Институт Философии
Российской Академии Наук




  2007 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор теории познания » Основные научные результаты » 2007 год

2007 год

Научный отчёт сектора теории познания ИФ РАН за 2007 год


Важнейшие результаты

 

Проанализированы современные дискуссии между объективизмом и релятивизмом, реализмом и анти-реализмом в современной эпистемологии и науках о человеке. Выявлены основные типы современного эпистемологического реализма (прямой реализм, метафизический реализм, научный реализм, референциальный реализм) и исследованы взаимоотношения между ними. Исследовался конструктивизм в эпистемологии (инструментализм, операционализм, радикальный эпистемологический конструктивизм, социальный конструкционизм) и в таких дисциплинах, как психология, социология, когнитивная наука. Обоснован тезис о формировании нового видения мира путём смены методов осмысления реальности, когда восприятие её как данности заменяется проективно-конструктивным отношением к ней и выражается посредством способов её репрезентации в виде моделей, конструкций, схем, проектов, в том числе социальных. Показано, что специфика современного этапа научного познания связана с усилением технологических аспектов научной деятельности и в связи с этим формированием т.н. технонауки. В этом контексте была формулирована эпистемологическая позиция конструктивного реализма как снимающего традиционную дихотомию реализма и конструктивизма и показана возможность построения исследовательских программ в науках о человеке на основе этой философской позиции. Выявлены противоречия между жизненным миром человека и развитием современного научного знания и конструктивно-проективной деятельности. Обоснована роль нравственности как ограничителя саморазрушительной силы ничем не ограниченного познания (Познание, понимание, конструирование /Под ред. В.А.Лекторского).

Исследованы взаимоотношения между познанием, пониманием и конструированием. Предложена интерпретация понимающего подхода к семиотическим объектам как аналогичного построению феноменологических теорий в естественных науках. Проанализирована роль символа как структуры сознания и как объективации знания в понимании и конструкции реальности на материале психоанализа и структурной антропологии (Там же).

Показано, что развитие специальных дисциплин, изучающих познавательную деятельность (когнитивная науки, специальные когнитивные дисциплины) придаёт новую форму классическим эпистемологическим проблемам относительно статуса ментальных репрезентаций, «внешнего» и «внутреннего» в познании, проблемы познаваемой реальности. Обоснован тезис о возможности рассмотрения ментальных операций, телесных действий и той части внешней реальности, которая является непосредственным объектом познания, в качестве компонентов единой когнитивной системы (В.А.Лекторский в кн.: Когнитивный подход: философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины. М., 2007).

Выявлено, что характерное для классической эпистемологии понимание веры и знания как взаимно исключающих друг друга сменяется пониманием их сложного переплетения и взаимной зависимости в современной науке и культуре. В этой связи проанализирована роль веры и доверия как необходимых условий возможности знания – как обыденного, так и научного (Лекторский В.А. Вера и знание в современной культуре // Вопр. философии. 2007. № 2).

Показана роль философских категорий в решении ряда актуальных проблем эпистемологии: объективизма и релятивизма, теории тождества и теории семейных сходств, номинализма и реализма и др. (Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. М., 2007).

 

Книги


  • Когнитивный подход: Философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины /Отв. ред. В.А.Лекторский. М.: Канон+; Реабилитация, 2007. 463 с. (24,36 а.л.).
  • Левин Г.Д. Философские категории в современном дискурсе. М.: Логос, 2007. 204 с. (а.л.).
  • Лекторский В.А. Философия в современной культуре. СПБ.: Изд-во СпбГУП, 2007. 15 с. (1,5 а.л.).

