faber. Прояснены неявные пути перехода его философской логики от религиозной концепции мира и человека к концепции инженерно-эволюционной. Проанализированы как эксплицитные, так и имплицитные источники научно-философских интуиций Флоренского. Дана историко-философская оценка предлагаемому им образно-понятийному комплексу «термин-орган-орудие», на основе которого ему и удается задуманная антропологическая редукция комплексного феномена человека к активистской модели homo faber. (Безменщиков А. Е. Антропология homo faber П.А. Флоренского // Полилог/Polylogos. 2022. T. 6. № 2. URL: https://polylogos-journal.ru/s258770110020359-6-1/)

 

Показано, как в мире информационных потоков, характеризующемся повышенной социальной изменчивостью, свойственное социальному субъекту личностная динамика выступает дополнительным аргументом в пользу эмпатийного подхода к Другому. Проанализировано, в какой мере осмысление собственных внутренних поисков и разнообразных социальных отношений фактически вписано в многослойные общественные трансформации, обусловленные действиями различных акторов и их концептуализацией происходящего в бегущем времени. Соотнесение проблематики Другого с темой изменения плодотворно и в этическом, и в психологическом, и в политическом смысле, ибо согласуется с запросом на социальную интеграцию как в рамках отдельного совокупного социального субъекта, так и в общемировом масштабе. Сдвиг общественного фокуса оценки, критики (вплоть до запрета) с социального актора на его/ее конкретные действия – демократический вариант корректировки принципа социального исключения. (Сыродеева А.А. Другой, изменение, время // VOX. Филос. журн.  2022. Вып. 39. С. 1-13. URL: https://vox-journal.org/html/issues/683/694.html)

 

 

по теме:

"МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ СИСТЕМ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕГОСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"


Важнейшие результаты


  

В биографической статье о З.А. Каменском этот советский ученый рассматривается, в первую очередь, как пример противопоставления научного подхода к изучению философии и методологии истории философии и бюрократизированной коммунистической идеологии, выродившейся, начиная уже с 1930-х годов, в догматику и схоластику псевдонаучного марксизма-ленинизма. Каменский выступил с резкой критикой антинаучного характера подобного подхода в философии, за что был надолго удален из стен Института философии РАН и из рамок официальной научной жизни. Основным материалом для статьи являются главные направления научных исследований ученого. В них Каменский, систематик по специфике своего мышления, стремился собрать и систематизировать наследие ранних русских шеллингианцев, в том числе самого выдающегося их представителя – П.Я. Чаадаева. Последний период творчества Каменского, анализируемый в статье, был посвящен методологической проработке истории философии, в доктринальной структуре которой, как в силу исторических причин, так и в силу причин идеологических, ученый видел множество ошибочных представлений, замедлявших развитие дисциплины. (Щербатова И.Ф. Захар Абрамович Каменский: История философии как историография и как наука // Философия во множественном числе. Кн. 2 / Сост. и отв. ред. А.В. Смирнов, Ю.В. Синеокая. М.: Академический проект, 2022. С. 247–254.)

 

2021 год

 

2020 год


2019 год


2018 год

 

2017 год

 

2016 год


2015 год

 

2014 год

  

2013 год

 

2012 год

 

2011 год

 

2010 год

 

2009 год

 

2008 год

 

2007 год

 

2006 год