Институт Философии
Российской Академии Наук




  2019 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории антропологических учений » Результаты научно-исследовательской работы сектора » 2019 год

2019 год

Главной целью разработки темы «Соотношение философских и научных знаний в современных учениях о человеке» в 2019 году стало исследование влияния научных открытий на философское постижение человека.


Задачи данного этапа исследования:

  1. Выявить методологические проблемы современной философской антропологии, исследовать современные формы редукционизма и релятивизма;
  2. Критически осмыслить постмодернистскую практику философствования;
  3. Проанализировать современные достижения наук о человеке, в том числе нейронаук;
  4. Рассмотреть влияние энактивизма на философскую антропологию.

 

Важнейшие результаты научных исследований, достигнутые сектором за отчетный период:

  • Прослежена трансформация философской антропологии, связанная с историческими разломами. Показано, что в период своего возникновения философская антропология вынашивала идею антропологизации философского знания, однако знание о человеке распалось на множество версий, не обеспечивающих выработку единого взгляда на предмет исследования. Сегодня мы наблюдаем процесс маргинализации темы человека (Гуревич П.С. Идея антропологизации философского знания // Филос. школа. 2019. № 8. С. 48–54).
  • Распространение получает идея конца человеческой исключительности. Человек перестаёт мыслиться как особый род сущего, лишается онтологических привилегий. Происходит стирание границ между природой и культурой, человеком и животным, человеком и техникой. На первый план размышлений выходит нечеловеческий Другой, природный мир, «мыслящий океан» или «информационное поле космоса» (Spirova E. Nature and culture: blurring the borders // SHS Web of Conferences. International Scientific Conference: «Achievements and Perspectives of Philosophical Studies» (APPSCONF-2019). 2019. Vol. 72. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/abs/2019/13/contents/contents.html).
  • Прослежены особенности апофатической традиции, зародившейся в богословии и проникшей в философию и науку. Современные исследователи называют апофатику основным методом науки XXI века. Показано, что апофатический метод как реакция на очевидную несостоятельность претензий на абсолютное знание становится всё более востребованным в постмодернизме (Гуревич П.С., Спирова Э.М. Наука в горизонте апофатики // Филос. антропология. 2019. Т. 5. № 1. С. 6–25).
  • Идеи Ф. Ницше рассматриваются как предвестие неклассического философствования о человеке, как начало процесса низвержения субъекта, борьбы с метафизикой и эссенциализмом. В то же время они обладают потенциалом для преодоления апофатического разочарования в человеке (Рахмановская Е.А. Проблема целостности человека в трактовке Ф. Ницше // Филос. школа. 2019. № 8. С. 55–62).
  • На материале «антигуманистических» концепций Л. Альтюссера, М. Фуко, Ж. Бодрийяра прослеживается, как в западном марксизме изменяется и развивается традиционный для классического марксизма сциентистский подход к реконструкции человека (Шулико Г.А. Упразднение работы как философская проблема: к истории вопроса в ХХ веке // Филос. школа. 2019. № 7. С. 108–113).
  • В рамках концепции К. Ясперса рассмотрены возможности приближения к подлинной экзистенции человека путём преодоления негативных паттернов современного формального общения (Голиков К.В. Экзистенциальная коммуникация Карла Ясперса: от подлинных чувств к подлинному бытию // Человек. Культура. Образование. 2019. № 4 (34). С. 24–31).