Институт Философии
Российской Академии Наук




  2019 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем творчества » Научные отчеты сектора » 2019 год

2019 год

 

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ КРЕАТИВНОСТИ:
КОГНИТИВНЫЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ

(руководитель – доктор филос. наук Н.М. Смирнова)

 

Обосновано, что вклад философии в междисциплинарное изучение разума связан с особым статусом проблематики творчества – как максимально эффективного использования человеческих когнитивных ресурсов – и осознанной рефлексией инструментов анализа, а также (неявных) когнитивных презумпций, лежащих в основе исследований, далеко не всегда осознаваемых в рамках дисциплинарных методологий. Исследованы смысловые измерения субъективной реальности (Смирнова Н.М. Смысловые измерения субъективной реальности человека // Человек. 2019. Т. 30. № 3. С. 38‒49), парадоксальный характер возникновения принципиально новых смыслов, не содержащихся на предыдущем уровне развития знания (Бескова И.А. Самотрансформация личности в творческом процессе // Человек. 2019. № 3. С. 50‒60), а также социокультурных пространств творчества (Смирнова Н.М. Человек в культуре // Вопр. философии. 2019. № 1. С. 68‒77.

Проанализирована трансформация философского содержания понятия смысла в исторических типах герменевтики (Смирнова Н.М. Философская герменевтика в исторических типах рациональности // Герменевтическая традиция в России: актуальные контексты и современные проблемы. М.; СПб.; Белгород, 2019. С. 119‒137) и межкультурных коммуникациях (Смирнова Н.М. Цивилизационная размерность современных социально-культурных трансформаций // Россия и Турция: Диалог философов. М., 2019. С. 227‒242). На основе современных данных нейрофеноменологии исследован эвристический потенциал понятий недуального, ощущаемого и подразумеваемого смыслов, выявлена их соотнесенность с пониманием смысла в постнеклассической эпистемологии (Бескова И.А. Динамика смыслов: зеркальные нейроны в механизмах творчества // Философия творчества. Ежегодник. М., 2019. Вып. 5. С. 20‒61).

Раскрыты смыслопорождающие механизмы поэтического творчества, проведен сравнительный анализ когнитивных функций поэтического и научного творчества, выявлены критерии достоверности поэтического произведения (Моркина Ю.С. Научное и художественное творчество: идеальные объекты // Вопр. философии. 2019. № 7. C. 150‒161; Моркина Ю.С. Язык и поэтика в трудах А.А. Потебни // Философия творчества. Ежегодник. М., 2019. Вып. 5. С. 102‒134). Осуществлен логико-методологический анализ эвристических возможностей концепции микрогенеза восприятия для исследования когнитивных механизмов формирования смысловой целостности из структурных компонентов личностного опыта (Филипенок С.А. Формирование смыслового гештальта как творческий процесс // Философия творчества. Ежегодник. М., 2019. Вып. 5. С. 62‒72). Выявлен философский смысл понятия творчества как самосозидания в контексте истории философии, в религиозных и воспитательных системах (Горелов А.А. Взаимоотношения творчества культуры и творчества жизни // Философия творчества. Ежегодник. М., 2019. Вып. 5. С. 136‒149). Изучены когнитивные риски цифровых технологий в развитии творческого потенциала человека (Ярославцева Е.И. Человекомерность и человекоразмерность – парадокс существования сложной системы // Мир человека: неопределенность как вызов. М., 2019. С. 498‒512). Эксплицированы модели научных дискуссий и их роль в научном творчестве (Майданов А.С. Пути и перепутья коллективного творческого процесса // Философия творчества. Ежегодник. М., 2019. Вып. 5. С. 157‒191).

