Институт Философии
Российской Академии Наук




  2020 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем творчества » Научные отчеты сектора » 2020 год

2020 год

Примечание: С 2020 по 2022 гг. сектор осуществляет работу в рамках темы государственного задания: «Познание, сознание, язык, текст в контексте современных когнитивных наук и междисциплинарных исследований человека».Подтемой сектора в рамках означенного проекта является философско-методологический анализ творчества как смыслообразующей деятельности человека. Предметом исследования является анализ процессов смыслообразования в естественном, научном и поэтическом языках, творческом бессознательном и неявном знании. В фокусе исследовательского внимания и культурообразующая роль творческой деятельности человека, ее функция в социокультурной идентификации личности, а также дискуссионные аспекты творческой составляющей цифровой гуманитаристики.

 

 НАУЧНЫЙ ОТЧЕТ СЕКТОРА ЗА 2020г.

(руководитель – доктор филос. наук Н.М. Смирнова

«Познание, сознание, язык, текст в контексте современных когнитивных наук и междисциплинарных исследований человека».

 

ВВЕДЕНИЕ

Объект исследования: Объект исследования: познание, сознание и творчество в контексте современных когнитивных наук и междисциплинарных исследований человека. Предмет исследования: философско-методологический анализ творчества как смыслополагающей деятельности человека.

Актуальность исследования: Преодоление наличной разобщенности философских и когнитивно-научных исследований познавательной деятельности человека и структур его субъективной реальности. Анализ когнитивных презумпций междисциплинарного синтеза философских и когнитивно-научных исследований познания и сознания в парадигме конструктивного реализма.

Цели и задачи: Исследование порождающих структур смыслообразования в философском, научном и поэтическом языке, творческом бессознательном и неявном знании – как предпосылки и составной части всеобщей философской теории Разума.

Методология: Использован эвристический потенциал конструктивно-реалистического подхода в современной эпистемологии, а также взаимодополнительность методов концептуального и теоретико-сложностного анализа, историко-философской и историко-научной реконструкций, когнитивной герменевтики и логико-методологического анализа. Использованы также и методы феноменологического анализа, телесно-ориентированные и психолингвистические подходы.

Важнейшие результаты исследований

Эксплицированы методологические презумпции исследования творчества в парадигмах конструктивного реализма, телесно-ориентированных подходах, постнеклассической герменевтике (Смирнова Н.М. Понятие творчества в контексте современной эпистемологии // Человек творческий: философия, психология и социология творчества. Международная междисциплинарная коллективная монография. М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 8–16; Смирнова Н.М. Философско-методологический анализ творческих процессов // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 6. М.: Голос, 2020. С. 7–24). Рассмотрена эволюция трансцендентально-феноменологической смыслообразующей субъективности в стратегиях современной постнеклассической герменевтики (Смирнова Н.М. Феноменологическая герменевтика в поисках когнитивного синтеза // Вопросы философии. 2020. № 12. С. 93–103). Эксплицирована методологическая специфика социально-гуманитарного знания на основе принципиального онтологического различия природного и социокультурного миров (Смирнова Н.М.. Социально-гуманитарное знание: специфика или иноприродность? // Философия науки и техники. 2020. Т. 25. №2. С. 7–10, 26–27). Исследован онтологический статус социокультурных объектов в парадигме постгуссерлевской феноменологии (Смирнова Н.М., Штыков Д.Р. Онтологический статус социокультурных объектов как предмет феноменологической критики (А. Шюц, Р. Ингарден) // Философский журнал. 2020. Т. 13. №4. С. 89–101). Предложена трехтактная модель интерпретации логики трансформации субъект-объектных отношений на разных стадиях творческой динамики в зависимости от изменения установочной позиции субъекта (Бескова И.А. Что исследование культуры может дать исследователю творчества // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 6, 2020. М.: Голос, 2020. С. 26–98). Выявлено теоретико-познавательное измерение поэтического творчества и типологическое сходство поэтического образа и идеального объекта науки (Моркина Ю.С. Лирика и экзистенция в научном и поэтическом познании // Философские науки. 2020. № 3(63). С. 56–74; Моркина Ю.С. Апперцепция и метафора в научном и поэтическом познании (К вопросу о теоретико-познавательных аспектах поэтического творчества) // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 6. М.: Голос, 2020. С. 99–134; Моркина Ю.С. К вопросу о творчестве и познании – научном и поэтическом // Человек творческий: философия, психология и социология творчества. Международная междисциплинарная коллективная монография. М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 142–150). Установлена необходимость расширения постнеклассических человекоразмерных подходов в познании и самоорганизации человека (Ярославцева Е.И. Потенциал цифровых технологий и проблемы творчества человека // Вопросы философии. 2020. № 11. С. 58–66). Обоснована ценность поливариантного метода решения проблем как диверсификации серии идей и гипотез (Майданов А.С. Поливариантный метод решения проблем // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 6, М.: Голос, 2020. С. 220–249). Проанализировано понятие «свободомудрия» как дополнительное к «свободомыслию» (Горелов А.А. Свободомудрие и антитворчество // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 6, 2020:М.: Голос, 2020. С. 136–182).

