Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет за 2018 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор современной западной философии » Научные результаты » Научный отчет за 2018 год

Научный отчет за 2018 год

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ

 Сектора современной западной философии Института философии РАН

 о научно-исследовательской работе по теме: 

«Западная философия конца XIX – начала XXI вв.: история и современное состояние» (2018 г.)

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В 2018 году сотрудниками сектора велась исследовательская работа по нескольким направлениям: феноменология, прагматизм, аналитическая философия, психоанализ, герменевтика, экзистенциализм. Результаты отражены в научных публикациях, в том числе в 7 монографиях.

Впервые всесторонне исследовано раннее философское творчество А. Шопенгауэра. Доказано, что за период с 1806 по 1816 гг., прежде чем быть зафиксированной в первом томе трактата «Мир как воля и представление», философия Шопенгауэра прошла несколько этапов развития, в ходе которых не только постоянно трансформировались ключевые категории и концепты, но и изменялись глубинные мировоззренческие интенции мыслителя. На Шопенгауэра оказали влияние Фихте, Кант, Шеллинг, Вакенродер, Шульце, Теннеман и «Упанишады» в переводе Анкетиль-Дюперрона. Практически все основные положения его философии имеют свои корни в рецепции идей, связанных с этими именами и текстами. Прослежен генезис шопенгауэровских концепций «лучшего сознания» и «интеллектуального созерцания», а также понятия воли как синонима спонтанности и ноуменальной свободы. Раскрыто значение трактата «О четверояком корне закона достаточного основания» как пропедевтики к новой метафизике Шопенгауэра. Специально рассмотрен вопрос о влиянии Г.Э. Шульце на шопенгауэровскую рецепцию немецкого идеализма. Впервые переведены на русский язык и опубликованы юношеские заметки Шопенгауэра 1806–1812 гг. (Саттар А.С. Истоки и генезис философии Шопенгауэра. М.: Прогресс-Традиция, 2018. 456 c.).

Интеллектуальная эволюция П. Рикёра, формирование и развитие его философии (прежде всего, учения о человеке как субъекте культурно-исторического процесса) представлены как результат освоения французским философом обширного классического наследия, от античной и раннесредневековой мысли до экзистенциализма, феноменологии и аналитической философии. «Собеседниками» Рикёра в разные периоды его философского творчества выступали Платон, Августин, Спиноза, Гегель, Ницше, Хайдеггер, Гуссерль, Мунье, Хабермас, Ролз и др. Показано, как философская мысль Рикёра «обретала себя» на пересечении четырех традиций: рефлексивной философии, феноменологии, герменевтики и философии языка. Особое внимание уделено подходу Рикёра к истории философии, которая, по его мнению, имеет самостоятельное значение и не должна опираться на философию истории (Вдовина И.С. Поль Рикёр: на «Елисейских полях» философии». М.: Канон+, 2018. 288 с.).

Рассмотрены социально-философские взгляды Г. Марселя, в частности, критика технократии и общества потребления, развернутая французским философом в книге «Люди против человеческого» (1951) и статьях 1940–50-х гг. Показана актуальность марселевского подхода к исследованию таких социальных явлений, как дегуманизация общественного сознания, упадок практик бескорыстного служения, распространение «духа абстрактности», развитие «техник унижения» и морального подавления человека, широко применяемых не только в тоталитарных странах, но и в тех, которые называют себя либеральными и демократическими. Перспективу духовного возрождения и оздоровления западного общества французский философ-экзистенциалист связывал с «респиритуализацией европейского сознания» (Марсель Г. Люди против человеческого / Сост., вступ. статья, пер. с франц., примечания В.П. Визгина. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 208 с.).

Исследование генеалогии и современного этапа развития американского прагматизма показало, что нынешнее его состояние, отмеченное многообразием «версий», теоретических разработок и интерпретаций наследия классиков, свидетельствует о значительном эвристическом потенциале традиции и возможности ее продуктивной конвергенции с другими философскими направлениями и школами. Доказано, что прагматизм, в значительной мере способствовавший в 1930–40-е гг. укоренению аналитической философии в американских университетах (благодаря сходству общетеоретических установок и методологий), сыграл важную роль и в ее последующей трансформации, в расширении проблемного поля философских исследований – в так называемом «постаналитическом» повороте 1970–80-х гг. Выдвинута и обоснована гипотеза, что современный прагматизм в качестве «метода улаживания философских споров» (У. Джеймс) мог бы внести определенный позитивный вклад в сближение и взаимообогащение аналитической и континентальной мысли, в преодоление «раскола» между двумя традициями (Прагматизм и его история: Современные интерпретации / Отв. ред. И.Д. Джохадзе.  М.: Академический проект, 2018. 231 с.).