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЁТА

 

Современное состояние интеграции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания характеризуется отсутствием полноценного взаимодействия философии и когнитивных наук в изучении фундаментальных характеристик человеческого Разума, в частности, процессов порождения нового знания. Вклад философии в междисциплинарное изучение Разума связан с особым статусом проблематики творчества – как максимально эффективного использования человеческих когнитивных ресурсов в процессах порождения новых культурных смыслов. Именно философии (и только ей) свойственна осознанная рефлексия не только инструментов анализа, средств и операций познавательной деятельности (как в дисциплинарных методологиях), но и общекультурных, зачастую неявных, когнитивных презумпций, лежащих глубоко в основании исследовательской деятельности. Вживаясь в них, как в собственную телесность, исследователь, как правило, не осознает их в рамках дисциплинарных методологий. Должное внимание уделено когнитивным параметрам тонкой «настройки» на определенную предметную область изучения творчества – своеобразия релевантных методологических установок в изучении различных предметных проекций творческой деятельности. Наряду с этим, важнейшей задачей проекта является усиление интеграции философского и когнитивно-научного предметных срезов изучения творчества – исследование процессов формирования новых культурных смыслов в философском, научном и художественном (поэтическом, музыкальном и т.п.) творчестве. Так, показана избыточность, исчерпывающая непереводимость музыкальных смыслов на язык обыденной речи, вследствие которой смыслы классических музыкальных произведений тяготеют к высшим философским.

Актуальность анализа когнитивных аспектов творчества обусловлена тем, что в настоящее время отчетливо осознан тот факт, что динамики смыслообразования, проявляющиеся в искусственных, лабораторно организованных исследованиях, существенно отличны от форм естественно разворачивающейся интеллектуально-поисковой активности. В первом случае когнитивные процедуры могут быть адекватно описаны в парадигме классической рациональности. Однако всё то, что в познавательной деятельности превосходит устойчиво воспроизводящееся, повседневное, рутинное, все, наиболее явно соотносимое с феноменом творчества, требует значительного расширения исследовательского подхода. В этой связи особую значимость приобретают исследования, направленные на поиск когнитивного синтеза, – многомерной когнитивной модели творческого процесса, интегрирующей достижения как философии, так и современных когнитивных наук. Дальнейшее развертывание концептуального анализа привело к содержательным уточнениям (новым смысловым коннотациям) понятия творчества за счет его концептуального соотнесения с понятиями субъективной реальности, недуальной целостности человеческой экзистенции, ощущаемого и подразумеваемого смысла, а также в ходе анализа философских проблем тропологического дискурса, поэтического и музыкального смыслообразования в культуре (Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019).

Главное внимание в работе над проектом уделено поиску общих когнитивных корней творчества – глубочайшего истока его смысловых формообразований. Объект исследования – когнитивные и социокультурные измерения творчества – воистину необъятен, ибо творческое начало в той или иной мере присуще всем проявлениям человеческого мышления и деятельности. Поэтому в культурном многообразии ликов творчества в мышлении и деятельности вычленен предметный срез собственно философского анализа, руководствуясь представлением о том, что предмет исследования задан не только предметной релевантностью, т.е. когнитивным интересом исследователя, – но и теоретически сконструирован на основе наличных методологических средств. Исходя из этой методологической презумпции, предмет философского, в нашем случае – теоретико-познавательного, исследования творчества – определен как когнитивные характеристики смыслопорождающей деятельности человека в социокультурном контексте. Задача философского постижения творчества – изучение когнитивных и социокультурных параметров конституирования новых культурных смыслов человеческого мышления, деятельности и межкультурной коммуникации – расширения семантических пространств жизненного мира человека. Для ее решения активно использованы методы феноменологического анализа и аналитической философии сознания, а также телесно-ориентированный и конструктивно-реалистический подходы. В анализе процессов смыслообразования использованы современные наработки теоретико-сложностного анализа, нейрофеноменологии и философии искусственного интеллекта, – взаимодополнительных, но не сводимых друг к другу. В работе над проектом использованы и методы концептуального анализа, историко-философской и историко-научной реконструкций, когнитивной герменевтики. Все участники проекта опирались на методологические презумпции телесно-ориентированного подхода и современной постнеклассической эпистемологии, артикулирующей значимость смыслового измерения в методологических рефлексиях когнитивных наук.

