Институт Философии
Российской Академии Наук




  М.С. Киселева. История философии - интеллектуальная история - история идей
Главная страница » События » Архив событий » 2012 » Конференция «История философии: вызовы XXI века» » Statements » II. История философии в контексте гуманитарного знания » М.С. Киселева. История философии - интеллектуальная история - история идей

М.С. Киселева. История философии - интеллектуальная история - история идей

История философии в равной степени является и философской, и исторической областью гуманитарного знания. Дисциплинарный статус, прежде всего, определяется преподаванием ИЗФ на философских факультетах. Именно в этом качестве, как история зарубежной философии предмет наполнялся своим содержанием. Однако во второй половине ХХ в. занятия русской философией, философией Востока расширили предметную область отечественных исторических философских исследований, которые, разумеется, относятся по философскому ведомству. И это до недавнего времени не вызывало никаких сомнений…

Удивительное дело, но ставшая привычной фраза о междисциплинарном характере современного гуманитарного знания практически не касается именно истории философии, а если и вспоминается, то остается в этой области именно фразой. Истрию философии, практически, не коснулись бурные процессы методологических обновлений, которые переживала до недавнего времени и до сих пор осмысляет мировая историческая наука. Эти почти «тектонические сдвиги» или «повороты», как любят повторять историки, заметим, вслед за философами, - герменевтический, лингвистический, историко-культурный, гендерный, персоналистский, региональный и др. – и создают широкое междисциплинарное поле современных исторических исследований с разнообразными методологическими основаниями. В среде же российских профессиональных философов последние 30 лет свои «радости»: историки философии получили возможность заниматься прежде запретными темами, направлениями и персоналиями; с титульных имен в курсах истории философии исчезли идеологически-ориентированые дефиниции с обязательными ссылками… Белых пятен в отечественной истории философии много – целые периоды как западной, так и восточной мысли остаются еще мало известными (возьмите, к примеру, патристику, «вторую схоластику» XVII в., отечественный XVIII век, не говоря о ХХ и т.п.) – есть куда приложить философские силы и головы… И нельзя сказать, что работы по этим направлениям не ведутся. Вопрос, очевидно, в типе исследования, в его методологической ориентации, в готовности искать неопубликованные тексты в архивах, публиковать и переводить, комментировать их. Это – одна сторона дела. И надо сказать, что для успеха этой работы важно междисциплинарное сотрудничество. Архивная работа требует определенного образования и практического опыта, однако курсы «вспомогательных исторических дисциплин» (историографии, источниковедения, текстологии и проч.) не преподаются будущим историкам философии. Очевидно, что пора разрабатывать и включать такие курсы в их профессиональную подготовку.

Другая проблема современных историко-философских исследований, выводящая их в междисциплинарную область это создание «архива эпохи» - красивая метафора, сформулированная публикатором и исследователем философии Г.Г.Шпета Т.Г. Щедриной, на мой взгляд, открывающая большое исследовательское поле. Здесь необходима погружение философского материала в контекст интеллектуальной истории, для чего важны известные философам «понимающие» процедур для работы с культурным контекстом, биографическими данными, интеллектуальной средой и проч.и проч. Интеллектуальная история – область гуманитарного знания, активно разрабатывающаяся российскими историками последние двадцать лет, на мой взгляд, область максимально близко расположенная к «домашнему очагу» философов, его историко-философским штудиям. По наблюдению Л.П. Репиной, стоящей у начала институционализации данного направления в нашей стране и возглавляющей Российское Общество интеллектуальной истории (РОИИ с 2001 г. http://roii.ru/ 1), представить тенденцию развития историографии ХХ столетия, исследующей историю мысли и духовной культуры человечества можно так: «это движение от истории идей к интеллектуальной истории»2. Основная цель РОИИ - «содействие развитию в России междисциплинарных исследований в области интеллектуальной истории - истории всех видов творческой деятельности, мыслительного инструментария, институтов интеллектуального общения и продуктов человеческого интеллекта, исторического развития интеллектуальной сферы (включая её художественные, гуманитарно-социальные, натуралистические, философские компоненты) в рамках общекультурной парадигмы». Полагаю, что философам стоит обратить внимание на междисциплинарные исследования интеллектуальных историков, ибо с этой стороны, как представляется, можно не без пользы для истории философии развивать и исследования «архива эпохи», и компаративные штудии, и интеллектуальные биографии, и широкий культурно-исторический контекст философских идей и традиций, принадлежащих не только к разным эпохам, но и к разным конфессиональным образованиям. Определенный опыт в этом направлении у философов есть. Он накоплен в большой и разнообразной по своей тематике конференционной и издательской работе петербургских философов Т.В. Артемьевой и М.И. Микешина3. И не случайно, как мне представляется, этот опыт связан с исследованиями отечественной истории философии в их компаративном или рецепционном аспектах.

Марка «интеллектуальной истории» как истории идей чрезвычайно плодотворна применительно к истории отечественной философской мысли. К примеру, зарождение метафизической мысли в России невозможно понять без исследования постепенной институализации православного богословия от последней трети XVII и весь XVIII век через Духовные академии и семинарии, в которых, пусть медленно и своеобразно, но все же выполнялись просветительские задачи и тем самым формировалась интеллектуальная культура, в которой определенное место занимали и философские идеи.

 

 


1 РОИИ имеет периодическое издание - «Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории», главным редактором которого является чл.-корр. РАН, зам директора ИВИ РАН Л.П.Репина.

2 Репина Л.П. Историческая наука на рубеже ХХ-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. – М.: Кругъ, 2011. С.325.

3 См.:Санкт-Петербургский Центр истории идей основан в 2001 г. (http://ideashistory.org.ru/society.html); альманах «Философский век» выходит с 1996 г. по настоящее время, всего опубликовано 37 томов.