 

Статьи

 

  • Автономова Н.С. Между профессионализмом и универсальностью (пробл. образования в совр. России // Тр. научн. семинара «Философия – образование – общество». Т. 4. М., 2007 (0,55 п.л.).
  • Автономова Н.С. Ориентации и превращения философии в современной России // Опубликовано на сайте Ин-та Восток-Запад при Высш. нормал. Шк. Лиона (Institut Est-West, Ecole normale superieure de Lyon). (0,75 а.л.).
  • Левин Г.Д. О принципах диалога материалистов с верующими // Вопр. философии. 2007. № 6 (0,4 а.л.).
  • Левин Г.Д. О трех видах релятивизма // Вопр. философии. 2007. № 7 (1 а.л.).
  • Левин Г.Д. Противоположности и противоречия // Эпистемология& философия науки. 2007. Т. XI. № 1 (1 а.л.).
  • Левин Г.Д. Три взгляда на природу общего // Вестн. Акад. наук. 2007. № 11 (1,1 а.л.).
  • Лекторский В.А. «Вопросам философии» 60 лет // Вопр. философии. 2007. № 7 (0,25 а.л.).
  • Лекторский В.А. Вера и знание в современной культуре // Вопр. философии. 2007. № 2 (1 а.л.).
  • Лекторский В.А. Выступление на Круглом Столе «Александр Зиновьев – мыслитель и человек» // Вопр. философии. 2007. № 4 (0,25 а.л.).
  • Лекторский В.А. Выступление на Круглом Столе «Гуманитарная наука как предмет философско-методологического анализа» // Вопр. философии. 2007. № 6 (0,25 а.л.).
  • Лекторский В.А. Выступление на Круглом Столе «Обсуждение книги В.С.Стёпина «Философия науки: общие вопросы» // Вопр. философии. 2007. № 10 (0,25 а.л.).
  • Лекторский В.А. Кант, радикальный эпистемологический конструктивизм и когнитивная наука // Когнитивный подход: Философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины. М., 2007 (1 а.л.).
  • Лекторский В.А. О настоящем и будущем (размышления о философии) // Вопр. философии. 2007. № 1 (1 а.л.).
  • Лекторский В.А. Философия и исследование когнитивных процессов // Когнитивный подход: Философия, когнитивная наука, когнитивные дисциплины. М., 2007 (1 а.л.).
  • Мудрагей Н.С. Страсти души по Декарту // Филос. науки. 2007. № 10 (0,6 а.л.).
  • Новиков А.А. Идеал // Культурология: Энцикл. М., 2007 (0,25 а.л.).
  • Новиков А.А. Интуиция // Там же (0,5 а.л.).
  • Новиков А.А.О парадоксе объективности и роли не-объектных факторов в познании // Филос. науки. 2007. № 12 (1 а.л.).
  • Розов М.А. Идея университетского образования // Высш. образование в России. 2007. № 6 (0,6 а.л.).
  • Розов М.А. Не субстанция, а волна… (Выступление в панельной дискуссии) // Эпистемология & Философия науки. 2007. Т. XIII. № 3 (0,2 а.л.).
  • Розов М.А. Нормативная структура науки // Этос науки. М., 2007 (1 а.л.).
  • Розов М.А. Проблема понимания и объяснения в гуманитарных науках // Философия. Общество. Культура. Самара, 2007 (1,3 а.л.).
  • Розов М.А. Проблемы социальной мимикрии // Социальные трансформации. Вып. 13–14. Материалы международного коллоквиума. Смоленск, 2007 (0,5 а.л.).
  • Труфанова Е.О.Идеальное государство // Хорошо информированные источники. 2007. № 1.
  • Фарман И.П. Адорно Т.В., Беньямин В., Вагнер Р., Воображение, Гёльдерлин Ф., Георге С., Гофмансталь Г., Жизненный мир, Коммуникативная рациональность, Манн Томас, Маркузе Г.; Образ, Фантазия, Франкфуртская школа, Хабермас Ю., Хоркхаймер М., Язык // Культурология: Энцикл. Т. 1. М., 2007. С. 40–46, 183–185, 293–298, 386–389, 427–430, 435–437, 498–502, 643–646, 957–959, 1233–1238, 1251–1254; Т. 2. 97–99, 783–786, 850–852, 865–868, 894–896, 1150–1154.
  • Черткова Е.Л. «Правильно расставить акценты» – панельная дискуссия // Эпистемология и философия науки. 2007. № 4 (0,1 а.л.).