Исследованы смысловые измерения субъективной реальности человека, показана роль темпоральных модусов в структуре субъективной реальности, а также характер трансформации бытийных смыслов в процессах творчества (Смирнова Н.М. Смысловые измерения субъективной реальности человека // Человек. 2019. Т. 30. № 3. С. 38–49). В исследованиях социокультурных пространств творчества феномен творчества рассмотрен в культурном многообразии его предметных разверсток: в сфере собственно философского мышления (генезис новых философских смыслов), науке (эпистемология научного открытия) и художественной деятельности, с которой по преимуществу (но неправомерно узко) нередко и отождествляют собственно творческую деятельность. Рассмотрена и логика трансформации культурных смыслов в процессе человеческой деятельности и культурной трансляции. На основе подобных методологических соображений осуществлено исследование порождающих структур смысла в философском и научном языке, творческом бессознательном и неявном знании (Смирнова Н.М. Человек в культуре // Вопр. философии. 2019. № 1. С. 68–77; Смирнова Н.М. Смысловые измерения социокультурных пространств творчества // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019. С. 5–18). С использованием феноменологической концепции Alter Ego Э. Гуссерля определены границы смыслопорождающих процессов в феноменологии интерсубъективности (Смирнова Н.М. Я и Другой: скользящая граница в феноменологии интерсубъективности // Международ. журн. исследований культуры. 2019. № 2(35). С. 40–52. URL: https://culturalresearch.ru/ru/archives/162-2-35-2019). Показана трансформация философского содержания понятия смысла в исторических типах герменевтики. Обосновано, что в исторически изменчивое понятие смысла имманентно (но неявным образом) встроены способы его теоретической реконструкции (Смирнова Н.М. Философская герменевтика в исторических типах рациональности // Герменевтическая традиция в России: актуальные контексты и современные проблемы / Ред.: Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина. М.; СПб.; Белгород: ЦГИ Принт, 2019. С. 119–137). Исследованы смысловые мутации в межкультурных коммуникациях (Смирнова Н.М. Цивилизационная размерность современных социально-культурных трансформаций // Россия и Турция: диалог философов / Ред. А.В. Черняев. М.: Гнозис, 2019. С. 227–242).

Выявлены когнитивные предпосылки решения творческих задач в недуальном пространстве творческих динамик (И.А. Бескова) на основе современных принципов телесно-ориентированного познания, т.е. выражения смыслов в языке телесных практик. Подобное расширение предмета исследования высвечивает категориальную неразвитость традиционных представлений, не соотносящих базовые состояния сознания с организменной подоплекой процессов, разворачивающихся на уровне телесных физических и биохимических проявлений. Сформулированы предпосылки, основания и истоки формирования недуального подхода в изучении творчества, очерчены границы его применимости в сравнении с классической парадигмой рациональности (Бескова И.А. Логика творческой трансформации: недуальный подход // Филос. школа. 2018. № 6. С. 48–60 – не вошла в отчет 2018 г.). Выявлен когнитивный механизм возникновения принципиально новых смыслов, не содержащихся на предыдущем уровне сформированности знания. Раскрыта специфика творческих динамик, которые условно могут быть обозначены как «путь Моцарта» и «путь Сальери» (Бескова И.А. Самотрансформация личности в творческом процессе // Человек. 2019. № 3. С. 50–60).

Динамики формирования и трансформации смыслов в процессе творчества исследованы с привлечением данных о работе зеркальных нейронов. С этой целью введены и проинтерпретированы такие понятия, как «объемный», «недуальный», «ощущаемый» и «подразумеваемый» смыслы. Раскрыта когнитивная природа состояний поглощенности предметом интереса и полноты присутствия в настоящем (Бескова И.А. Динамика смыслов: зеркальные нейроны в механизмах творчества // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019. С. 20–61).

