Институт Философии
Российской Академии Наук




  Статьи
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Страницы истории » Сотрудники сектора прошлых лет » Жаворонков Алексей Геннадьевич » Статьи

Статьи

СТАТЬИ

Алексея Жаворонкова


2019

  • Социальные аспекты антропологии Канта и их влияние на социологию XX века: проблемы и примеры // Вопросы философии. 2019. № 12. С. 198‒208. DOI: 10.31857/S004287440007536-4

Статья посвящена малоисследованным социальным аспектам антропологии Иммануила Канта и одновременно служит предисловием к обсуждению влияния и актуальности кантовской антропологии, как уникальной концепции эмпирически ориентированной дисциплины, из современной перспективы социальных наук, и социологии в частности. Первая ее часть содержит краткое описание структуры кантовской прагматической антропологии и анализ ее конкретных социальных элементов, в особенности антропологической роли концепции «необщительной общительности». Во второй части я поясняю, какие ключевые факторы до сих пор препятствовали более широкой социологической рецепции антропологических идей Канта. Речь идет, в частности, об институциональных факторах, о соперничестве с другими традициями и о существовании ряда предрассудков относительно оснований, структуры и целей кантовской антропологии. В третьей части я обращаюсь к вопросу о влиянии кантовской антропологии на европейскую и американскую социологию – на примере прагматизма Дж.Х. Мида, критического рационализма Х. Альберта и философской антропологии Г. Плеснера. Моя главная цель – продемонстрировать, что из социологической перспективы антропологический проект Канта в целом не является устаревшим или несовместимым с современными теориями.

Настоящая статья посвящена анализу и опровержению пяти ключевых аргументов современных противников антропологического подхода к философии Ницше: argumentum ad nomen, связанного с вопросом о терминологии, argumentum ad hominem, отсылающего к тезису Фуко о ницшевском преодолении четвертого кантовского вопроса, argumentum ad methodum, приводящегося в обоснование идеи о неантропологическом характере ницшевской критики антропологий XVIII–XIX вв., argumentum ad traditionem, исключающего Ницше из антропологической традиции европейской философии, а также argumentum ex negativo, указывающего на продуктивность антиантропологического направления интерпретации его идей. Разбор первых трех аргументов производится из перспективы контекстного анализа афоризмов и черновых фрагментов Ницше. В свою очередь, для опровержения последних двух доводов приводятся отсылки к вышедшим и неопубликованным текстам М. Шелера, Г. Плеснера и М. Фуко.

  • Ницше и антропологическая традиция немецкой классической философии // Ницше сегодня / Авт. идеи, сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. М.: Изд. Дом ЯСК, 2019. С. 119‒146.
  • Рихард Земон и его теория памяти // Синий диван: Философско-теоретический журнал. Вып. 23. М.: Три квадрата. 2019. С. 60‒66.

2018

In the course of the last 20 years, the problem of Kant’s view of races has evolved from a marginal topic to a question which affects his critical philosophy in general, including the anthropology and its influence on contemporary social studies. The goal of our paper is to examine the anthropological role of Kant’s concept of race from the largely overlooked or underestimated perspective of his Lectures on Anthropology. Taking into account the differences between Kant’s approach in the early lectures of the 1770s and early 1780s and the lectures of the late 1780s in the light of the development of the idea of race in Kant’s works, we will demonstrate that several key elements of Kant’s 1780s theory of race presented in his published works can be found in his early lectures. On the other hand, we will prove that Kant gradually abandons racial hierarchies and moral characteristics of races in his anthropological lectures of the late 1780s and in the Anthropology from the Pragmatic Point of View, shifting his focus to more nuanced descriptions of morals of different nations.

Настоящая статья посвящена разбору эссе Арендт, опубликованных в журнале «Die Wandlung» с 1946 по 1949 гг., а также ее более поздних работ, объединенных темой преобразования в ситуации кризиса мышления. Стержнем анализа служит тезис о том, что Арендт развивает ясперсовскую идею обновления мышления на практическом уровне, стремясь найти способы преодолеть культурные границы и национальные предрассудки и создать основание для новой общности в ситуации социальной разобщенности после разрыва с предшествующими традициями. Для проверки этого тезиса я рассматриваю идею обновления у Арендт в связи с тремя временными перспективами – национал-социалистическим прошлым Германии, символизирующим разрушение традиций, хрупким послевоенным настоящим, балансирующим между разрушительным нигилизмом и успокоительным самообманом, и будущим, в котором философии отведена не ведущая, но все же крайне важная роль.