Предпринятое исследование позднесхоластических концепций когнитивной интенциональности (Ж. Пуансо, С. Спинола, Д. Леоне и др.) позволило восполнить пробел в понимании ранних истоков современной философии сознания. До сих пор ее начало связывалось главным образом с идеями Декарта и последующих «новых» философов XVII в., но был практически оставлен без внимания наиболее мощный источник терминологии, концептуальных подходов и разработок философии сознания – постсредневековая схоластика. На материале философских курсов XVII в. впервые рассмотрены концепции интенционального термина и интенционального объекта, ментальной речи и другие аспекты ранней философии сознания (Вдовина Г.В. Интенциональный термин или интенциональный объект? К позднесхоластическим параллелям нововременной интенциональной философии // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2018. Т. 11. № 4. С. 5–20).

В обзорном историко-философском исследовании, предваряющем публикацию статьи А. Делакруа «О логической структуре сновидения», предложен анализ философской концепции этого малоизвестного в России мыслителя, одного из учеников и последователей А. Бергсона. Будучи противником ассоцианизма и психического атомизма, Делакруа развивал трактовку душевной жизни человека с точки зрения целостности, рассматривая различные проявления сознания и бессознательного в их внутренней взаимосвязи. Мыслитель доказывал, что, вопреки распространенному мнению, высшие формы мистического опыта представляют собой выражение глубокой внутренней жизни, а не особый тип невроза. Труд Делакруа «Исследования по истории и психологии мистицизма: великие христианские мистики» (1908) был высоко оценен современниками, а предложенный им подход к данной проблематике постепенно завоевал признание и стал классическим. Особое внимание Делакруа уделял взаимоотношениям языка и мышления, детской психологии и психологии искусства. Опираясь на концепцию Ф. де Соссюра, он развил предложенное швейцарским лингвистом различение языка и речи (Блауберг И.И. Анри Делакруа и его философские интересы // Филос. науки. 2018. № 9. С. 18–27).

«Возрождение» метафизики в современной философии исследовано на примере развития аналитической философии сознания во второй половине ХХ – начале ХХI в. Обзор философских концепций Н. Хомского, Дж. Сёрла, Д. Чалмерса и ряда других мыслителей данного направления позволил сделать вывод о смене изначальной антиметафизической парадигмы аналитической философии. Показано, что определенные предпосылки этого изменения можно обнаружить в работах К. Гемпеля и Г. Райла. На основе проведенного анализа подвергнуто критике распространенное представление о методологическом единстве аналитической философии сознания (Золотков Г.А. О возвращении к метафизике в аналитической философии сознания // Филос. науки. 2018. № 10. С. 130–142).

Рассмотрены основные черты метафизики Ф. Равессона – концепции «спиритуалистического реализма», разработанной им с опорой на идеи Аристотеля, Шеллинга, Мен де Бирана, Плотина, Паскаля и других мыслителей. Показано, что творчество Равессона, стремившегося возродить метафизику во Франции в период господства позитивизма, в конце XIX в. стало важным ориентиром для молодых интеллектуалов, искавших новые пути развития философии. Одним из таких путей явилось создание философского журнала “RevuedeMétaphysiqueetdeMorale” (1893), первым автором которого стал именно Равессон (Блауберг И.И. Феликс Равессон и философский проект Ксавье Леона // Историко-философский ежегодник’ 2018. М.: Аквилон, 2018. C. 168–178).

Опровергнуто распространенное в историко-философской литературе представление, согласно которому У. Джеймс сыграл хотя и заметную (в практическом отношении безусловно важную), но теоретически второстепенную роль в развитии американского прагматизма. Наряду с Ч. Пирсом Джеймс, дебютировавший в 1878 г. с философским очерком, содержащим критику субъект-объектной дихотомии и репрезентационистской модели знания, с полным правом может считаться основателем прагматистской традиции. Сделан вывод о том, что классики прагматизма и их современные последователи («неоклассики»), несмотря на подчеркнутую приверженность большинства из них концепции истины, определяемой в терминах конечного соглашения (ultimateconsensus), не являются ни «культурными релятивистами», ни эпистемологическими анархистами. Любые наши гипотезы и идеи, согласно этим философам, подлежат проверке на опыте, критическому анализу и коррекции (Джохадзе И.Д. «Прагматизм как образ жизни»: Хилари Патнэм и Рут Анна Патнэм о философском наследии Джеймса и Дьюи // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 44. C. 269–277).

Представлено творчество малоизученного в России испанского мыслителя А. Мильян-Пуэльеса, для которого характерно соединение феноменологического дескриптивного метода с классическими темами и подходами аристотелевско-схоластической онтологии, а также явная или скрытая полемика с классиками немецкого идеализма. На примере книги Мильян-Пуэльеса «Структура субъективности» (1967) проанализированы общие особенности испанской философии франкистского и постфранкистского периодов (Вдовина Г.В. Антонио Мильян-Пуэльес и легкая проблема сознания // Филос. науки. 2018. № 5. С. 71–90).

