Институт Философии
Российской Академии Наук




  Книги
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор социальной эпистемологии » Книги

Книги

Книги, монографии, статьи, изданные при участии сектора Социальной эпистемологии

 

 

 

 

 

 

 


Союз науки и гуманизма: монография / ред. и сост. А.А. Аргамаковой, А.О. Костиной, Е.В. Масланова. - Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии науки», 2021. - 178 с. (Серия: Библиотека журнала «Epistemology & Philosophy of Science»)


ISBN 978-5-6047228-1-7

 

Книга посвящена исследованию гуманизма в его корреляциях с современной культурой и наукой как ее фундаментальной основой. Проанализированы важные эпистемологические характеристики гуманистического проекта, значение гуманизма для научной рациональности и общественного развития. Особое внимание уделено гуманистическому измерению технонауки и особенностям коммуникативных контекстов познания с позиций проблем гуманизма. Книга предназначена для специалистов в области философии и других гуманитарных дисциплин, интересующихся проблематикой гуманизма, современной культурой, а также эпистемологией, социальной историей и философией науки.

 

 

 

 

 

Социальные  и  цифровые  исследования  науки:  коллективная монография  /  Научн.  ред.  и  сост.  А.А.  Аргамаковой,  Е.В.  Масланова, В.В. Слюсарева, Т.М. Хусяинова. – Москва: Изд-во «Русское общество истории и  философии  наук», 2-е издание, исправленное,  2020.  –  282  с.  –  (Библиотека  журнала  «Epistemology  & Philosophy  of  Science»).


 ISBN 978-5-6045557-3-6

 

Анализ  социальных  контекстов  познания  и  обращение  к  цифровым  методам  исследования неизменно актуальные тенденции в эпистемологии и философии науки. Сложение двух векторов выводит  философию  в  область  междисциплинарности,  инициирует  перекличку  философских  и нефилософских  дисциплин  о  научном  познании  мира.  Цифровая  методология  исследования открывает  области  мышления,  где  философия  обращена  к  анализу  социальных  условий 
производства знания, философским аспектам цифровых трансформаций, технологиям и режимам научной  коммуникации,  социотехническому  конструированию  реальности.  Монография очерчивает  проблемное  поле  цифровых  и  социально-философских  исследований  науки.  В  ней размещены научные статьи, которые знакомят читателя с ключевыми дискуссиями, понятиями и методами этих живых, динамично развивающихся областей.  Книга  предназначена  для  эпистемологов,  философов  науки  и  цифровых  гуманитариев, интересующихся вопросами применения цифровых методов в исследовании научного познания.

 Полный текст

 

 

 

 

Столярова О.Е.  Возвращение метафизики как факт: Монография. – Москва: Изд-во «Русское общество истории и философии наук», 2019. – 200 с. (Библиотека журнала «Epistemology & Philosophy of Science»)


ISBN 978-5-6041212-9-0 


Действительно ли метафизика возвращается в философию? По-видимому, так, если это утверждает сама философия. Но следует ли нам доверять такого рода утверждениям? В книге предпринята попытка осмысления реалистического, или онтологического, поворота, провозглашенного современной философией. Поставлен вопрос об условиях возможности, или объективных основаниях, этого «поворота», определенного как факт возвращения метафизики. В поисках ответа на данный вопрос автор совмещает две исследовательские перспективы – 1) перспективу исторической эпистемологии, которая трактует трансцендентальные (субъективные) условия возможности познания как исторически изменчивые, и 2) перспективу исторической онтологии, которая, настаивая на содержательных (онтологических) предпосылках нашего познания, стремится вписать трансцендентальную субъективность в реальный мир.

Полный текст

 

 

 


Хьюэлл, Уильям. Философия индуктивных наук, основанная на их истории / У. Хьюэлл ; перевод с английского А.Л. Никифорова, Е.В. Востриковой; под редакцией И.Т. Касавина; вступительная статья И.Т. Касавина; комментарии И.Т. Касавина, Т.Д. Соколовой. – Москва: КНОРУС, 2016. – 700 с. – (Библиотека журнала «Epistemology & Philosophy of Science»).


