Институт Философии
Российской Академии Наук




  Аспирантура
Главная страница » » Сектор эстетики » Аспирантура

Аспирантура

Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности "Эстетика" на 2014 год: 

При сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по специальности «Эстетика» абитуриент должен иметь представление об основных разделах современной эстетики, в первую очередь о классической эстетике, эстетике ХХ – начала ХХI веков, модернистской и постмодернистской эстетике. Он должен продемонстрировать знание и понимание классических текстов, связанных с историей становления эстетики в античной Греции и изменением ее понятийного и категориального аппарата в эпохи Средневековья, Ренессанса и в Новое время. Абитуриент также должен быть хорошо знаком с институционализацией эстетики в системе философского знания начиная с немецкой классической эстетики от А. Баумгартена и И. Канта до В. Гёте, Ф. Шиллера и Г.В.Ф. Гегеля. Обязательным для него должно быть развернутое представление о становлении эстетики как отрасли философского знания в России и этапах ее развития в ХVIII–ХХI веках.

 

  1. Эстетические взгляды Фридриха Ницше.
  2. Искусство как эстетический феномен.
  3. Эстетика природы.
  4. Эстетика символизма.
  5. Феноменологическая эстетика.
  6. Рождение технических видов искусств и современное общество.
  7. Эстетика экзистенциализма.
  8. Безобразное как эстетическая категория.
  9. Возвышенное как эстетическая категория.
  10. Ирония как эстетическая категория.
  11. Эстетика и психоанализ.
  12. Взаимоотношение искусства и науки.
  13. Структурализм об искусстве.
  14. Суждение вкуса.
  15. Эстетика постмодернизма.
  16. Категория прекрасного.
  17. Авангард в искусстве XX века.
  18. Эстетические аспекты модернизма.
  19. Понимание стиля в искусстве.
  20. Эстетические проблемы массовой культуры.
  21. Урбанизм и эстетика городского пространства.
  22. Эстетика и психология.
  23. Изменение взглядов на предмет эстетики во второй половине XX века.
  24. Эстетика Владимира Соловьева.
  25. Русская религиозная эстетика начала XX века.
  26. Мартин Хайдеггер об искусстве.
  27. Дизайн и эстетика среды обитания.
  28. Синтез искусства как эстетическая проблема.
  29. Платон и Аристотель об искусстве.
  30. Эстетические взгляды немецких романтиков.

 

Список литературы:

 

Учебники:

 

Бычков В.В. Эстетика. Учебник. – М., 2012.

Эстетика и теория искусства ХХ века: Хрестоматия / Сост. А.С. Мигунов, Н.А. Хренов. – М., 2008.

 

Основная литература:

 

Адорно Т. Эстетическая теория. – М., 2001.

Аристотель. Политика. Поэтика: В 4-х тт. Т. 4. – М., 1984.

Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. – М., 1962.

Банфи А. Философия искусства. – М., 1989.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. – М., 1996.

Бёрк Э. Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного. – М., 1978.

Бычков В.В. Древнерусская эстетика. – М., 2012.

Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1966.

Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 1991.

Гартман Н. Эстетика. – М., 1958.

Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт. Т.I. Лекции по эстетике. – М., 1968–1973.

Гёте И.В. Простое подражание природе, манера, стиль // Собр. соч. в 10-ти тт. Т. 10. – М., 1980.

Дидро Д. Эстетика и литературная критика. – М., 1980.

Дьюи Д. Искусство как опыт. – СПб., 1995.

Ингарден Р. Исследования по эстетике. – М., 1962.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти тт. – М., 1962–1970.

История эстетической мысли. В 5-ти тт. – М., 1985–1990.

История эстетической мысли. В 6-ти тт. / Под ред. Т.Б. Любимовой. – М., 1985–1987.

Каган М.С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997.

Кант И. Критика способности суждения // Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 5. – М., 1976.

Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. – М., 2000.

Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. – М., 1957.

Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. – М., 1965.

Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. – М., 1998.

Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 1998.

Лукач Д. Своеобразие эстетического. В 4-х тт. / Общ. ред. д.ф.н., проф. К.М. Долгова. – М., 1985–1987.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

Платон. Тимей. Гипий больший. Пир. Законы. Государство. Кн. 2 // Собр. соч. в 3-х тт. – М., 1968–1973.

Спор о древних и новых. – М., 1985.

Столович Л.Н. Предмет эстетики. – М., 1961.

Фрейд З. Художник и фантазирование. – М., 1995.

Хайдеггер М. Исток художественного творения. – М., 2008.

Хогарт У. Анализ красоты. – Л., 1987.

Шеллинг В.Ф. Философия искусства. – М., 1966.

Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Собр. соч. в 7-ми тт. Т. 6. – М., 1957.

 

Дополнительная литература:

 

Антология французского сюрреализма. 20-е годы. – М., 1994.

Аронсон О. Коммуникативный образ (Кино. Литература. Философия). – М., 2007.

Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней / Послесл. и общ. ред. Ц.Г. Арзаканяна. – М., 1994.

Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. – М., 2013.

Буало Н. Поэтическое искусство. – М., 1957.

Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог plus. – М., 2013.

Вагнер Р. Избранные работы. – М., 1978.

Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5-ти тт. – М., 2011.

Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – СПб., 1994.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М., 1985.

Гендерная теория и искусство. Антология. 1970–2000. – М., 2005.

Гройс Б. Утопия и обмен. – М., 1993.

Да Винчи Л. Книга о живописи. – М., 1934.

Деррида Ж. Дессиминация. – Екатеринбург, 2007.

Джагоз А. Введение в квир-теорию. – М., 2008.

Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Философия, эстетика, культура. 2-е изд., доп. – М., 2011.

Зедльмайр Х. Искусство и истина. – М., 1999.

История красоты / Под ред. У. Эко. – М., 2005.

История уродства / Под ред. У. Эко. – М., 2007.

Каган М.С. Морфология искусства. – Л., 1972.

Киттлер Ф. Оптические медиа. – М., 2009.

Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. – М., 1999.

Кормин Н.А. Эстетическая герменевтика познания. М., 2013.

Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера. – М., 1977.

Лаку-Лабарт Ф. Musica ficta. Фигуры Вагнера. – СПб., 1999.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. – М., 2003.

Лиотар Ж.-Ф. Постмодернизм в изложении для детей. Письма: 1982–1985. – М., 2008.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М., 1980.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – М., 1980.

Лихачёв Д.С. Очерки по философии художественного творчества. – СПб., 1996.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. I–VIII. – М., 1963–1994.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. – М., СПб., 2009.

Мастера искусства об искусстве. В 7-ми тт. – М., 1965–1970.

Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973.

Петровская Е. Теория образа. – М., 2010.

Петровская Е., Аронсон О. По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство. Лекции. – Нижний Новгород, 2009.

Подорога В.А. Kairos, критический момент. Актуальное произведение искусства на марше. – М., 2013.

Пропп В.Я. Проблема комизма и смеха. – М., 1976.

Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. – СПб., 2005.

Самохвалова В.И. Безобразное: размышления о его природе, сущности и месте в мире. – М., 2010.

Татаркевич В. Античная эстетика. – М., 1977.

Томпсон Д. Как продать за 12 миллионов чучело акулы. – М., 2009.

Флоренский П. Избранные труды по искусству. – М., 1996.

Фуко М. Живопись Мане. – СПб., 2011.

Шкловский В.Б. Искусство как приём. О теории прозы. – М., 1983.