Возможная практическая применимость результатов исследования

Повышение эффективности творческих разработок в различных сферах человеческой деятельности – научной и художественной. Показана значимость исследования философских проблем творчества применительно к сфере образования (Смирнова Н.М. Образовательные стратегии в парадигме сценарного подхода // Высшее образование в современном мире: история и перспективы: Международная междисциплинарная коллективная монография. М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 134–141). Полученные результаты могут быть использованы в разработке методик развития творческих когнитивных способностей личности для решения гуманитарных проблем современного общества.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОТЧЕТА

Важнейший вклад философии в междисциплинарное иcследование Разума обусловлен ее непреходящим интересом к проблематике творчества как процессу порождения нового знания и новых культурных смыслов.

Подытожены важнейшие когнитивные презумпции исследования творчества в контексте современной философской теории познания. Эксплицированы методологические презумпции исследования творчества в различных исследовательских парадигмах (конструктивного реализма, телесно-ориентированных подходах и постнеклассической герменевтике); обоснована целесообразность взаимодополнительности их исследовательских стратегий (Смирнова Н.М. Понятие творчества в контексте современной эпистемологии // Человек творческий: философия, психология и социология творчества. Международная междисциплинарная коллективная монография. М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 8–16; Смирнова Н.М. Философско-методологический анализ творческих процессов // Философия творчества. Вып. 6 / Сост., ред. Смирнова Н.М., Бескова И.А. – М.: Голос, 2020. С. 7–24). Исследована эволюция трансцендентально-феноменологической смыслообразующей субъективности и стратегии развития современной постнеклассической герменевтики как инструмента реконструкции культурных смыслов (Смирнова Н.М. Феноменологическая герменевтика в поисках когнитивного синтеза // Вопросы философии. 2020. № 12. С. 93–103). Эксплицирована методологическая специфика социально-гуманитарного знания на основе принципиального онтологического различия природного и социокультурного миров: наличия/отсутствия смыслового измерения, конститутивного для социокультурной реальности. Показано, что пренебрежение интенциональным слоем идеальной предметности культуры ведет к искажающему овеществлению социальной реальности и артефактов культуры, редукуционизму натуралистического типа (Смирнова Н.М. Социально-гуманитарное знание: специфика или иноприродность? // Философия науки и техники. 2020. Т. 25. № 2. С. 7–10, 26–27). На основе анализа специфики социально-гуманитарного знания исследован онтологический статус социокультурных объектов в парадигме постгуссерлевского феноменологического анализа (Смирнова Н.М., Штыков Д.Р. Онтологический статус социокультурных объектов как предмет феноменологической критики (А. Шюц, Р. Ингарден) // Философский журнал. 2020. Т. 13. № 4. С. 89–101). Показана практическая значимость исследования философских проблем творчества применительно к сфере образования (Смирнова Н.М. Образовательные стратегии в парадигме сценарного подхода // Высшее образование в современном мире: история и перспективы: Международная междисциплинарная коллективная монография – М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 134–141).

Обоснована ограниченность экстенсионального подхода в плане возможностей формирования эффективных междисциплинарных моделей, обеспечивающих достижение качественного скачка в приращении знания. Сформулированы ключевые условия, необходимые для осуществления междисциплинарного синтеза (Бескова И.А. Философия творчества в истолковании феномена междисциплинарности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5–1(44). 2020. С. 110–120).

