Институт Философии
Российской Академии Наук




  8. Встреча 23 ноября 2018 г. Сергей Катречко «Главная «идея трансцендентальной философии (КЧР, А1)»
Главная страница » Ученые » Семинары и конференции » Семинар «Философия сложностности» » 8. Встреча 23 ноября 2018 г. Сергей Катречко «Главная «идея трансцендентальной философии (КЧР, А1)»

8. Встреча 23 ноября 2018 г. Сергей Катречко «Главная «идея трансцендентальной философии (КЧР, А1)»

Сергей Катречко

 

 «Главная «идея трансцендентальной философии (КЧР, А1)»

 

 ТЕЗИСЫ

В настоящее время со–существуют несколько интерпретаций кантовской трансцендентальной философии, прежде всего конкурирующие друг с другом теории «двух объектов/миров» и «двух аспектов». Вместе с тем продолжают развиваться пост-кантианские модусы трансцендентальной философии, наиболее известными из которых являются неокантианство и [трансцендентальная] феноменология Гуссерля. Какие из этих интерпретаций и модусов трансцендентализма наиболее адекватно выражают «дух» кантовской трансцендентальной философии, т.е. могут претендовать на звание трансцендентальных? Для экспликации идеи трансцендентальной философии Канта я выделяю два трансцендентальных сдвига: методологический и метафизический, — которые в своей совокупности предопределяют суть и задают специфику кантовского трансцендентализма. Методологический трансцендентальный сдвиг, который постулируется Кантом в его дефиниции трансцендентальной философии из Критики (КЧР, А11-12; В25], представляет собой сдвиг от изучения предметов к анализу и обоснованию возможности нашего априорного способа познания. Этот сдвиг задает достаточно широкий спектр a la кантианских (априористских) концепций и предопределяет трансцендентальный поворот, или «ре–трансцендентализацию» современной философии. Метафизический трансцендентальный сдвиг, который можно соотнести с «измененным методом мышления [в метафизике]» (КЧР, В XVIII прим.) и кантовским «коперниканским переворотом», связан с «расщеплением» предмета (вещи) на собственно предмет, или кантовскую вещь–саму–по–себе, и предмет опыта, или кантовское явление, и предполагает переход от  вещи–спс к изучению ее явлению. Более точно, этот сдвиг находит свое выражение в трансцендентальной триаде «предмет (вещь–сама–по–себе; Ding an sich) — явление (Erscheinung) — представление (Vorstellung)», которая и предопределяет «идею» (суть) кантовского трансцендентального идеализма/метафизики. Вместе с тем осуществляемый Кантом трансцендентальный метафизический сдвиг позволяет говорить о конституировании им дескриптивной метафизики, которая  "довольствуется описанием [не мира, а лишь] действительной структуры нашего мышления о мире… [и стремится] раскрыть наиболее общие черты [подобной] концептуальной структуры» [Стросон П.Ф. Индивиды. Очерк дескриптивной метафизики].

 

 

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Катречко Сергей Леонидович

В 1980 – 1981 учился в Московском Педагогическом Институте им. В.И. Ленина на физическом факультете.

В 1984 – 1989 – в Московском Государственном Университете им. М.В. Ломоносова на философском факультете.

В 1989 – 1992 обучался в очной аспирантуре Института философии РАН в секторе логики.

Кандидат философских наук. Диссертация "Логический анализ интеллектуальных систем с метапроцедурами" (специальность 09.00.07 – логика) защищена в Институте философии РАН на 12.11.92. Научный руководитель – проф., д.филос.н. В.А. Смирнов.

Работал в 1989 – 1990 годах в Вычислительном Центре АН СССР в качестве младшего научного сотрудника.

В 1991 – 1992 годах – работал в Общественный Институт Логики, Когнитологии и Развития Личности, ИЛКиРЛ в качестве научного сотрудника. В 1992 – 1998 годах – работал в Университете Российской Академии Образования (УРАО) (до 1995 – Российский Открытый Университет) в качестве преподаватель, декан философского факультета (1995) и заведующего общеобразовательной кафедрой философии (1996).

С 1992 – по настоящее время работает в должности доцента на кафедре философии и методологии науки естественных факультетов ИГУиСИ МГУ.

Кроме этого читает лекционные курсы по философии в ОИЯИ (Дубна) и МАРХИ.

Возглавляет фонд "Центр Гуманитарных Исследований".

Является организатором (модератором) дискуссии "Как возможно творческое воображение?"

Завершает работу над докторской диссертацией "Язык и средства философского исследования", в которой обосновывается оригинальный взгляд на философию как «работу» с особыми – «метафизическими» – объектами.

 

Основная область философских интересов – философские проблемы сознания. Кроме этого к области научных интересов относятся:

Метафизика (онтология), эпистемология, мета-философия.

Философия языка и аналитическая философия.

Философия логики/Философия математики.

Философия и методология физики.

Сравнительная история философии (Платон, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель, Ницше, Фреге, Гуссерль, Витгенштейн, Хайдеггер, современная американская (Патнем, Серль, Рорти) и французская (Леви-Стросс, Фуко, Делез) философия.

 

 

Видеозапись семинара можно посмотреть здесь