  • Трансформация публичного пространства в условиях революции: взгляд из перспективы Ханны Арендт (совместно с А. Саликовым) // Социологическое обозрение. Т.17. №1. 2018. С. 119–139. DOI: 10.17323/1728-192X-2018-1-9-29

Настоящая работа посвящена исследованию взаимосвязи публичного пространства и революции, двух центральных понятий политической философии Ханны Арендт. Эта взаимосвязь играет ключевую роль в арендтовской теории революции, поскольку основной смысл революции ‒ в освобождении от гнета и завоевании свободы, в разрушении старого политического пространства и создании нового, необходимого для проявления свободного действия. Главная цель нашего исследования заключается в установлении теоретической состоятельности идеи Арендт о влиянии революции на публичное пространство, как с точки зрения ее теоретической непротиворечивости и обоснованности, так и с позиции ее универсальности и адекватности для объяснения и понимания современных революционных событий. Для проверки полученных в теоретической части работы выводов об актуальности теории революции Арендт в работе предпринимается попытка использовать ее перспективу для рассмотрения нескольких примеров современных революций. Как показывает произведенный в рамках исследования анализ, тезисы Арендт относительно причин неудач революций, отсылающие к конкретным историческим примерам, начиная с XVIII века и заканчивая серединой XX века, во многом обоснованы, но в некоторых пунктах быть оспорены. В свою очередь, анализ конкретных современных примеров показывает, что применимость арендтовской теории в  качестве базовой конструкции для анализа причин и следствий революций ограничена и нуждается в серьезной ревизии и коррекции, хотя и обладает рядом существенных достоинств.

  • "Nietzsches Idee der Gemeinschaft zwischen Liberalismus und Konservativer Revolution: Helmuth Plessner contra Carl Schmitt', in: Nietzsche und die Konservative Revolution. Hrsg. von Andreas Urs Sommer und Sebastian Kaufmann (Nietzsche-Lektüren im Auftrag der Heidelberger Akadamie der Wissenschaften und der Friedrich-Nietzsche-Stiftung, vol. 2). Berlin/Boston: De Gruyter, 2019, pp. 343–362.  DOI: 10.1515/9783110588118-017

Nietzsche’s Idea of community between liberalism and Conservative Revolution: Helmuth Plessner contra Carl Schmitt. The following paper presents a brief reconstruction of Nietzsche’s idea of community and its reception by Tönnies, Plessner and Schmitt.While lacking in conceptual consistency, Nietzsche’s interpretation of community is an important critical counterpart not only to its Christian variation but also to the attempts of its politicization. Although Tönnies’ idea of community is influenced by Die Geburt der Tragödie, he overlooks its key elements presented in Nietzsche’s later works. In his Grenzen der Gemeinschaft, Plessner provides an alternative to Tönnies’ theory while also criticizing both the Nietzschean and the Marxist interpretation of community. Still, several crucial points of his theory (such as the importance of masks and playfulness for social interaction) provide striking similarities to Nietzsche. In contrast, there is a clear gap between Nietzsche’s idea of community and its anti-individualist and political absolutizing by Schmitt as well as by several other authors of the Conservative Revolution.

  • Editorial (совместно с Th. Ebke / Т. Эбке) // Internationales Jahrbuch für Philosophische Anthropologie. Bd. 7. Nietzsche und die Anthropologie / Hrsg. von Th. Ebke und A. Zhavoronkov. Berlin/Boston: De Gruyter 2018. P. V–XIV. DOI: https://doi.org/10.1515/jbpa-2017-0101
  • Nietzsche und die ‘experimentelle’ Anthropologie der Antike // Internationales Jahrbuch für Philosophische Anthropologie. Bd. 7. Nietzsche und die Anthropologie / Hrsg. von Th. Ebke und A. Zhavoronkov. Berlin/Boston: De Gruyter, 2018. P. 17–31. DOI: https://doi.org/10.1515/jbpa-2017-0104
  • Nihilism and the Crisis of Tradition: Arendt and Contemporary Radical Conservatism // Russian Sociological Review. Special issue: Arendt and the Boundaries of the Public Sphere. 2018. № 4. C. 144–157. DOI: 10.17323/1728-192x-2018-4-144-157

The present paper is a preliminary approach to the question of the applicability of Hannah Arendt’s ideas on tradition and nihilism to the analysis of contemporary radical conservatism. For this purpose, I examine Arendt’s essays of the 1940s and 1950s which shed light on the origins of the European conservatism crisis, and the difference between traditionalist and anti-traditionalist thinking. These arguments on the nihilistic aspects of radical conservatism, which legitimizes itself by appealing to a crisis of tradition, illustrate the shortcomings of Karl Mannheim’s analysis of conservatism and traditionalism. In order to complement Arendt’s rather fragmentary concept of conservatism, I use the definitions of adjectival and nominal conservatism to define the key differences between genuine conservatism and radical conservatism (pseudo-conservatism). Based on the analysis of the past, I address the question of why Arendt is important to the understanding of contemporary pseudo-conservatism, including its historical origins, self-description, and key instruments. Lastly, I explain why, together with Arendt, we should choose a broader perspective by focusing on analyzing the crisis of judgement in the public sphere and the resulting distortion of the ideas of tradition and dialogue, rather than simply describing contemporary radical conservatism as the spiritual successor to National Socialism.