В исследовании основных направлений и школ современного психоанализа (Эго-психологии, теории объектных отношений и др.) представлен критический анализ «ортодоксального» фрейдизма и неофрейдизма. Показано, что к концу ХХ в. на смену позитивистской модели научной объективности, характерной для классического психоанализа (модели, предполагающей личную отстраненность исследователя, сохраняющего известную дистанцию между собой и объектом анализа), пришла концепция «психологического поля», складывающегося между аналитиком и пациентом. Данная концепция характерна для ряда наиболее перспективных версий психоанализа ХХ–ХХI вв.: интерперсонального подхода Г.С. Салливана, динамической теории развития «Я» В. Тэхкэ, а также полевого интерсубъективного подхода (Старовойтов В.В. Психоанализ в портретах. М.: ИФ РАН, 2018. 226 с.).

Значение социальной коммуникации и «интерсубъективного» фактора в развитии философского знания раскрыто на примере личного общения и переписки Н. Бердяева и Г. Марселя в 1920–30-е гг. Анализ эпистолярного наследия этих мыслителей, а также сопутствующих архивных материалов и свидетельств позволяет сделать вывод о том, что в период между двумя войнами оба философа отстаивали и развивали (каждый по-своему, но не без видимого влияния друг на друга) ценности христианского гуманизма, базирующегося на традиции европейского спиритуализма. Экзистенциально окрашенная бердяевская  философия свободного духа оказалась созвучна умонастроениям Марселя, нашедшим отражение в его «Метафизическом дневнике» (Визгин В.П. Бердяев и Марсель в интеллектуальном контексте предвоенной Франции // Филос. науки. 2018. № 1. С. 92–115).

Рассмотрена философская эволюция М. Шелера в «дофеноменологический» период его творчества. Выявлены основные параметры понимания Шелером феноменологии (как «контакта с миром», онтологии) и причины негативного отношения философа к теории познания и к выяснению «критериев» познавательной деятельности. Показаны границы применимости феноменологической редукции по Шелеру: персональность человека (Михайлов И.А. Шелер в тени феноменологии Гуссерля // Философия и культура. 2018. № 12. С. 28–39).

Исследованы этические и социально-философские взгляды популярного в Европе, но пока малоизученного в России французского философа А. Конт-Спонвиля. Показано, что в области политики Конт-Спонвиль придерживается позиции социал-либерализма. Признавая экономическую эффективность рыночных механизмов, философ считает, что логика капиталистических отношений не совпадает с социально значимыми задачами и этическими ценностями. Гармоничное развитие общества, считает он, невозможно без надежных политических институтов, обеспечивающих соблюдение принципов гуманизма и социальной справедливости (Мачульская О.И.  Концепция Андре Конт-Спонвиля: эго-философия как размышление от первого лица // Филос. науки. 2018. № 12. С. 127–143).

В работе, посвященной М. Прусту, показано, как обсуждавшиеся в конце XIX – начале ХХ в. философские концепции и идеи преломлялись в творчестве французского писателя и эссеиста. Описывая в романе «В поисках утраченного времени» экзистенциальный опыт своего героя, Пруст обращается к философии, рассматривая эпистемологические и онтологические проблемы (свободы воли, восприятия, памяти, тождества личности и др.) в особом ракурсе – под углом зрения долгого пути героя к осмыслению жизненного призвания. Он постепенно переходит от своеобразной философской психологии, исследующей взаимодействие воспоминаний и впечатлений в конкретном восприятии, к собственно философии, метафизике, нацеленной на постижение истины (Блауберг И.И. О некоторых философских сюжетах в творчестве Марселя Пруста // Филос. науки. 2018. № 9. С. 78–95).

Рассмотрены причины и обстоятельства имевшего место в начале прошлого века обособления философского и социологического подходов в немецкой академической философии и гуманитарных науках. Показана связь между проектом «наук о духе» В. Дильтея и последующим развитием социологии в Германии. Дана краткая характеристика основных отличий немецкой социологии от французских и англоязычных социологических исследований (Михайлов И.А. Начала немецкой философской социологии: вклад В. Дильтея // Социология. 2017. № 4. С. 231–240: не вошло в отчет 2017 года).

Исследованы философские взгляды видного представителя мюнхенской школы феноменологии А. Пфендера. Отмечена близость методологического подхода Пфендера философии обыденного языка. Поставлен вопрос о возможности конвергенции феноменологии и лингвистического анализа (Чикин А.А. Александр Пфендер и новая наука о воле // Филос. науки. 2018. № 5. С. 91–102).