Рассмотрены проблемы культурной онтологии поэтической реальности и смыслопорождающие механизмы поэтического творчества. Показаны как общность, так и особенность когнитивных процедур формирования идеализированных объектов науки и поэтически-художественных типизаций. Обосновано известное сходство идеализации (построения идеальных объектов науки) с поэтической образностью, показано, что научная мысль и поэтическая идея вырастают из единого ствола и коренятся в изначальной метафоричности слова, постепенно утрачивающейся (стирающейся, изнашивающейся) в речевой практике. Обоснован тезис о метафорической нагруженности идеального объекта науки и научной картины мира. Исследован художественный (а именно, поэтический) образ и показано, что он обладает рядом типологических черт, характерных и для идеальных объектов науки. Идеальный объект поэтического творчества раскрывается как отображающий релевантные свойства художественной реальности, представленной в поэтическом образе (Моркина Ю.С. Научное и художественное творчество: идеальные объекты // Вопр. философии. 2019. № 7. C. 150–161). С позиций современной постнеклассической эпистемологии исследованы взгляды известного мыслителя XIX века А.А. Потебни (1835–1891). Показано, что его анализ слова как элементарной единицы поэзии эвристичен и для современной эпистемологии поэтического. Исследованы онтологические основы интерсубъективности поэтического в социокультурной реальности (Моркина Ю.С. Язык и поэтика в трудах А.А. Потебни // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019. С 102–134).

На материале эпистемологии неявного знания эксплицированы когнитивные характеристики процесса рождения нового смысла как гештальт-переключения (С.А. Филипенок). Показано, что в основе индивидуальной творческой деятельности лежит способность субъекта создавать из разрозненных компонентов личностного опыта новую смысловую целостность. Описаны когнитивные механизмы, регулирующие процесс формирования смысловых структур в процессе восприятия, на основе наработок концепции микрогенеза (Хайнц Вернер, Фридрих Сандер). Показано, что преимущество концепции микрогенеза в сравнении с теорией гештальта в том, что структурный подход дополнен в ней динамическим. Такой подход позволяет выявить когнитивные механизмы творческой деятельности как обладающей динамически развивающейся структурой, разворачивающейся в пространстве личностного опыта, сразу в трех темпоральных модусах: в прошлом (past-time experience), в реальном времени (present-time experience) и как антиципации, пролонгированные в будущее (forward-oriented). Показано, что и в процесс восприятия включен творческий потенциал личности, «просеивающей» релевантную информацию и структурирующей визуальное поле, - как предпосылку формирования новых смыслов. Обоснован вывод, что и в элементарные акты восприятия вовлечен творческий потенциал познающей личности, ее способность категоризировать внутренний опыт, порождать новые смысловые структуры в сознании (Филипенок С.А. Формирование смыслового гештальта как творческий процесс // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019. С. 62–72).

Показана роль творчества в преображении жизненного мира человека (на примере трудов Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского). Очерчены смысловые контуры философского понятия «самотворчество», понимаемого как особая разновидность творчества, относящегося к самому творцу, стремящемуся к самосовершенствованию в соответствии со своими представлениями об идеале. Для определения границ этого понятия «самотворчество» соотнесено с такими понятиями, как «творчество», «самосовершенствование», «самоактуализация». Показано, что онтологическую основу самотворчества составляет внутренняя работа по самоосуществлению; гносеологическую – возможность самопознания; антропологическую – уход от массовидности к Личности; социальную – выход из системы «потребления ради потребления». На примере «практики себя» М. Фуко и православной практики исихазма представлены модели духовных практик самотворчества (Горелов А.А. Взаимоотношения творчества культуры и творчества жизни // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019. С. 136–149.; Горелов А.А., Горелова Т.А. Самотворчество как протестный потенциал духовной культуры // Науч. тр. Моск. гуманитар. ун-та. 2019. № 1. С. 148–170). Выявлено, что контуры эволюционного развития самотворчества совпадают с направлением исторического становления индивидуальности и личности в общем потоке духовной эволюции человечества. Прослежена связь понятий «творчество культуры» и «творчество жизни» на примере воздействия русского национального характера и русской идеи на революцию 1917 г. и на «перестройку» в России конца ХХ в. (Горелов А.А. Взаимоотношения творчества культуры и творчества жизни // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019. С. 136–149; Горелов А.А., Горелова Т.А. Осознание возможности самотворчества в Античности: школа Пифагора // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 3. С. 44–54).