2017

The main goal of our paper is to analyze Arendt’s idea of the influence of revolutions on the public real by examining its theoretical and practical scope. In the course of our analysis, we will also answer the question whether Arendt’s understanding of revolution could be used in the modern context. After a critical investigation of Arendt’s idea of revolution and of her thesis about the impact of revolution on the public realm, we will briefly investigate several examples of modern revolutions from an ‘Arendtian’ standpoint in order to draw a conclusion about the current applicability of Arendt’s key arguments concerning violence, power, social issues, collective political action and communication.

  • Философ и государство: Ханна Арендт о философии Сократа // Социологическое обозрение / The Sociological Review. 2017. Т.16. №3. С. 303–318. DOI 10.17323/1728-192X-2017-3-303-318

Настоящая статья посвящена критическому анализу эпистемических, моральных, социальных и политических аспектов арендтовской интерпретации сократического метода. В своих ранних (1954) и поздних (1974) лекциях о Сократе Арендт изображает его мыслителем, преодолевающим разрыв между созерцательной жизнью философа и жизнью активного гражданина. Сократическому дружескому диалогу равноправных мнений Арендт противопоставляет платоновский монолог учителя, доносящего истину до своих учеников. Несмотря на существенные аргументационные пробелы, возникающие в рамках предложенной ею оппозиции, последняя оказывается продуктивной в качестве философского лейтмотива, связывающего лекции Арендт с ее центральными работами ‒ «Ситуация человека», «О революции» и «Эйхман в Иерусалиме». Созданный образ Сократа Арендт использует в качестве аргумента при рассмотрении вопроса о публичной роли мнения об отличительных особенностях внутреннего диалога, а также о связи между мышлением и действием. Не давая прямого ответа на вопрос о пользе действий Сократа для Афин и в целом скептически оценивая возможность мыслителей повлиять на общественную жизнь, Арендт тем не менее приводит убедительные аргументы в защиту необходимости сократовского метода в ситуациях кризиса традиционных ценностей. Сделанные ею выводы позволяют нам использовать ее интерпретацию в современных дискуссиях о консерватизме, о пересмотре различий между частным и общественным, а также о публичной роли индивидуального мнения в свете распространения новых форм коммуникации.

  • Критический метод и философия будущего: размышления об актуальности социальной критики Ницше // Фридрих Ницше: Наследие и проект / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая, Е.А. Полякова. М.: ЯСК, 2017. С. 322–334.
  • Critical Method and the Philosophy of the Future: Reflections on the Relevance of Nietzsche’s Social Criticism // Friedrich Nietzsche: Legacy and  Prospects / Compiled and edited by Yulia V. Sineokaya and Ekaterina A. Poljakova. Moscow: LRC Publishing House, 2017. P. 335–348.

2016

В статье рассматриваются некоторые неисследованные влияния антропологических идей Ницше на философию Гельмута Плеснера в работах «Границы сообщества», «Ступени органического и человек» и «Власть и человеческая природа» в контексте общего вопроса о рецепции идей Ницше в философской антропологии XX в. Основное внимание уделяется, с одной стороны, трем антропологическим законам Плеснера и его интерпретации отличительных признаков человека, а с другой стороны, вопросам о функции и границах общества. В ходе анализа будет доказано существование связей между биологической и социальной проблематикой антропологии Ницше и антропологическими и социальными идеями Плеснера, несмотря на критическое отношение последнего к социальным аспектам мышления Ницше.

  • Die anthropologische Umwertung der Intersubjektivität: Zu Axel Honneths Rezeption von Helmuth Plessner // Internationales Jahrbuch für Philosophische Anthropologie. Bd. 6: Mensch und Gesellschaft zwischen Natur und Geschichte. Zum Verhältnis von Philosophischer Anthropologie und Kritischer Theorie / hg. von Thomas Ebke et al. Berlin: De Gruyter 2016, 243–256. DOI: 10.1515/9783110435689-015
  • Историко-философский метод в немецком ницшеведении // История философии в формате статьи / Под ред. Ю.В. Синеокой. М.: Культурная революция, 2016. С.198–219.