 

 

1. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ

Монографии и коллективные труды

Вдовина И.С. Поль Рикёр: на «Елисейских полях» философии. М.: Канон+, 2018. 288 с. 1000 экз. ISBN 978-5-88373-561-4

Прагматизм и его история: Современные интерпретации / Отв. ред. И.Д. Джохадзе / Пер. с англ. А.А. Веретенникова, И.Д. Джохадзе, А.Г. Жаворонкова, Г.А. Золоткова, Е.И. Коростиченко, Ю.Г. Россиус, А.А. Чикина.  М.: Академический проект, 2018. 231 с. (Сер. «Философские технологии: Современная философия»). 1000 экз. ISBN 978-5-8291-2307-9

Саттар А.С. Истоки и генезис философии Шопенгауэра. М.: Прогресс-Традиция, 2018. 456 c. 300 экз. ISBN 978-5-89826-507-6

Старовойтов В.В. Психоанализ в портретах. М.: ИФ РАН, 2018. 226 с. 500 экз. ISBN 978-5-9540-0328-4

 

Классические тексты и переводы

Марсель Г. Люди против человеческого / Сост., вступ. статья, пер. с франц., примечания В.П. Визгина. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 208 с. (Сер. «Книга света»). 500 экз. ISBN 978-5-98712-831-2

Мильян-Пуэльес А. Структура субъективности / Пер. с исп. Г.В. Вдовиной / М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 368 с. (Сер. «Книга света»). 500 экз. ISBN 978-5-98712-832-9

Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. Общая редакция А.М. Руткевича. 2-е изд. М.: Канон+, 2018. 464 с. 1000 экз. ISBN 978-5-88373-081-7

 

1.1. Аннотация на каждую книгу, опубликованную сектором в отчетном году на рус.яз.

Вдовина И.С. Поль Рикёр: на «Елисейских полях» философии. М.: Канон+, 2018.

Монография посвящена исследованию творчества крупнейшего мыслителя ХХ – начала ХХI вв. Поля Рикёра (1913–2005). Ее автор ставит задачей показать своеобразие разработок Рикёра, целью которого было осмысление глубинного единства философского знания, включающего не только согласие с выдающимися умами от античности до современности, но и критическое их восприятие в новейшем историческом контексте. Основными опорами в исследованиях Рикёра являются рефлексивная философия, феноменология и герменевтика.

 

Прагматизм и его история: Современные интерпретации / Отв. ред. И.Д. Джохадзе / Пер. с англ. А.А. Веретенникова, И.Д. Джохадзе, А.Г. Жаворонкова, Г.А. Золоткова, Е.И. Коростиченко, Ю.Г. Россиус, А.А. Чикина.  М.: Академический проект, 2018.

Чему учит история прагматизма? Какую роль могли бы сыграть прагматисты в диалоге-противостоянии аналитической и континентальной философских традиций? Какое понятие является ключевым для современного прагматизма: «опыт», «социальная практика» или «язык»? На вопросы международного интервью, организованного сектором современной западной философии Института философии РАН, отвечают ведущие философы-прагматисты и исследователи прагматизма из США, Канады, Австралии, Германии, Франции, Швейцарии, Финляндии, Австрии, Испании, Италии, Польши, Китая, Японии, Сингапура, Бразилии и России.

 

Саттар А.С. Истоки и генезис философии Шопенгауэра. М.: Прогресс-Традиция, 2018.

Автор работы существенно пересматривает общепринятые представления о возникновении философии Шопенгауэра и влияниях, которые испытал философ во время формирования своей системы. Прежде чем быть зафиксированной в первом томе трактата «Мир как воля и представление», философия Шопенгауэра за период с 1806 по 1816 гг. прошла несколько этапов развития, в ходе которых не только постоянно трансформировались ее ключевые категории и понятия, но и изменялись глубинные мировоззренческие интенции автора. В монографии реконструируются содержательные особенности философии Шопенгауэра и ее генезиса, связанные с определяющей ролью немецкой классической философии в процессе ее формирования.

 

Старовойтов В.В. Психоанализ в портретах. М.: ИФ РАН, 2018.

Данная монография посвящена анализу основных школ «ортодоксального» и современного психоанализа в ХХ–XXI вв. В ней не просто исследуется современное состояние психоанализа, но и прослеживаются генеалогия, эволюция и взаимное влияние различных его школ, а также соответствие между школами современного психоанализа и различными философскими течениями: герменевтикой, феноменологией, философией диалога.

Во введении дается краткое описание различных направлений, возникших в психоанализе в ХХ–XXI вв. Далее рассматриваются: классический психоанализ (З. Фрейд, А. Фрейд, Х. Хартманн); неофрейдизм (К. Хорни, Э. Фромм, Г.С. Салливан); венгерский психоанализ (Ш. Ференци, М. Балинт); британский психоанализ (М. Кляйн, У. Бион, Д. Винникотт); современный психоанализ (Х. Кохут, интерсубъективный подход, В. Тэхкэ); российский психоанализ (Е.В. Левин). В заключении подводится итог тем значительным изменениям в теоретической и практической областях, которые претерпел психоанализ в ХХ–XXI вв.

 

Марсель Г. Люди против человеческого / Сост., вступ. статья, пер. с франц., примечания В.П. Визгина. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.