Показано, что современные культурные вызовы, инспирированные развитием цифровых технологий, формируют новое исследовательское поле – цифровую гуманитаристику (digital humanities). Исследован ее креативный потенциал и связанные с ним культурно-антропологические риски. Обоснован вывод о принципиальной важности выявления параметров человекоразмерности цифровой среды, разработки философско-методологических подходов к пониманию принципов формирования адекватного интеллектуального пространства жизненного мира человека, возвышающего его сущностные свойства и устойчивость перед лицом современных социокультурных вызовов (Ярославцева Е.И. Человекомерность и человекоразмерность – парадокс существования сложной системы // Мир человека: неопределенность как вызов / Отв. ред. Г.Л. Белкина. Ред.-сост. М.И. Фролова. Предисл. С.Н. Корсакова и М.И. Фроловой. М.: ЛЕНАНД, 2019. С. 498–512; Ярославцева Е.И. Этика научного исследования: авторская свобода и стандартизация // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 2(99). С. 62–69; Ярославцева Е.И. Человек с роботом: коридор возможностей творчества в поле новых рисков // Социальные и цифровые исследования науки. М.: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2019).

Представлены модели научных дискуссий и их роль в научном творчестве. Показано своеобразие динамики коллективного творческого процесса, выявлен механизм его развития, определены методы, позволяющие раскрыть компоненты всего процесса и свести их в единую логическую модель. Проанализирован когнитивный аспект творческого начала научных дискуссий, их стадии и логические схемы когнитивной динамики. Показано, как в дискуссиях реализуется метод поливариантных решений, как сказывается на эффективности исследований кооперация и конфронтация различных точек зрения и т.п. (Майданов А.С. Пути и перепутья коллективного творческого процесса // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019. С. 157–191).

 

                       СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ.

Книга: Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019. 264 c. 500 экз. ISBN 978-5-98956-017-2. (Сер. «Философия творчества»).

 

ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ:

1. В журналах:

