Университет Россйской Академии образованияКафедра философииСоциальная теория познанияПрограмма специального лекционного курса
Автор - д.ф.н. И.Т.Касавин
Рекомендована к печати кафедрой философии УРАО Утверждена Малым Ученым Советом философского факультета УРАО Печатается по решению Редакционно-издательского совета УРАО
Москва 2000
Учебный курс «Социальная теория познания» разработан в рамках специальности «Онтология и теория познания» и рассчитан на 64 часа аудиторных занятий (лекции и семинары).
Целью курса является ознакомление студентов и аспирантов с влиятельным направлением в современной эпистемологии (социальная теория познания или социальная эпистемология), позволяющим использовать в философской рефлексии о познании широкий круг междисциплинарных исследований, когнитивных и социально-гуманитарных наук. Его теоретическое значение состоит в расширении предмета и методологического арсенала традиционной («классической») эпистемологии при одновременном сохранении специфики философского анализа знания и познания. Прикладное значение курса в том, что он предлагает интегральную методологию социально-культурного анализа когнитивных феноменов и когнитивного анализа социально-культурных феноменов. В этом смысле он выполняет задачу формирования у учащихся навыков рефлексивной деятельности по анализу всего многообразия человеческой культуры и понимания ее когнитивного содержания.
Данный курс требует для своего понимания предварительного ознакомления с историей философии и основными проблемами теории познания и философии науки. Его целевой группой, поэтому, являются студенты старших курсов и аспиранты философских и гуманитарных факультетов.
Курс построен по принципу флуктуации между систематическим и историческим подходом, причем порядок тем и проблем уточняется применительно к особенностям конкретной аудитории. После первой вводной лекции общего характера следует ряд исторических реконструкций когнитивно-культурных эпох, в процессе чего остенсивно вводятся некоторые основные теоретические термины и тематические пространства дискурса. На этой основе в дальнейшем теоретические понятия прорабатываются систематически с иллюстративным использованием уже проанализированных исторических «case studies».
Курс прошел апробацию в лекциях и семинарах для студентов и аспирантов на биологическом, географическом и химическом факультетах МГУ им. Ломоносова (кафедра философии и методологии науки естественных факультетов) в 1989-1992 гг., на философском факультете Российского Центра гуманитарного образования (сегодня – ГУГН) в 1997-1999 гг., на философском факультете Университета РАО в2000 г. По материалам курса опубликовано две монографии, способные служить учебными пособиями, а также четыре тома антологий переводов, применимых в семинарских занятиях. Преподаватели могут использовать материалы курса при чтении лекций по общей теории познания, философии науки, истории философии и истории культуры. Студенты и аспиранты используют настоящую программу при записи на данный курс, в ходе самостоятельной работы, написании рефератов и курсовых работ и подготовке к экзамену и зачету. Введение
Социальная теория познания представляет собой влиятельное направление в современных исследованиях познавательного процесса, представленное в западной философии Д.Блуром (Великобритания), Э.Голдманом и С.Фуллером (США), а также рядом других исследователей, разделяющих некоторые принципы и подходы социально-культурного анализа знания и познания. В российской философии ее сторонниками в той или иной мере являются те, кто подчеркивают социально-культурную природу познания, необходимость вовлечения в эпистемологию результатов и методов гуманитарных наук, важность анализа каналов трансляции смыслов из познавательной в другие сферы и обратно и придают принципиальное значение синтезу феноменологического и трансцендентального подходов к познанию. По отношению к традиционной теории познания социальная эпистемология представляет «науку переднего края», в которой акцент делается не на формирование новой парадигмы, а на тематизацию и проблематизацию новых смысловых пространств.
Тема 1. Принципы и подходы в анализе науки и вненаучного знания: сходство и различие. 4 ч.Специфика философии в познании и понимании мира. Теория познания, история науки, социология знания. Эпистемологическое значение социально-гуманитарных наук. Смысл теоретико-познавательного подхода к анализу культуры и социума. Классическая и неклассическая теория познания: современные дискуссии. Сциентизм, антисциентизм, культурный релятивизм. Что такое социальная эпистемология? ЛитератураОсновная
Дополнительная
Вопросы для самостоятельной работы, зачетов и экзаменов
Темы рефератов, курсовых и дипломных работ
Тема 2. Первобытное сознание и его творцы. Вожди и шаманы. 4 ч.Теории первобытного мышления (Дж. Фрэзер, К. Леви-Брюль, Б. Малиновский и др.) Основные антитезы первобытного сознания: оседлость и миграция; социум и личность; повседневный и предельный опыт. Сознание в контексте производства, социальной регуляции, творчества и экстремальных ситуаций. Типы лидеров, типы социумов и типы знания. ЛитератураОсновная
Дополнительная
Вопросы для самостоятельной работы, зачетов и экзаменов.
Темы рефератов, курсовых и дипломных работ
Тема 3. Магия и миф. 4 ч.
Некоторые интерпретации магии и мифа: эволюционизм, символизм, функционализм, структурализм. Понятия нумизного и архэ. Противоречия и взаимодополняемость магии и мифа. Греческий миф как синтез исторических культов и фундамент европейской культуры. Герой и власть. Преступление и наказание. Путешественники и пастухи. Маги, ремесленники, мудрецы. ЛитератураОсновная
Дополнительная
Вопросы для самостоятельной работы, зачетов и экзаменов.
Темы рефератов, курсовых и дипломных работ
ТЕМА 4. Формирование религиозной веры. 4 ч.
Возникновение религии как культурологическая и эпистемологическая проблема. Религия как социальная новация по сравнению с магическим культом и мифическим преданием. Греческие герои – предтечи христианских прототипов. «Договор» человека с богом и его социальный смысл. Религиозный закон и природный порядок. Жертва, орудие, жертвователь в системе ритуала. Предпосылки «новозаветной» религии. От этноса к универсуму. Три «открытия» Иова. Гносеологические следствия новой религии: знание, страдание и рефлексия. ЛитератураОсновная
Дополнительная
Вопросы для самостоятельной работы, зачетов и экзаменов
Темы рефератов, курсовых и дипломных работ
ТЕМА 5. Мир как объект античной науки. Астрономия, астрология, астральная религия. 2 ч.
Наука древнего мира и ее предпосылки. Астрономия как первый «синтез чувственности и рассудка»: природа теоретического созерцания. Единство астральной религии, математики, астрологии и практических потребностей земледелия и мореплавания. Мифологические персонажи и классические астрономические ситуации. Этапы развития астрономии древнего мира. Основные астрономические понятия и проблемы. Современная судьба астрологии. Литература.Основная
Дополнительная
Вопросы для самостоятельной работы, зачетов и экзаменов.
Темы рефератов, курсовых и дипломных работ
ТЕМА 6. Предтечи научной революции. Врачи, печатники, моряки. 4 ч.
Проблема культурного разрыва в эпоху «темного средневековья» и реальный кризис XIII-XV вв. В.И.Вернадский о практических истоках нового естествознания. Три преднаучные парадигмы отношения к природе. Природа как объект лечения, книга для чтения и пространство путешествия и приключения. Аптека, типография и палуба корабля как культурные лаборатории. Парацельс, Гутенберг и Колумб как культурные архетипы. ЛитератураОсновная
Дополнительная
Вопросы для самостоятельной работы, зачетов и экзаменов
Темы рефератов, курсовых и дипломных работ
|
|||||
|