Институт Философии
Российской Академии Наук




  2018 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории антропологических учений » Результаты научно-исследовательской работы сектора » 2018 год

2018 год

В 2018 г. началась разработка темы «Соотношение философских и научных знаний в современных учениях о человеке», главной целью которой стало обозначение важнейших сторон изучения заявленной темы, а также исследование влияния научных открытий на философское постижение человека.

 

Важнейшие результаты научных исследований, достигнутые сектором за отчетный период:

  • Выявлены парадигмальные сдвиги в понимании человека в истории философии: классическая антропология, экзистенциально-феноменологический проект человека, ницшеанский переворот в антропологии и неклассическая антропология, дан их подробный анализ. Показано, что радикальный отказ от достижений классической антропологии разрушил преемственность в эволюции философского толкования человека (Гуревич П.С. Классическая и неклассическая антропология: сравнительный анализ. М.; СПб.: Центр гуманитар. инициатив, 2018. 496 с.).
  • Проведён аналитический разбор современных антропологических экспертиз учения Гегеля. Критическому анализу подверглось убеждение, будто именно антропологическая тема служила подножием всей философской системы Гегеля (Гуревич П.С. Тема человека в философском наследии Гегеля // Филос. журн. 2018. Т. 11. № 2. С. 72–90).
  • Доказано, что идеи Ницше послужили переходным этапом от классической парадигмы к неклассической. Прослежены истоки деконструкции эссенциалистского понимания субъекта, послужившие отправной точкой в современных науках о человеке (Рахмановская Е.А. Ф. Ницше против метафизики и эссенциализма // Филос. школа. 2018. № 3. С. 121‑129). Ницше представлен как проницательный феноменолог эмоционального мира человека (Гуревич П.С. Ницше о человеческих страстях // Вопр. филос. 2018. № 8. С. 42–51).
  • Наряду с неоспоримыми достижениями обозначены определённые недостатки неклассической антропологии. Вытравляя идею человека, лишённого сущности, природы, специфики, исследователи, с одной стороны, привнесли множество парадоксальных ходов мысли, практических идей в антропологическую теорию, а с другой стороны, сознательно устранились от анализа конкретных сторон жизни современного человека (Гуревич П.С. Философская антропология утрачивает свой канонический облик // Филос. школа. 2018. № 4. С. 9–13).
  • Обозначены критерии и методы исследования в современных науках о человеке. Особое внимание уделено анализу новых дискурсивных практик. Выявлено, что акценты в них существенно смещаются. Современные дискурсивные практики провозглашают антропологическую экспансия на территорию социального (Спирова Э.М. Новые дискурсивные практики // Socio Time. 2018. № 1(13). С. 33‑48).
  • Проведён анализ соотношения науки и философии. Показано, что потребность в создании нового представления о человеке сегодня связана с изменением научной картины мира (квантовой парадигмы). Прежние описательные (эссенциалистские) принципы утратили свою эвристичность. Намечены основные достижения научного знания, требующие развёрнутой философской трактовки (Гуревич П.С. Классическая и неклассическая антропология: сравнительный анализ. М.; СПб.: Центр гуман. инициатив, 2018. 496 с.).