ISBN 978-5-406-05810-7
DOI 10.15216/978-5-406-05810-7

 

Философия науки возникла в Англии середины XIX в. и свое название получила от Уильяма Хьюэлла – философа, ученого, священника, педагога. Он концептуализировал теоретические и прикладные проблемы анализа науки, ее ценностные предпосылки и проекты трансляции научного знания в образование, политику и производство. Становление профессиональной науки, реформирование университетского образования и научно-техническая революция – контекст, вне которого оценка вклада Хьюэлла в философию и науку невозможна. Наследие Хьюэлла представляет важнейший ресурс для развития современных исследований науки и техники.

 

 

 


Cоциальная философия науки. Российская перспектива: монография; под ред. чл.-кор. РАН И.Т. Касавина. — Москва : КНОРУС, 2016. — 414 c. — (Библиотека журнала «Epistemology & Philosophy of Science»).


ISBN 978-5-406-05773-5
DOI 10.15216/978-5-406-05773-5

 

Социальная философия науки — проект нового поворота в исследованиях науки и техники, основанного на социально-философском видении по-знавательного процесса и синтезе российской философской традиции с но-вейшими течениями западной мысли. Теоретическое значение социальной философии науки определяется центральной ролью социальной картины мира в процессе производства знания. Ее практическая важность связана с ролью в социотехнической перестройке институтов, ориентированных на хранение, переработку, производство и распространение информации и формирование научной политики.
Монография дает читателю представление о новейшей проблематике социально-философского анализа науки и техники в широком культурном и цивилизационном контексте.

 

 


Концептуализации общества в социально-философской и философско-исторической рефлексии : монография / К.Х. Момджян, А.Ю. Антоновский, Ю.И. Семенов [и др.] ; под общ. ред. К.Х. Момджяна, А.Ю. Антоновского. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 348 с. — (Научная мысль). — www. dx.doi.org/10.12737/22855.


ISBN 978-5-16-010695-3 (print)
ISBN 978-5-16-105597-7 (online)

 

В монографии исследуются глобальные сферы общества и предлагаются определения социальных макроявлений: культуры, экономики, политики, религии, науки, выказывающие комплексные, системные свойства. Одновременно ставятся методологические вопросы социальной теории: допускают ли интеграцию или взаимную редукцию понятия действия и общества? Как они связаны причинно? Можно ли наблюдать общество в его четких пространственно-временных рамках и каковы средства и методы этого наблюдения?
Издание предназначено для студентов, аспирантов, специалистов, а также для широкого круга читателей.

 

 


Касавин И.Т. Социальная философия науки и коллективная эпистемология / И.Т. Касавин. М., 2016. 264 с.


ISBN 978-5-7777-0667-6

 

В книге конкретизируется и развивается программа социальной эпистемологии в трех направлениях. Во-первых, это дальнейшее осмысление проблематики познавательной коммуникации и коллективного субъекта, которая актуализировалась в предшествующих работах автора. Эта проблематика рассмотрена как значимый водораздел между так называемой критической социальной эпистемологией (С. Фуллер) и аналитической социальной эпи-
стемологией (Э. Голдман). Преимущество предлагаемой концепции по сравнению с указанными в том, что она вводит в аргументативный арсенал социальной эпистемологии идеи М.М. Бахтина, Л.С. Выготского и М.К. Петрова, существенно продвигающие понимание коммуникативной природы познания. Во-вторых, настоящая книга инспирирована идеями, возникшими в рамках новой концепции «социальной философии науки». Это российская версия известной американской программы «science, technology and society» или обновленный вариант науковедения, в котором философия науки играет ведущую роль. Примечательно, что она делает своим предметом не только структуру и развитие науки, не только внешний социальный контекст ее существования, но предпосылает науке результат социально-философского и  междисциплинарного синтеза – социальную онтологию науки, социальную картину мира. Последняя составляет неотъемлемый элемент понимания науки и техники как культурного и цивилизационного явления. И в-третьих, книга включила исследования политического поворота в философии науки, начавшегося на Западе уже свыше сорока лет назад и в наши дни ставшего особенно важным для России. Этот поворот актуализирует тему «Наука и политика» и проявляется в интенсивном и взаимно плодотворном обмене между философией науки и философией политики. В свете этого читатель может понять мотивы использования в книге философско-публицистических заметок, посвященных реформе науки.