Книга основоположника французского экзистенциализма Габриэля Марселя (1879–1973) посвящена социальной философии  применительно к самым актуальным проблемам европейской цивилизации, обозначившимся со всей трагической остротой после окончания Второй мировой войны. Основой для развиваемого Марселем подхода к этим остающимся злободневными сюжетам мировой философии выступают принципы христианского гуманистического миросозерцания. Французский мыслитель, используя  феноменологический метод, анализирует такие явления, как «техники унижения» достоинства человека, «фанатизированное сознание», пропаганда, кризис духовных и нравственных ценностей в массовом обществе, упадок духа бескорыстного служения, технократизация и бюрократизация социума и т. д. Марсель  не ограничивается  психолого-социологическим уровнем анализа, пытаясь  раскрыть метафизические основания этих проблем, что было характерно, например, для Карла Ясперса и Романо Гвардини, с которыми его анализ в известной мере коррелирует, но не совпадает.

В приложении дается перевод статьи выдающегося ученика Марселя Поля Рикёра, посвященной этой книге и помогающей читателю глубже понять социальную мысль его учителя.

 

Мильян-Пуэльес А. Структура субъективности / Пер. с исп. Г.В. Вдовиной / М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.

Книга испанского философа Антонио Мильян-Пуэльеса (1921–2005) «Структура субъективности» принадлежит к области философской психологии. Общий подход Мильяна к теме и способ ее представления вписываются в основной тренд испанской философии периода франкизма и разделяют ее общие характерные черты. Говоря более конкретно, эта философия, во-первых, использует понятийный и терминологический ресурс схоластики и, во-вторых, пользуется методом феноменологической дескрипции с целью обретения доступа к онтологическим основаниям реальности.

 

Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. Общая редакция А.М. Руткевича. 2-е изд. М.: Канон+, 2018.

Эрнест Джонс (1879–1958) – известный психолог и психоаналитик, сыгравший основополагающую роль в становлении психоанализа в Англии и США, был учеником и од-
ним из ближайших сподвижников Зигмунда Фрейда более тридцати лет.

Данная книга составлена на основе написанной Э. Джонсом биографии Фрейда в трех томах и содержит обширную информацию о его жизни, научной деятельности и литературном наследии.

Автору удалось совместить глубочайшее уважение к наделенной яркой индивидуальностью личности Фрейда с бесстрастным научным анализом его сложной жизни, эволюции его мышления и творчества.

 

1.2. Аннотация на англ. яз. на одну важнейшую книгу

Vdovina I.S. Paul Ricoeur: On the “Champs-Elysees” of Philosophy. Moscow: Kanon+, 2018.

The book is dedicated to the study of philosophical ideas and career of the prominent French thinker P. Ricoeur (1913–2005). The author seeks to show the uniqueness of intellectual stance of Ricoeur, whose purpose was to comprehend the deep unity of philosophical knowledge.

 

2.      ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ

Блауберг И.И. Феликс Равессон и философский проект Ксавье Леона // Историко-философский ежегодник’ 2018. М.: Аквилон, 2018. C. 168–178. ISSN 0134-8655. DOI 10.21267/AQUILO.2018.33.21034 (РИНЦ)

Блауберг И.И. О некоторых философских сюжетах в творчестве Марселя Пруста // Филос. науки. 2018. № 9. С. 78–95. ISSN 0235-1188. DOI 10.30727/0235-1188-2018-9-78-95 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory)

Блауберг И.И. Анри Делакруа и его философские интересы // Филос. науки. 2018. № 9. С. 18–27. ISSN 0235-1188. DOI 10.30727/0235-1188-2018-9-18-27 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory)

Блауберг И.И., пер. с франц.: Равессон Ф. Метафизика и мораль // Историко-философский ежегодник’ 2018. М.: Аквилон, 2018. С. 179–199. ISSN 0134-8655. DOI 10.21267/AQUILO.2018.33.21035 (РИНЦ)

Блауберг И.И., пер. с франц.: Делакруа А. О логической структуре сновидения // Филос. науки. 2018. № 9. С. 28–43. ISSN 0235-1188. DOI 10.30727/0235-1188-2018-9-28-43 (РИНЦ)

Блауберг И.И. Уроки микроистории: О Виталии Горохове и его книге // Вопр. философии. 2018. № 4. С. 174–177. ISSN 0042-8744 (WebofScience, ERICHPLUS)

Вдовина Г.В. Понятие блага в «Метафизических рассуждениях» Франсиско Суареса // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 78. С. 93–106. ISSN 1991-640X. DOI 10.15382/sturI201878.93-106 (РИНЦ, ERIH PLUS, КиберЛенинка)

Вдовина Г.В. Антонио Мильян-Пуэльес и легкая проблема сознания // Филос. науки. 2018. № 5. С. 71–90. ISSN 0235-1188. DOI 10.30727/0235-1188-2018-5-71-90 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory)