В статье представлен критический обзор ключевых инструментов немецкого историко-философского ницшеведения 1980–2010 гг. Основной акцент сделан на соотношении филологической и философской стороны анализа, а также на вопросе о возможных способах интегрировать результаты историко-философских исследований в современные дебаты. С нашей точки зрения, наиболее эффективным является совмещение источниковедческого и историко-философского анализа с критическим подходом, предполагающим проверку тезисов Ницше на прочность как в ходе реконструкции его линии аргументации, так и при обсуждении продуктивности ницшевских аргументов для решения актуальных философских проблем.

2015

  • Scheler und Nietzsche über das Mitleid: Ein zweiter Blick // Thaumazein: Rivista di filosofia, vol. 3 (2015), С. 121–136. DOI: 10.13136/thau.v3i0.45

The paper presents a comparative analysis of Max Scheler’s and Friedrich Nietzsche’s concepts of compassion, in the light of Scheler’s critical treatment of Nietzsche’s ethical and anthropological ideas. In The Nature of Sympathy, Scheler develops a graded classification system of various types of sympathy, distancing himself from the metaphysical theory of Schopenhauer as well as from Nietzsche’s one-sided criticism of compassion as emotional contagion. While the key aspects of his phenomenological method look – at least at the first sight – opposite to Nietzsche’s psychological-genealogical approach, many of his arguments and goals, such as the development of a rational mechanism of control upon the manifestations of compassion, coincide with the ones in Nietzsche’s philosophy.

В настоящей статье проводится сопоставление взглядов Канта и Ницше на Французскую революцию и просвещение. Вопрос о роли Французской революции рассматривается из исторической, моральной и критической перспективы. У Канта основные трудности аргументации связаны не с мнимым противоречием между скепсисом относительно права граждан на восстание и восхищением результатами Французской революции, а с его трактовкой основных задач и границ критики. Ницше, напротив, существенно расширяет критическую перспективу, но обходит стороной ключевой для Канта юридический аспект, отрицая наличие естественных и равных прав.

2014 и ранее

  • Nietzsche‘s Influence on Homeric Scholarship // Nietzsche as a Scholar of Antiquity / ed. by Helmut Heit and Anthony Jensen. London: Bloomsbury, 2014, 139–155.
  • Одиссей в зеркале экспериментальной философии Ницше // Историко-философский ежегодник’2012. М., 2013, С. 272–295.
  • Nietzsche-Rezeption in Russland: Ein Überblick // Nietzsche Younku: The Journal of Korean Nietzsche-Society (한국니체학회), vol. 23 (2013), 263–301.
  • Одиссея // Большая российская энциклопедия. Т. 23. М., 2013.
  • Nietzsches Idee der Fremdheit des Griechischen und ihre Rezeption in der klassischen Philologie // „Einige werden posthum geboren“: Friedrich Nietzsches Wirkungen / hg. von Renate Reschke und Marco Brusotti. Berlin: De Gruyter, 2012, 615–24.
  • Nietzsche und der Glaube der Griechen // Nietzsche Younku: The Journal of Korean Nietzsche-Society (한국니체학회), vol. 20. 2011, 211–39.
  • Разум, знание и хитрость в 23 песни «Илиады»: Нестор, Антилох и Менелай // Аристей. № 3. 2011. С. 17–29.
  • Знание и социальный статус личности у Гомера и Гесиода // Развитие личности. № 3. 2010. С. 99–115.
  • «Воля к власти» и наследие Ницше // Вопросы философии. № 12. 2009. С. 105–115.
  • Глаголы знания у Гомера // Вестник МГУ: Филология. № 6. 2009. С. 77–93.
  • Гомеровская мораль: современное состояние исследований // Развитие личности. № 3, 2008. С. 95–110.
  • Законы гостеприимства и Полифем // Развитие личности. № 2, 2006. С. 91–104.
  • Фигура героя в «Одиссее» Гомера и проблема личности // Развитие личности. № 3, 2005. С. 69–81.


Электронные публикации


Рецензии, рефераты

  • Миф и право на интерпретацию: Й. Латач и полемика вокруг Трои // Новый Гермес. № 1, 2007. С. 83–92.
  • Очерки культурной антропологии // Русский Журнал (23.01.2007): http://www.russ.ru/Kniga-nedeli/Ocherki-kul-turnoj-antropologii
  • Реферат книги: А. Зайцев. Исследование по древнегреческой и индоевропейской поэзии // РЖ ИНИОН. № 4, 2007
  • Традиции и критика // Русский Журнал (26.12.2006): http://www.russ.ru/Kniga-nedeli/Tradicii-i-kritika