Проведен сопоставительный анализ двух различных логико-методологических позиций, характеризуемых как соответствующие ньютоновской и квантовой парадигмам само- и миропонимания. Показано, в чем – применительно к эффекту креативности – проявляется различие между ними, почему на основе второго подхода удается осмысливать более фундаментальные пласты реальности, достигая при этом более глубоких инсайтных усмотрений. Предложена трехтактная модель интерпретации логики трансформации субъект-объектных отношений на разных стадиях творческой динамики в зависимости от изменения установочной позиции субъекта (Бескова И.А. Что исследование культуры может дать исследователю творчества // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 6, 2020: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2020. С. 26–98).

Ю.С. Моркина вносит вклад в исследование эпистемологии поэтической реальности. Предмет ее исследования – теоретико-познавательные аспекты поэтического творчества как особой когнитивной деятельности человека. Рассмотрены проблемы когнитивной поэтики – одного из современных направлений англоязычных философских исследований с соответствующим понятийным аппаратом: когнитивная стилистика, когнитивная нарратология, когнитивное литературоведение. Показано, что объектом освоения (аналог научного исследования) в поэтическом произведении является целостный мир, не подразделяемый на объективную и субъективную реальность. Предметом выступают феномены сознания, порождение ими поэтических смыслов, создающих «модель мира» (Ю.М. Лотман). Показано типологическое сходство научных идеализаций и поэтических типизаций. Рассмотрены теоретико-познавательные функции метафоры и метафоризации – как в поэзии, так и в науке. Показано, как функционирует метафора в качестве познавательного средства. Произведено сравнение роли апперцепции и воображения в научном и поэтическом творчестве. (Моркина Ю.С. Лирика и экзистенция в научном и поэтическом познании // Философские науки. 2020. № 3(63). С. 56–74; Моркина Ю.С. Апперцепция и метафора в научном и поэтическом познании (К вопросу о теоретико-познавательных аспектах поэтического творчества) // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 6, 2020: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2020. С. 99–134; Моркина Ю.С. К вопросу о творчестве и познании – научном и поэтическом // Человек творческий: философия, психология и социология творчества. Международная междисциплинарная коллективная монография. М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. С.142-150). Рассмотрена фундаментальная для биологии проблема конститутивных признаков живого на примерах анализа нескольких направлений российской и советской биологической мысли: «Теоретической биологии» Э.С. Бауэра и «Теории биологического поля» А.Г. Гурвича (Моркина Ю.С. Структура живого вещества: основной вопрос биологии // Философия науки и техники. 2020. № 1. Т. 25. С. 31–45).

Акцентирована значимость постнеклассических человекоразмерных принципов познания и самоорганизации человека. Определена некорректность применения гуманитарных понятий для описания программных функций машин как «умных», «интеллектуальных», создающих риски в сфере самооценки человека (Ярославцева Е.И. Потенциал цифровых технологий и проблемы творчества человека // Вопросы философии. 2020. № 11. С. 58–66) Вместо термина «искусственный интеллект» предложено как более нейтральное понятие «киберлект» (Ярославцева Е.И. Цифровая гуманитаристика: междисциплинарность стратегий будущего // Горизонты гуманитарного знания. 2020. № 2. С. 3–29. [Электронный ресурс] URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/issue/view/81/showToc (Дата обращения: 14.11.20.)) Актуализирован этический подход к стереообразованию, виртуальной дополненной реальности, 3D-стереоочкам как к проблемному валеопространству, требующему гуманитарной экспертизы (Ярославцева Е.И. Цифровая гуманитаристика – тенденции и проблемы // Мифология века НТР: утопии, мифы, надежды и реальность новейших направлений науки. От Франкенштейна и эликсира бессмертия до «биокиборгов» и «постчеловека». М.: ЛЕНАНД, 2020. С. 416–432). Выявлена благоприятность образовательной технологии цифрового прототипирования для развития творчества человека с ОВЗ (Кувшинов С.В., Ярославцева Е.И. Сопряжения Hi-tech эстетики как возможность реабилитации творчеством // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 6, 2020: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2020. С. 250–280).