  1. Смирнова Н.М. Человек в культуре (размышления над книгой В.А. Лекторского «Человек и культура») // Вопр. философии. 2019. № 1. С. 68–77. ISSN 0042-8744. DOI: 10.31857/ S004287-440003621-8. (Web of Science, Scopus, РИНЦ).
  2. Смирнова Н.М., Аршинов В.И., Блюхер Ф.И., Буданов В.Г. и др. Коэволюция науки и культуры в трудах В.С. Степина. // Философия науки и техники. 2019. Т. 24. № 1. С. 7–45/30–32. ISSN 2413-9084. DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-7-45. (РИНЦ). (Материалы «Круглого стола»).
  3. Смирнова Н.М. Смысловые измерения субъективной реальности человека // Человек. 2019. Т. 30. № 3. С. 38–49. ISSN 0236-2007. DOI: 10.31857/ S0070005378-202362. (РИНЦ).
  4. Смирнова Н.М. Философская мысль России второй половины ХХ века: проблемы и дискуссии // Вопр. философии. 2019. № 10. С. 154–164. ISSN 0042-8744. DOI: 10.31857/S004287440007171-3. (Web of Science, Scopus, РИНЦ).
  5. Смирнова Н.М. Я и Другой: скользящая граница в феноменологии интерсубъективности // Международ. журн. исследований культуры. 2019. № 2(35). С. 40–52. ISSN 2079-1100. DOI: 10.24411/2079-1100-2019-00017. [Электронный ресурс] URL: https://culturalresearch.ru/ru/archives/162-2-35-2019 (Дата обращения 05.12.19.) (РИНЦ).
  6. Бескова И.А. Логика творческой трансформации: недуальный подход // Филос. школа. 2018. № 6. С. 48–60. ISSN 2541-7673. DOI: 10.24411/2541-7673-2018-10642. (Не вошло в отчет 2018 г.). (РИНЦ).
  7. Бескова И.А. Самотрансформация личности в творческом процессе // Человек. 2019. № 3. С. 50–60. ISSN 0236-2007. DOI: 10.31857/S023620070005379-3. (РИНЦ).
  8. Бескова И.А. Философия творчества и наука: грани взаимодействия // Международ. журнал гуманитарных и естественных наук / International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. № 10-1(37). С. 185–197. ISSN 2500-1000 (Print); ISSN 2500-1086 (Online). DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11633. (РИНЦ).
  9. Горелов А.А., Горелова Т.А. Осознание возможности самотворчества в Античности: школа Пифагора // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 3. С. 44–54. ISSN 1998-9873. DOI: 10.17805/zpu.2019.3.4. (РИНЦ).
  10. Горелов А.А., Горелова Т.А. Самотворчество как протестный потенциал духовной культуры // Науч. тр. Моск. гуманитар. ун-та. 2019. № 1. С. 148–170. ISSN 2587-8441. DOI: 10.17805/trudy.2019.1.14. (РИНЦ).
  11. Горелов А.А., Горелова Т.А. Два лика русской идеи в свете тезаурусного подхода // Горизонты гуманитар. знания. 2019. № 2. С. 21–44. ISSN 2587-845X. DOI: 10.17805/ggz.2019.2.2. [Электронный ресурс] URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1002 (Дата обращения 04.12.19.) (РИНЦ).
  12. Моркина Ю.С. Научное и художественное творчество: идеальные объекты // Вопр. философии. 2019. № 7. C. 150–161. ISSN 0042-8744. DOI: 10.31857/S004287440005741-0. (Web of Science, Scopus, РИНЦ).
  13. Моркина Ю.С. Размышления о книге Александра Цыганкова, Терезы Оболевич «Немецкий период философской биографии С.Л. Франка (новые материалы)» // История философии. 2019. Т. 24. № 2. С. 136–140. ISSN 2074-5869. DOI: 10.21146/2074-5869-2019-24-2-136-140. (РИНЦ, КиберЛенинка, Ulrich’s Periodicals Directory, EBSCO, ERIH PLUS).
  14. Моркина Ю.С. Язык и поэтика: анализ концепций последователей А.А. Потебни. Часть I: А.А. Потебня, В. Харциев, Б.А. Лезин // Філософія освіти. Philosophy of Education. 2019. № 1(24). С. 154–173. ISSN 2309-1606. DOI: https://doi.org/10.31874/2309-1606-2019-24-1-154-173. (РИНЦ).
  15. Филипенок С.А. Рец. на кн.: Моркина Ю.С. Поэтическое творчество: философский анализ. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017 // Философия науки и техники. 2019. Т. 24. № 1. С. 159–167. ISSN 2413-9084. DOI: 10.21146/2413-9084-2019-24-1-159-167. (РИНЦ).
  16. Ярославцева Е.И. Этика научного исследования: авторская свобода и стандартизация // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 2(99). С. 62–69. ISSN 1994-1471. DOI: 10.17803/1994-1471.2019.99.2.062-069. (РИНЦ, ВАК, Ulrichs Periodicals Directory).
  17. Ярославцева Е.И. Феномен саморазвития человека: кинезиология как тезаурус тела // Горизонты гуманитар. знания. 2019. № 2. С. 103–126. ISSN 2587-845X. DOI: 10.17805/ggz.2019.2.8. [Электронный ресурс] URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/1008 (Дата обращения 04.12.19.) (РИНЦ).