Вдовина Г.В. Интенциональный термин или интенциональный объект? К позднесхоластическим параллелям нововременной интенциональной философии // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2018. Т. 11. № 4. С. 5–20. ISSN 2072-0726. DOI 10.21146/2072-0726-2018-11-4-5-20 (RSCI, Ulrich’s Periodicals Directory, EBSCO, ERIH PLUS, РИНЦ, КиберЛенинка)

Вдовина Г.В. Антонио Тромбетта в контексте падуанской францисканской традиции // Философская антропология. 2018. Т. 4. № 2. С. 91–102. ISSN 2414-3715. DOI 10.21146/2414-3715-2018-4-2-91-102 (РИНЦ, КиберЛенинка)

Вдовина Г.В. Поздние томисты и иезуиты о ментальной речи: структурно-онтологические аспекты // ESSE: философские и теологические исследования. 2018. Том 3. № 1. С. 235–262. ISSN 2542-1107. DOI 10.31119/essephts.2018.3.1.13 (РИНЦ)

Визгин В.П. Бердяев и Марсель в интеллектуальном контексте предвоенной Франции // Филос. науки. 2018. № 1. С. 92–115. ISSN 0235-1188. DOI 10.30727/0235-1188-1-44-67 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory)

Джохадзе И.Д. Был ли Рорти аналитическим философом? // История философии. 2018. Т. 23. № 1. С. 5–16. ISSN 2074-5869. DOI 10.21146/2074-5869-2018-23-1-5-16 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory, EBSCO, ERIH PLUS)

Джохадзе И.Д. «Прагматизм как образ жизни»: Хилари Патнэм и Рут Анна Патнэм о философском наследии Джеймса и Дьюи // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 44. C. 269–277. ISSN 1998-863X. DOI10.17223/1998863Х/44/25 (Web of Science)

Джохадзе И.Д. Прагматизм // Философская антропология. 2018. Т. 4. № 1. С. 231–243. ISSN 2414-3715. DOI 10.21146/2414-3715-2018-4-1-231-243 (РИНЦ, КиберЛенинка)

Джохадзе И.Д. История философии как этология // Логос. 2018. Т. 28. № 6. С. 234–243. ISSN 0869-5377. (Scopus, RSCI, РИНЦ, EBSCO, UlrichsWeb)

Золотков Г.А. О возвращении к метафизике в аналитической философии сознания // Филос. науки. 2018. № 10. С. 130–142. ISSN 0235-1188. DOI 10.30727/0235-1188-2018-10-130-142 (РИНЦ, Ulrich’sPeriodicals Directory)

Коростиченко Е.И., пер. с нем.:  Хоннет А. Мораль в «Капитале». Попытка пересмотра марксистской критики политической экономии // Филос. науки. 2018. № 4. С. 45–62. ISSN 0235-1188. DOI10/30727/0235-1188-2018-4-45-62 (РИНЦ, Ulrich’sPeriodicals Directory)

Коростиченко Е.И. Эволюционный гуманизм и религия в интерпретации Михаэля Шмидта-Саломона // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 79. С. 56–73. ISSN 1991-640X. DOI 10.15382/sturI201879.56-73 (РИНЦ)

Мачульская О.И.  Концепция Андре Конт-Спонвиля: эго-философия как размышление от первого лица // Филос. науки. 2018. № 12. С. 127–143. ISSN 0235-1188. DOI  10.30727/0235-1188-2018-12-127-143 (РИНЦ, Ulrich’sPeriodicals Directory)

Михайлов И.А. Неопределенность феноменологии // Философия и культура. 2018. № 11. С. 66–77. ISSN 1999-2793. DOI 10.7256/2454-0757.2018.11.28380 (EBSCO, ERIHPLUS)

Михайлов И.А. Социологические начала философии М. Шелера // Социодинамика. 2018. № 12. C. 41–51. ISSN 2409-7144. DOI 10.25136/2409-7144.2018.12.28397 (EBSCO, ERIHPLUS)

Михайлов И.А. Полиграфическое единство ранней феноменологии // Философская мысль. 2018. № 12. С. 72-82. ISSN 2409-8728. DOI 10.25136/2409-8728.2018.12.28407 (РИНЦ, Ulrich’sPeriodicalsDirectory). [Электронный ресурс] URL: http://e-notabene.ru/fr/contents_2018_12.html

Михайлов И.А. Шелер в тени феноменологии Гуссерля // Философия и культура. 2018. № 12. С. 28–39. ISSN 1999-2793. DOI 10.7256/2454-0757.2018.12.28481 (EBSCO, ERIHPLUS)

Михайлов И.А. Проблемы восприятия в феноменологии Гуссерля // Наука, техника и образование. 2018. № 12. (53). ISSN 2312-8267. DOI 10.20861/2312-8267-2018-53-003 (Ulrich’sPeriodicals Directory)

Старовойтов В.В. Хорни о последствиях невротического развития личности и способах их преодоления // История философии. 2018. Т. 23. № 2. С. 95–102. ISSN 2074-5869. DOI 10.21146/2074-5869-2018-23-2-95-102 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory, EBSCO, ERIH PLUS)