На основе анализа впервые переведенного на русский язык фрагмента работы М. Полани «Личностное знание» исследована природа способности животных к изобретательству. Показана эвристическая значимость используемого в биологии понятия морфогенетической эквипотенциальности, используемого М. Полани для описания процесса решения животными интеллектуальных задач и их изобретательской деятельности. Обоснован вывод, что в наибольшей степени когнитивная значимость индивидуальности проявляется в индивидуальном творчестве человека, которое может быть рассмотрено как результат эволюционного развития принципа эквипотенциальности (Филипенок С.А., пер. с англ. с коммент.: Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. Ч. 4: Познание и бытие. Гл. 11: Логика достижений (5–7) // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 6, 2020: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2020. С. 282–311). Обоснована значимость поливариантного метода решения проблем, помогающего формулировать целые серии идей, гипотез и теорий, которые затем связываются, соотносятся друг с другом, обособляются, диверсифицируются или наоборот, синтезируются. Показано, что чем больше вариантов искомого, тем выше вероятность истинности какого-либо из них. Новизна исследования заключается в определении места и времени событий, описанных в рассмотренном авестийском мифе о Йиме, их подлинного характера, в показе способа жизнедеятельности древних людей – благодаря соотнесению мифологических образов с научными данными. Охарактеризованы использованные в анализе мифа средства творческого мышления: образ, понятие, миф, гипотеза, теория (Майданов А.С. Поливариантный метод решения проблем // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 6, 2020: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2020. С. 220–249).

На основе анализа современной ситуации представлены две идеи: идея свободомудрия в ее соотношении со свободомыслием и идея антитворчества на примере тенденций в искусстве и научных разработок по созданию патогенов и их распространению. Показана связь понятия свободомудрия с проблемой творчества и необходимость ограничения безудержного стремления к новизне вопреки социальной значимости результатов (Горелов А.А. Свободомудрие и антитворчество // Философия творчества. Ежегодник. Вып. 6, 2020: Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2020. С. 136–182). Рассмотрена роль самотворчества в культуре: позиции различных философских школ античности – Платона, Аристотеля, киников, эпикурейцев и стоиков – в ракурсе трех типов духовных упражнений для самотворчества – упражнений «научиться жить», «научиться общению с другим», «научиться умирать». Показано, что практическая направленность античной философии создала методологию самотворчества – самоконтроль как способность не растрачивать себя в обыденной жизни и созерцание как способность к расширению сознания (Горелов А.А., Горелова Т.А. Роль самотворчества в становлении индивидуальности в Античности: духовное упражнение «научиться жить» // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 1. С. 54–72; Горелов А.А., Горелова Т.А. Роль самотворчества в становлении индивидуальности в Античности: духовные упражнения «научиться общению с Другим» и «научиться умирать» // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 68–83). Рассмотрено становление системной духовной практики самотворчества в учении Плотина как системы духовной практики в трехмерной системе координат: тело, душа, дух (Горелов А.А., Горелова Т.А.Самотворчество как восхождение в «горний мир»: духовная практика Плотина // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 3. С. 125–139). Пронализировано изменение содержания понятия «солидарности» через призму эволюционного императива (Горелов А.А., Горелова Т.А. Солидарность в эпоху коронавируса // III Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации: доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Москва, 11–12 марта 2020 г. / Под ред. А.В. Костиной, В.А. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2020. С. 110–120. [Электронный ресурс] URL: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/21 ISBN978-5-907194-74-8; Горелов А.А., Горелова Т.А. Экологическая солидарность как аспект эволюционного императива // Материалы XXIХ Международного симпозиума «Нетрадиционное растениеводство и биоземледелие. Экологичные селекция, семеноводство и генная инженерия. Космология и охрана био-ноосферы. Философия биополитики и экообразование в триединстве экономики, экологии и медицины». 8–12 сентября 2020 г., г. Алушта. Симферополь: ООО «Форма», 2020. С. 240–249).

 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ



Книга:

Философия творчества. Ежегодник. Вып. 6. Философско-методологический анализ творческих процессов / Ред.: Н.М. Смирнова, И.А. Бескова. М.: Голос, 2020. 374 с. 300 экз. ISBN 978-5-91932-016-6.