 

2. Главы в сборниках:

 

  1. Горелов А.А., Горелова Т.А. Динамика экологической ниши человека // Образовательные технологии. 2019. № 2. С. 36–46. ISSN 2307-7832.
  2. Смирнова Н.М. Цивилизационная размерность современных социально-культурных трансформаций // Россия и Турция: диалог философов / Ред.: А.В. Черняев. М.: Гнозис, 2019. С. 227–242. 300 экз. ISBN 978-5-94244-065-7.
  3. Смирнова Н.М. Философская герменевтика в исторических типах рациональности // Герменевтическая традиция в России: актуальные контексты и современные проблемы / Ред.: Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина. М.; СПб.; Белгород: ЦГИ Принт, 2019. С. 119–137. 500 экз. ISBN 978-5-98712-922-7.
  4. Смирнова Н.М. Смысловые измерения социокультурных пространств творчества // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019. С. 5–18. 500 экз. ISBN 978-5-98956-017-2.
  5. Бескова И.А. Динамика смыслов: зеркальные нейроны в механизмах творчества // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019. С. 20–61. 500 экз. ISBN 978-5-98956-017-2.
  6. Горелов А.А. Взаимоотношения творчества культуры и творчества жизни // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019. С. 136–149. 500 экз. ISBN 978-5-98956-017-2.
  7. Горелов А.А., Горелова Т.А. Тезаурусный анализ двух ликов русской идеи // Тезаурусы и проблемы культуры: III Академические чтения памяти Владимира Андреевича Лукова: доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции (с международным участием), прошедшей в Московском гуманитарном университете 4 апреля 2019 г. / Редкол.: В.А. Луков (отв. ред.), Н.В. Захаров, А.В. Костина, Т.Ф. Кузнецова, К. Ламажаа, В.П. Трыков. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2019. С. 59–83. ISBN 978-5-907194-05-2. [Электронный ресурс] URL: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/13 (Дата обращения 07.12.19.)
  8. Горелов А.А., Горелова Т.А. Гуманитарные аспекты экологической ниши человека // II Моисеевские чтения: Культура как фактор национальной безопасности: доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Москва, 26 июня 2019 г. / Под ред. А.В. Костиной, В.А. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2019. С. 173–181. ISBN 978-5-907194-29-8. [Электронный ресурс] URL: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/14 (Дата обращения 04.12.19.)
  9. Горелов А.А., Горелова Т.А. Противоречия экологической ниши человека // Труды XXVIII Международного научного симпозиума «Нетрадиционное экорастениеводство, селекция, генетика и биоземледелие. Охрана био-ноосферы и Космология. Философия естествознания и экообразование в триединстве экономики, экологии и здоровья». 8–15 сентября 2019 г., г. Алушта. Симферополь: ООО «Форма», 2019. С. 47–58. 500 экз. ISBN не указан в издании.
  10. Майданов А.С. Пути и перепутья коллективного творческого процесса // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019. С. 157–191. 500 экз. ISBN 978-5-98956-017-2.
  11. Моркина Ю.С. Язык и поэтика в трудах А.А. Потебни // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019. С 102–134. 500 экз. ISBN 978-5-98956-017-2.
  12. Филипенок С.А. Формирование смыслового гештальта как творческий процесс // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 5, 2019: Смысловые измерения социокультурных пространств творчества / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: ИИнтеЛЛ, 2019. С. 62–72. 500 экз. ISBN 978-5-98956-017-2.
  13. Ярославцева Е.И. Философские аспекты цифрового прототипирования образовательных моделей // Цифровой бренд-менеджмент территорий: глобальный и локальный аспекты: материалы IV Международной трансдисциплинарной научно-практической WEB-конференции «Connect-Universum-2018», 29–30 ноября 2018 года / Науч. ред. Г.А. Окушова; редкол.: И.П. Кужелева-Саган [и др.]; Нац. исслед. Том. гос. ун-т, Каф. социальных коммуникаций. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2019. С. 226–234. 500 экз. ISBN 978-5-94621-859-7. DOI: 10.17223/9785946218597/41. [Электронный ресурс] URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000669823 (Дата обращения 05.12.19.) (РИНЦ).
