Институт Философии
Российской Академии Наук




  Познание, сознание, язык, текст в контексте современных когнитивных наук и междисциплинарных исследований человека
Главная страница » Ученые » Проекты и направления научной работы » Познание, сознание, язык, текст в контексте современных когнитивных наук и междисциплинарных исследований человека

Познание, сознание, язык, текст в контексте современных когнитивных наук и междисциплинарных исследований человека

Познание, сознание, язык, текст

в контексте современных когнитивных наук и междисциплинарных исследований человека

2020–2024. Рег. номер: АААА-А20-120041490035-7, 223021100034-6

Руководитель – академик РАН, д.филос.н. В.А. Лекторский

Координатор – д.филос.н.  Е.О. Труфанова

 

Основная цель проекта – комплексный анализ ключевых проблем в области философских исследований познания, сознания, языка и текста в контексте современных когнитивных наук и междисциплинарных исследований человека,  демонстрация преимуществ философской методологии для решения данных проблем. В-частности, будет проанализирован ряд современных направлений в теории познания (различные формы конструктивизма, реализма, энактивизма и др.), будут проведены исследования различных аспектов проблемы сознания (проблема субъективной реальности, личностной идентичности, когнитивного бессознательного, содержания сознания, искусственного интеллекта и др.). Также будут рассмотрены современные подходы к проблемам взаимосвязи языка и мышления, коммуникации, диалога, нарратива и дискурса. Исследования на стыке эпистемологии, философии языка и логики, предполагающие углубленное изучение связей между теорией знаков и логикой, будут положены в основу решения фундаментальных вопросов происхождения логики и ее роли в процессе познания. Будет эксплицирована методологическая специфика наук о человеке и проанализирована возможность методологического изоморфизма гуманитарного и естественнонаучного знания. Отдельное внимание будет уделено роли ценностных аспектов в познавательной деятельности, а также соотношению онтологии и эпистемологии в исследованиях познания, сознания и языка. В результате будут выявлены и сформулированы наиболее перспективные подходы к решению данных проблем, учитывающие данные междисциплинарных исследований, но базирующиеся в первую очередь на философских методах. 

 

Современная ситуация в исследованиях познавательной деятельности человека и его сознания разворачивается в условиях доминирования естественнонаучного подхода. Нейронаука, когнитивные науки выходят на первый план, претендуя на возможность исключительно естественнонаучного объяснения феноменов сознания и познавательных процессов. Однако данные эмпирических исследований мозга и телесной активности познающего субъекта, объем которых постоянно увеличивается, не столько решают имеющиеся проблемы, сколько ставят новые вопросы, которые требуют всестороннего междисциплинарного осмысления. В связи с этим становится все более актуальной проблема выработки адекватных современной ситуации теорий познания и сознания человека, которые учитывали бы новые эмпирические данные с сохранением баланса между естественнонаучными и социогуманитарными методами исследования человека, его познавательных способностей и сознания.