Статьи в журналах

 

1.Смирнова Н.М. Феноменологическая герменевтика в поисках когнитивного синтеза // Вопросы философии. 2020. № 12. С. 93–103. ISSN 0042-8744. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-12-93-103 (ЯдроРИНЦ, ВАК, RSCI, Scopus, Web of Science, ERIH PLUS, CrossRef).

 

2. Смирнова Н.М., Штыков Д.Р. Онтологический статус социокультурных объектов как предмет феноменологической критики (А. Шюц, Р. Ингарден) // Философский журнал. 2020. Т. 13. №4. С. 89–101. ISSN: 2072-0726 (print); ISSN: 2658-4883 (online). DOI 10.21146/2072-0726-2020-13-4-89-101 (РИНЦ, RSCI, ВАК, Web of Science, Scopus, ESCI, CrossRef).

 

3. Смирнова Н.М. Социально-гуманитарное знание: специфика или иноприродность? // Философия науки и техники. 2020. Т. 25. № 2. С. 7–10. ISSN 2413-9084 (Print); ISSN 2658-7297 (Online).DOI: 10.21146/2413-9084-2020-25-2-7-10 (РИНЦ, ВАК, RSCI).

 

4. Князева Е.Н., Кузнецов В.Г., Смирнова Н.М., Тульчинский Г.Л. Существуют ли пределы методологической конвергенции естественно-научного и социально-гуманитарного знания? Дискуссия // Философия науки и техники. 2020. Т. 25. № 2. С. 23–27. ISSN 2413-9084 (Print); ISSN 2658-7297 (Online). DOI: 10.21146/2413-9084-2020-25-2-23-28 (РИНЦ, ВАК, RSCI).

 

5. Бескова И.А. Философия творчества в истолковании феномена междисциплинарности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5–1 (44). 2020. С. 110–120. ISSN 2500-1000 (Print); ISSN 2500-1086 (Online). DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10462 (РИНЦ).

 

6. Горелов А.А., Горелова Т.А. Роль самотворчества в становлении индивидуальности в Античности: духовное упражнение «научиться жить» // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 1. С. 54–72. ISSN 1998-9873 (print); ISSN 2218-9238 (online). DOI: 10.17805/zpu.2020.1.4 (РИНЦ, ВАК, CrossRef).

 

7. Горелов А.А., Горелова Т.А. Роль самотворчества в становлении индивидуальности в Античности: духовные упражнения «научиться общению с Другим» и «научиться умирать» // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. С. 68–83. ISSN 1998-9873 (print); ISSN 2218-9238 (online). DOI: 10.17805/zpu.2020.2.6 (РИНЦ, ВАК, CrossRef).

 

8. Горелов А.А., Горелова Т.А. Самотворчество как восхождение в «горний мир»: духовная практика Плотина // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 3. С. 125–139. ISSN 1998-9873 (print); ISSN 2218-9238 (online). DOI:10.17805/zpu.2020.3.10 (РИНЦ, ВАК, CrossRef).

 

9. Моркина Ю.С. Лирика и экзистенция в научном и поэтическом познании // Философские науки. 2020. № 3 (63). С. 56–74. ISSN 0235-1188 (Print); ISSN 2618-8961 (Online). DOI: 10.30727/0235-1188-2020-63-3-56-74 (РИНЦ, CrossRef).

 

10. Моркина Ю.С. Структура живого вещества: основной вопрос биологии // Философия науки и техники. 2020. Т. 25. № 1. С. 31–45. ISSN 2413-9084. DOI: 10.21146/2413-9084-2020-25-1-31-45 (РИНЦ, ВАК, RSCI).

 

11. Моркина Ю.С. Язык и поэтика: анализ концепций последователей А.А. Потебни. Часть II: Д.Н. Овсянико-Куликовский, А. Горнфельд, Т. Райнов, П. Энгельмейер // Філософія освіти. PhilosophyofEducation. 2019. № 2 (25). С. 251–272. ISSN 2309-1606 (print); ISSN 2616-7662 (online). DOI: https://doi.org/10.31874/2309-1606-2019-25-2-14 (невошловотчет 2019 г.). (РИНЦ, Directory Indexing of International Research Journals, WorldCat, EBSCO Publishing, MIAR 2015 Live, ROAR (Registry of Open Access Repositories)).