  14. Ярославцева Е.И. Человекомерность и человекоразмерность – парадокс существования сложной системы // Мир человека: неопределенность как вызов / Отв. ред. Г.Л. Белкина. Ред.-сост. М.И. Фролова. Предисл. С.Н. Корсакова и М.И. Фроловой. М.: ЛЕНАНД, 2019. С. 498–512. Тираж не указан в издании. ISBN 978-5-9710-5915-8.
  15. Ярославцева Е.И. Создание цифровой периферии и виртуальных сред: этический и правовой аспекты // Научно-технологические трансформации в современном обществе: нравственно-философское осмысление и особенности правового регулирования: сборник научных трудов / Отв. ред. В.М. Артемов, О.Ю. Рыбаков. Москва: РГ-Пресс, 2019. С. 116–121. 1000 экз. ISBN 978-5-9988-0994-1. DOI: 10.31085/9785998809941-2019-408.
  16. Ярославцева Е.И. Творческое развитие человека и аудиовизуальные технологии в современном образовании // Инновационные технологии в кинематографе и образовании. Международная научно-практическая конференция. (Москва, 12–13 ноября 2018 г.: Материалы и доклады) / Под общей ред. О.Н. Раева. М.: ИПП «КУНА», 2019. С. 120–131. 500 экз. ISBN 978-5-98547-130-4. (РИНЦ).
  17. Ярославцева Е.И. Дерзновение противостояния // Анатолий Васильевич Дмитриев. Научное наследие. Воспоминания. К 85-летию ученого / Отв. ред. М.К. Горшков. М.: Новый хронограф, 2019. С. 401–404. 300 экз. ISBN 978-5-94881-460-5. (РИНЦ).
  18. Ярославцева Е.И. Человек с роботом: коридор возможностей творчества в поле новых рисков // Социальные и цифровые исследования науки. М.: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2019.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследованы когнитивные и социокультурные параметры творчества как смыслообразующей деятельности человека в культуре – как расширения семантических пространств человеческого мышления, деятельности и межкультурных коммуникаций. Эксплицированы когнитивные презумпции исследования смысла как идеальной предметности эпистемологии и интенционального объекта логико-методологического анализа - как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума (Смирнова Н.М.). В рамках телесно-ориентированного подхода обоснована роль концепции зеркальных нейронов в обосновании ключевых динамик знания, соотнесенных с логикой трансформации смыслов в творческом процессе. Обоснован вывод, что когнитивная природа креативности соотнесена с режимом недуальной целостности человеческой экзистенции (Бескова И.А.). Выявлены когнитивные операции построения интерпретативной схемы и ее субъективных динамик в решении творческих задач. Показано, что концепция гештальт-переключения может быть дополнена динамическим аспектом – представлением о формировании смысловой целостности на основе концепции микрогненеза восприятия (Филипенок С.А.). Проанализированы проблемы культурной онтологии художественной реальности и эпистемологии поэтического, выявлена принципиальная общность схем построения идеализированных объектов науки и поэтически-художественных типизаций. Выявлены критерии достоверности поэтического произведения (Моркина Ю.С.). Изучен эвристический потенциал цифровой гуманитаристики, оценены когнитивные риски цифровых технологий для творческого развития человека. Обосновано, что гуманитарные технологии должны соответствовать современному уровню сложности социокультурных систем (Ярославцева Е.И.). На основе концепции творчества как самосозидания выдвинуты альтернативные сценарии развития жизненного мира человека и России в целом (Горелов А.А.). Обоснованы критерии успешной творческой деятельности исследовательского коллектива. Изучен эвристический потенциал понятий сетевой логики, когнитивного прорыва, дискуссионности научного поиска для анализа процессов коллективного творчества (Майданов А.С.). Философско-методологический анализ творчества как смыслополагающей деятельности человека является всеобъемлющим исследованием, интегрирующим наработки как философии творчества, так и современных когнитивных наук. Результаты исследования могут быть применены в междисциплинарных исследованиях когнитивных механизмов формирования смысловых структур в индивидуальном сознании, в цифровой гуманитаристике, педагогическом процессе, а также в разработке методик развития когнитивных способностей личности для решения гуманитарных проблем современного российского общества.