 

 

 

Язык и сознание. Аналитические и социально-эпистемологические контексты. / Под ред. И.Т. Касавина. М., 2013

Статьи, собранные в настоящей книге, охватывают широкий спектр проблем, связанных с взаимоотношением между языком и сознанием. Авторы не замыкаются на обсуждении языка и сознания исключительно в рамках аналитической философии. Понимать философию языка в узком смысле как ограниченную некоторыми школами современной аналитической или постмодернистской традиции было бы сужением теоретической перспективы. В книге обсуждаются общие методологические проблемы исследования языка и сознания в рамках неклассической науки и философии, роль социальных факторов в формировании значения, проблема сознания и тела в философии и психологии, гипотеза искусственного интеллекта, понимание значения и сознания в рамках теории коммуникации.

Для исследователей в области эпистемологии и философии языка и сознания, аспирантов и студентов гуманитарных направлений подготовки.

 

 

 

Лингвистика, коммуникация и история: семантический анализ. / Под ред. Антоновского А.Ю., Никифорова А.Л. М., 2013

Сборник посвящен анализу понятий значение и смысл в логической семантике, лингвистике, в теории коммуникации и социальных науках. В своем наиболее узком и точном смысле эти понятия исследуются прежде всего в связи с языковыми выражениями, но авторам показалось уместным дополнить логико-лингвистическое понимание значения и смысла и рядом нелингвистических перспектив. Сборник дает достаточно полное представление о современных дискуссиях по поводу понятия значения и смысла, ведущихся как в специальных областях, исследующих значение отдельных групп языковых выражений, так и вообще в социальной философии и социальных науках.

 

Содержание



Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы

 

 

Касавин И.Т. Социальная эпистемология. Фундаментальные и прикладные проблемы. М., 2013

В чем особенность социальной эпистемологии по сравнению с классической теорией познания? Во-первых, это (при всей относительности различия онтологии и эпистемологии) онтологический вопрос о специфике социокультурной ситуации производства, функционирования и применения знания. Во-вторых, это эпистемологический вопрос о таких способах исследования познавательных процессов и категориальном аппарате, которые учитывают реалии культуры и социума. Наконец, здесь и прикладная задача использования социально-гуманитарного знания для разработки способов решения социальных задач. В совокупности это и есть предмет социальной эпистемологии – философско-междисциплинарного учения о познании, направленного на исследование познания в социокультурном контексте. Авторский подход объединяет  отечественную традицию культурно-исторической эпистемологии с некоторыми идеями Л. Витгенштейна, А. Шюца, К. Хюбнера, Д. Блура. Четыре раздела книги представляют, соответственно, категориальные сдвиги, знаменующие собой отход от некоторых положений классической эпистемологии; связь социальной и исторической эпистемологии; прикладные возможности данной концепции; наконец, полемику, отражающую фрагменты ее современного интеллектуального контекста.

Для философов и ученых, стремящихся к пониманию социального и культурного контекста своей деятельности.

 

Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий

 

Общество. Техника. Наука. На пути к теории социальных технологий. Под ред. И.Т. Касавин. - Библиотека журнала "Эпистемология и философия науки". М. 2012

В монографии исследованы существенные характеристики социальных технологий, теоретическая типология социальных технологий, механизмы взаимодействия социально-гуманитарного знания с различными социальными практиками, коммуникативные особенности социальных технологий в системе наука-общество. Показана коммуникативная природа техники и технологий, её функция посредника между индивидом и социумом. Приведен категориальный анализ понятий, находящихся в смысловой связи с социальными технологиями. Построена типология «жёстких» И «мягких», научных и вненаучных социальных технологий. Проанализированы особенности функционирования социальных технологий в российском социокультурном контексте с учётом взаимодействия в нем традиционных ценностей и жизненных смыслов. Разработаны рекомендации к последующему использованию полученных результатов в сфере образования, научной деятельности и экономики. Применение полученных результатов в области принятия политических решений будет способствовать формированию кооперативных картин мира социальных субъектов. Для специалистов и научных работников в области социально- гуманитарного знания.

 

 

 Дэвид Юм и современная философия Сборник статей / Под ред. И.Т. Касавин. - Библиотека Журнала

 

Дэвид Юм и современная философия. Сборник статей / Под ред. И.Т. Касавин. - Библиотека Журнала "Эпистемология & философия науки". М. 2012

Дэвид Юм играет уникальную роль в истории англо-американской мысли. Его называют Иммануил Кант англоговорящего мира. Два центральных подхода к систематической философии ХХ в. - натурализм и релятивизм - были вдохновлены Юмом. Учёный перекидывает мостик между классической и неклассической философией.