Чикин А.А. Александр Пфендер и новая наука о воле // Филос. науки. 2018. № 5. С. 91–102. ISSN 0235-1188. DOI 10.30727/0235-1188-2018-5-91-102 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory)

Чикин А., пер. сфранц.: КаниБ.ПольГоген, философимузыкантцвета // Филос. науки. 2018. № 9. С. 129–144. ISSN 0235-1188. DOI 10.30727/0235-1188-2018-9-129-144 (РИНЦ, Ulrich’sPeriodicals Directory)

Чикин А.А., пер. с англ.: Захави Д. [Реплики в дискуссии.] Феноменологическое эпохе и буддийская медитация // Вопр. философии. 2018. № 1. С. 160–169. ISSN 0042-8744 (WebofScience, ERICHPLUS)

Чикин А.А. Диалоги российских и буддийских ученых о природе сознания: обзор конференции (в соавторстве) // Вопр. философии. 2018. № 4. С. 208–215. ISSN 0042-8744 (WebofScience, ERICHPLUS)

 

 

3.      ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЧИХ ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ

Публикации в журналах, которые не вошли в пункт 2.

Вдовина Г.В., пер. с франц.: Анри М. Я есмь истина. К философии христианства (Введение и гл. 1) // Культурология. 2018. № 1 (84). С. 196–217. (Перевод. ISSN 2073-5588. РИНЦ)

Михайлов И.А. Начала немецкой философской социологии: вклад В. Дильтея // Социология. 2017. № 4. С. 231–240. ISSN 1812-9226 (РИНЦ) – не вошло в отчет 2017 года.

Россиус Ю.Г., пер. с итал.: Яковенко Б.В. Статьи из итальянской газеты «Россия» 1917–1918 гг. // Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. 2018. № 8. С. 87–99. (Перевод. ISSN 2313-7517. РИНЦ)

 

Статьи в коллективных монографиях, сборниках, материалах конференций.

Блауберг И.И. [Выступления] // Философский журнал как феномен интеллектуальной культуры. К 70-летию журнала «Вопросы философии» / Отв. ред.-сост. А.А. Гусейнов, Б.И. Пружинин, науч. ред. Т.Г. Щедрина. М.; СПб.: ЦГИ Принт, 2017. С. 141–144, 285–289 (1000 экз. ISBN 978-5-98712-784-1) – не вошло в отчет 2017 года.

Визгин В.П. Александр Михайлов: опыт философской характеристики // Жизнь в науке: Ал. В. Михайлов – исследователь литературы и культуры. М.: ИМЛИ РАН, 2018. С. 24–47 (300 экз. ISBN: 978-5-9208-0541-6)

Визгин В.П. Александр Михайлов: встреча и резонанс идей // Жизнь в науке: Ал. В. Михайлов – исследователь литературы и культуры. М.: ИМЛИ РАН, 2018. С. 400–406 (300 экз. ISBN: 978-5-9208-0541-6)

Визгин В.П. Вспоминая Регину Карпинскую // Философия в новом диалоге с природой. К 90-летию со дня рождения Р.С. Карпинской: Материалы Международной конференции / Отв. ред. Ю.В. Хен. М.: ИФ РАН, 2018. С. 133–147 (500 экз. ISBN 978-5-9540-0338-3)

Джохадзе И.Д. Прагматизм и его история // Прагматизм и его история: Современные интерпретации / Отв. ред. И.Д. Джохадзе / Пер. с англ. А.А. Веретенникова, И.Д. Джохадзе, А.Г. Жаворонкова, Г.А. Золоткова, Е.И. Коростиченко, Ю.Г. Россиус, А.А. Чикина.  М.: Академический проект, 2018. С. 9–20 (1000 экз. ISBN 978-5-8291-2307-9)

Джохадзе И.Д. пер. с англ.: Бернстайн Р., Дэниш Р., де Кастро С., Ливингстон Дж., Малецки В., Малуа С., Романо К., Фестль М., Ченгбинг В. [Ответы на вопросы интервью] // Прагматизм и его история: Современные интерпретации / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: Академический проект, 2018. С. 33–35, 62–63, 65, 81–82, 99–104, 105–106, 150–151, 178, 212–213 (1000 экз. ISBN 978-5-8291-2307-9)

 Золотков Г.А., пер. с англ.: Анжель П.; Батлер Б.; де Вааль К.; Маркетти С.; Мисак Ш.; Окс П., Оксьер Р.; Пилстрём С.; Салливан Ш.; Талисс Р.; Фиш С.; Хаак С.; Хакет Дж. Э.; Шерлин П. [Ответы на вопросы интервью] // Прагматизм и его история: Современные интерпретации / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: Академический проект, 2018. С. 26–27, 28–32, 39–42, 107–113, 115, 128–133, 134–136, 137–138, 152–153, 164–169, 179, 199–203, 204–210, 214–218 (1000 экз. ISBN 978-5-8291-2307-9)

