Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор эстетики
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2014 » Сектор эстетики

Сектор эстетики

Научный отчет за 2014 год

Сектор эстетики

Зав. сектором – кандидат филос. наук Е.В. Петровская

 

Проанализировано современное состояние эстетики в России и намечены пути ее дальнейшего развития в свете возрастающего интереса к чувственному измерению познания. Отмечается трансформация самого понятия «эстетика» под влиянием появления новых «эстетических» объектов, а также способов их описания (Петровская Е.В., Володина А.В. (Petrovsky H., Volodina A.V.) Aesthetics in Russia: looking toward the twenty-first century). Показано, что в современную эпоху такие категории, как красота, теряют сущностное наполнение и становятся эффектом технологий (Петровская Е.В. Бессеребряная красота (пересечения кино и фотографии)). Установлено, что классические эстетические категории и формальные художественные приемы сегодня прочно связаны с массовой культурой и экономикой потребления образов (Аронсон О.В. Андрей Тарковский: экономика длинного плана; Аронсон О.В. Кинематографический образ: экономика времени).

 

Рассмотрены проблемы соотношения общего и особенного в развитии мировых религий, цивилизаций и культур (Долгов К.М. В поисках Бога и Человека: Курс лекций).

 

Выявлена многоуровневая структура эстетического опыта, обращенная к метафизической реальности (Бычков В.В. К метафизике эстетического опыта; Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Событие эстетического путешествия). Разработана теория художественно-эстетической виртуалистики: дано определение виртуальной реальности в современном искусстве, введено новое понятие – «эстетическая виртуальная реальность» (Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Художественно-эстетическая виртуалистика). Проанализированы философские основания эстетики познания, структуры эстетической рациональности (Кормин Н.А. Эстетическая герменевтика познания. Ч. 1-я).

 

Представлены идеи Августина как целостная, имплицитно данная эстетическая система, включающая все основные феномены эстетического опыта: художественное творчество, восприятие эстетического, понимание искусства и его содержания – красоты, семиотические аспекты искусства, смысл эстетического идеала как пути к Богу и др. (Бычков В.В. Эстетика Блаженного Августина).

 

Выявлен корпус актуальных для современной эстетики и искусства оригинальных философско-эстетических воззрений М.Метерлинка. Показано, что идеи Метерлинка и его драматургия оказали существенное влияние на художественную практику и теорию экзистенциализма, театра абсурда и др. (Маньковская Н.Б. Слепые в ожидании Годо. Символистская эстетика Мориса Метерлинка).