Смещение познающего субъекта и духовной субстанции с их привилегированного места - это путь к «смерти Бога» (Ф. Ницше) или «смерти автора» (Р. Барт). Его критика каузальности соответствует индетерминизму квантовой механики (Б. Рассел). Фальсификационизм К. Поппера вряд ли был бы возможен без юмовского анализа индукции. В рассуждениях Л. Витгенштейна о следовании правилу открывается сходство с юмовской идеей привычки или поведенческой диспозиции (С. Крипке), а также с понятием габитуса П. Бурдье. Д. Блур считает, что «Юм - это великий эдинбургский социолог знания» (а юмовский спор с Томасом Ридом предвосхищает дискуссию Блура с К. Макгином). Настоящая книга - не просто вклад в историю философии, хотя в ней обсуждаются многие проблемы современного юмоведения. Здесь собраны яркие интерпретации Юма, подтверждающие его актуальность для современной философии. Авторы обсуждают широкий спектр проблем - от тонких вопросов о развитии идей Юма и их воздействии на современные дискуссии до наиболее современных и спорных тем в эпистемологии и философии науки, а также политической теории и этике.

 

 

пистемология в XXI в.: Новые книги, справочные материалы, рецензии и обзоры (2000–2011)

 

 

Эпистемология в XXI в.: Новые книги, справочные материалы, рецензии и обзоры (2000–2011) / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. А.Ю. Антоновский. – М.: ИФ РАН, 2012. – 207 с. – ISBN 978-5-9540-0230-0. 

В издании представлены эпистемологические новинки, вышедщие в зарубежных издательствах за 2000–2011 гг. Особое внимание уделено работам в области философии языка и сознания, философии науки и социальной эпистемологии. Книга предлагает уникальный справочный материал, практически полный и аннотированный список англоязычной, немецкоязычной и франкоязычной литературы последних лет, а также рецензии на современные труды по эпистемологии в России и за рубежом. Авторский коллектив по преимуществу составляют сотрудники сектора социальной эпистемологии Института философии РАН.

 

Содержание

Социальная эпистемология. Идеи, методы, программы

 

 

Социальная эпистемология. Идеи, методы, программы / Под ред. И.Т.Касавина. М.: Канон+, 2010

Социальная эпистемология – одна из современных областей исследования знания, которая последние 30 лет активно развивается на Западе и в России, продуцирует новые подходы и порождает дискуссии.
Теоретическое значение социальной эпистемологии определяется центральной ролью общества в процессе формирования знания. Ее практическая важность связана с ее возможной ролью в перестройке социальных институтов, ориентированных на хранение, переработку и производство информации. В методологическом отношении ее отличает восприятие идей, результатов и методов социальных и гуманитарных наук в процессе философского анализа познавательного процесса, которое само стало возможным лишь в силу обретения самой философией социально-философской ориентации. Именно потому, что знание и познание были поняты как элементы более широкой области – мира человеческой деятельности и общения, – анализ познания стал усваивать представления, заимствованные из соответствующих научных дисциплин.
В какой мере и в какой степени содержание и форма знания определяются параметрами группы и общества, в которых оно производится? Каково соотношение предметных и социокультурных факторов детерминации познавательного процесса? Что еще, кроме культурных и социальных содержаний, способен обнаружить в знании эпистемолог? Авторы данной коллективной монографии размышляют об этих и иных проблемах, о путях развития социальной эпистемологии, анализируют споры, ведущиеся в ее рамках. Книга дает читателю представление об этом современном философском течении.

Для философов, социологов, психологов, ученых-гуманитариев широкого профиля.

 

 

Коммуникативная рациональность. Эпистемологический подход

 

 

Коммуникативная рациональность. Эпистемологический подход / Под ред. В.Н. Поруса. М.: ИФРАН, 2009

«Коммуникативная рациональность» – одно из наиболее дискуссионных понятий в современной философии. Его содержание определяется различными методологическими и эпистемологическими «парадигмами», спор между которыми имеет принципиальный характер и привлекает внимание исследователей во всем мире. В статьях, вошедших в этот сборник, освещены важные аспекты этого понятия, от логико-семантических до социокультурных. Обсуждаются возможности коммуникативной интерпретации эпистемологических проблем и эпистемологической интерпретации проблем коммуникации.