Коростиченко Е.И., пер. с англ.: Риденфельт Х., Форстер П. [Ответы на вопросы интервью] // Прагматизм и его история: Современные интерпретации / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: Академический проект, 2018. С. 146–149, 180–198 (1000 экз. ISBN 978-5-8291-2307-9)

Россиус Ю.Г., пер. с англ.: Райдер Дж., Сидорски Д. [Ответы на вопросы интервью] // Прагматизм и его история: Современные интерпретации / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: Академический проект, 2018. С. 139–144, 154–163 (1000 экз. ISBN 978-5-8291-2307-9)

Чикин А.А., пер. с англ.: Бойсверт Р., Ишида М., Макбет Д., Нагль Л., Хун Т.С. [Ответы на вопросы интервью] // Прагматизм и его история: Современные интерпретации / Отв. ред. И.Д. Джохадзе. М.: Академический проект, 2018. С. 36–38, 64, 85–94, 117–119, 211 (1000 экз. ISBN 978-5-8291-2307-9)

Чикин А.А. «Улучшение человека» – модификация тела // Философия и социология техники в XXI веке. К 70-летию В.Г. Горохова / Под общей редакцией И.Ю. Алексеевой, А.А. Костиковой, А.Ф. Яковлевой. М.: Аквилон, 2018. С. 272–276.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии с целями и задачами годового этапа плана НИР в отчетный период проведена работа по исследованию философских идей и произведений малоизученных в России западных мыслителей (А. Делакруа, А. Мильян-Пуэльес, Р.А. Патнэм и др.). Введен в оборот ряд новых текстов.

Всесторонне исследовано раннее философское творчество А. Шопенгауэра, осуществлен перевод фрагментов рукописного наследия мыслителя. Раскрыто значение трактата «О четверояком корне закона достаточного основания» как пропедевтики к новой метафизике Шопенгауэра. Специально рассмотрен вопрос о влиянии Г.Э. Шульце на шопенгауэровскую рецепцию немецкого идеализма.

Предложена реконструкция истории зарождения и развития американского прагматизма в конце XIХ, ХХ и начале ХХI вв. Выдвинута гипотеза, согласно которой прагматизм в качестве «метода улаживания философских споров» может внести позитивный вклад в сближение и взаимообогащение аналитической и континентальной традиций мысли.

На материале философских курсов XVII в. впервые рассмотрены концепции когнитивной интенциональности (Ж. Пуансо, С. Спинола, Д. Леоне и др.), тем самым восполнен пробел в понимании истоков современной философии сознания.

Исследована философская эволюция П. Рикёра; показано, что определяющее влияние на мыслителя оказали традиции рефлексивной философии, феноменологии, герменевтики и философии языка.

Рассмотрены социально-философские взгляды Г. Марселя, в частности, критика им технократической цивилизации и общества потребления, отчасти сближающая философа с теоретиками франкфуртской школы. Показано, что в основе марселевского подхода к исследованию социальных проблем лежали принципы христианского гуманизма (перспективу духовного возрождения и оздоровления западного общества Марсель связывал с «респиритуализацией европейского сознания»).

В обзорном исследовании, предваряющем публикацию статьи А. Делакруа «О логической структуре сновидения», предложен анализ концепции этого малоизвестного в России мыслителя, ученика А. Бергсона. Будучи противником ассоцианизма и психического атомизма, Делакруа развивал трактовку душевной жизни человека с точки зрения целостности, рассматривая различные проявления сознания и бессознательного в их внутренней взаимосвязи. Раскрыто влияние, оказанное на философа Бергсоном и Ф. де Соссюром.

На основе анализа концепций Н. Хомского, Дж. Сёрла и ряда других мыслителей показано, что антиметафизическая направленность аналитической философии сознания ХХ в., вопреки распространенному мнению, не была ни доминирующей, ни решающей. Предпосылки «возрождения» метафизики в рамках данного направления обнаружены в работах К. Гемпеля и Г. Райла.

Представлено творчество малоизученного в России испанского мыслителя А. Мильян-Пуэльеса, для которого характерно соединение феноменологического дескриптивного метода с классическими темами и подходами аристотелевско-схоластической онтологии. На примере книги Мильян-Пуэльеса «Структура субъективности» проанализированы общие особенности испанской философии франкистского и постфранкистского периодов.

Исследованы основные направления и школы современного психоанализа (Эго-психология, теория объектных отношений и др.). Показано, что к концу ХХ в. на смену позитивистской модели научной объективности, характерной для классического психоанализа, пришла концепция «психологического поля», складывающегося между аналитиком и пациентом. Данная концепция характерна для ряда наиболее перспективных версий психоанализа ХХ–ХХI вв.

Результаты научных исследований отражены в публикациях сотрудников сектора, в том числе в 7 монографиях.

 графиях.