 

(Полный текст в формате PDF)

 

 

И.Т. Касавин. Текст, Дискурс, Контекст

 

 

Текст. Дискурс. Контекст. Введение в социальную эпистемологию языка. М.: Канон+, 2008

Книга представляет собой развернутый анализ последствий «лингвистического поворота» для эпистемологии, философии языка и ряда гуманитарных наук. В ней анализируются формы представления знания в языке в виде текстов, рассматриваются процессуальные (дискурсивные) измерения познания в языке и речи, исследуются типы детерминации познавательной и языковой деятельности различными контекстами. Опираясь на идеи Л.Витгенштейна, А.П.Уайтхеда. М.К.Петрова, К.Хюбнера, B.C.Степина, В.А.Лекторского, автор показывает, что языковые формы репрезентации знания не только влияют на его содержание, но и сами в свою очередь определяются условиями познания, деятельности и общения, расположенными за пределами языка. Одновременно в книге предлагается социально-эпистемологическая интерпретация проблем, находящихся на стыке философии и ряда гуманитарных наук – лингвистики и литературоведения (Ф.Соссюр, М.М.Бахтин, Ю,М.Лотман, Х,Л.Борхес, М.Холлидей, Б.Бернстайн), психологии (К.Юнг, Л.C.Выготский, Л.C.Лурия, Дж.Поттер, К.Джерджен, М.Биллиг, Е.Т.Соколова), социологии (А.Шюц, Т.М.Дридзе) социальной антропологии (Э.Эванс-Причард, К.Леви-Строс, Б.Малиновский, К.Гирц, М.Дуглас). Для этого реконструируются междисциплинарные методологические программы, связанные с такими специально-научными понятиями, как «текст», «дискурс» и «контекст»; осуществляется критическая проблематизация этих понятий и обсуждается возможность придания им философско-эпистемологического статуса, чему служат историко-научные и историко-культурные реконструкции идей У.Шекспира, Р.Бойля, М.Ф.Достоевского, И.Бродского.

 

(Полный текст в формате DOC)

 

Понятие истины в социогуманитарном познании

 

 

Понятие истины в социогуманитарном познании / Под. ред. А.Л.Никифорова. М.: ИФРАН, 2008

В статьях сборника рассматриваются общие проблемы современной теории истины, возникшие в ходе развития философии науки на протяжении последних десятилетий. Обоснована необходимость уточнения классической концепции истины в связи с выявлением социокультурной обусловленности знания и постмодернистским отказом от понятия истины. Рассмотрены современные походы к разработке прагматистской и когерентистской теорий истины; проанализирована связь понятий истины и знания и т.д. Исследованы возможности применения понятия истины для гносеологической оценки знания в области социологии, экономики, истории.

 

Язык. Знание. Социум

 

Язык. Знание. Социум / Под ред. И.Т.Касавина. М.: ИФРАН, 2007

В книге рассматриваются проблемы взаимоотношения языка, знания и общества в эпистемологии, философии науки, философии сознания, философии языка, социологии, логике и социальной антропологии. Авторы, критически анализируя ряд современных концепций в философии и гуманитарных науках (С.Крипке, Х.Патнема, И.Пригожина, Н.Лумана, Д.Чалмерса, Д.Блура, К.Гирца, Д.Льюиса, Дж.Кима, К.МакГинн, Т.Берджа, К.Брауна и др.), показывают, что лингвистический и когнитивный повороты еще далеко не закончились. Более того, они продолжают оказывать глубокое влияние на понимание коммуникации, сознания, мышления, деятельности. До какой степени язык определяет и исчерпывает собой социальные отношения людей? Каковы границы автономии языковой деятельности? Существует ли сознание за пределами языка? Какими методами и в каких понятиях постигается человеческая субъективность? Как соотносятся между собой социальные правила, социальная коммуникация, культурный контекст, с одной стороны, и смысл, интенциональность, ментальность, квалиа – с другой? Эти и другие вопросы обсуждаются авторами книги, среди которых как известные российские философы, так и начинающие, но уже подающие надежды исследователи.

 

(Полный текст в формате PDF)

 

 

   

 

Коммуникативная рациональность. Эпистемологический подход