 

12. Ярославцева Е.И. Потенциал цифровых технологий и проблемы творчества человека // Вопросы философии. 2020. № 11. С. 58–66. ISSN 0042-8744. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-11-58-66 (ЯдроРИНЦ, ВАК, RSCI, Scopus, Web of Science, ERIH PLUS, CrossRef).

 

13. Ярославцева Е.И. Статус ума и интеллекта в современной цифровой среде // Филос. науки. 2020. Т. 63. № 2. С.123–143. ISSN 0235-1188. DOI: 10.30727/0235-1188-2020-63-2-123-143 (РИНЦ, CrossRef).

 

14. Ярославцева Е.И. Цифровая гуманитаристика: междисциплинарность стратегий будущего // Горизонты гуманитарного знания. 2020. № 2. С. 3–29. ISSN: 2587-845X (online). DOI: 10.17805/ggz.2020.2.1 [Электронный ресурс] URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/issue/view/81/showToc (Дата обращения 16.11.20.) (РИНЦ, CrossRef).

 

15. Ярославцева Е.И. Природные ограничения свободы человека: валеодискурс // Непрерывное образование. Вып. 2 (32). 2020. С. 58–60. ISSN: 2225-9457. (РИНЦ).

 



Статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборников докладов конференций

 

1. Смирнова Н.М. Понятие творчества в контексте современной эпистемологии // Человек творческий: философия, психология и социология творчества. Международная междисциплинарная коллективная монография / Сост., ред. М.В. Бахтин, И.Э. Соколовская. – М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 8–16. 1000 экз. ISBN 978-5-6043802-9-1.

 

2. Смирнова Н.М. Человек в зеркале личного опыта: когнитивные и социокультурные горизонты // Человек в современном мире: кризис и глобализация. Международная междисциплинарная коллективная монография / Сост., ред.: M. LeChanceaux, И.Э. Соколовская. – М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 80–90. 1000 экз. ISBN 978-5-6043802-4-6.

 

3. Смирнова Н.М. Образовательные стратегии в парадигме сценарного подхода // Высшее образование в современном мире: история и перспективы: Международная междисциплинарная коллективная монография / Сост., ред. M. ле Шансо, И.Э. Соколовская. – М.: Энциклопедист-Максимум, 2020.С. 133–139. 1000 экз. ISBN 978-5-6043802-2-2.

 

4. Горелов А.А., Горелова Т.А. Перспективы экологической солидарности // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: XV Международная научная конференция, МосГУ, 14–16 ноября 2019 г.: Доклады и материалы: в 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И.М. Ильинского. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2019. С. 524–531. ISBN 978-5-907194-52-6; ISBN 978-5-907194-53-3 (т. 1) (не вошло в отчет 2019 г.). [Электронный ресурс] URL: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/17 (Дата обращения 15.11.20.) (Тиража нет, это эл. издание).

 

5. Горелов А.А, Горелова Т.А. Самотворчество как жизненная стратегия // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: XV Международная научная конференция, МосГУ, 14–16 ноября 2019 г.: Доклады и материалы: в 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. И.М. Ильинского. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2019. С. 532–545. ISBN 978-5-907194-52-6; ISBN 978-5-907194-53-3 (т. 1) (не вошло в отчет 2019 г.). [Электронный ресурс] URL: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/17 (Дата обращения 15.11.20.) (Тиража нет, это эл. издание).

 

6. Горелов А.А., Горелова Т.А. Солидарность в эпоху коронавируса // III Моисеевские чтения: Культура и гуманитарные проблемы современной цивилизации: доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Москва, 11–12 марта 2020 г. / Под ред. А.В. Костиной, В.А. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2020. С. 110–120. ISBN 978-5-907194-74-8. [Электронный ресурс] URL: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/21 Дата обращения 18.11.20.) (Тиража нет, это эл. издание).

 

7. Горелов А.А., Горелова Т.А. Экологическая солидарность как аспект эволюционного императива // Материалы XXIХ Международного симпозиума «Нетрадиционное растениеводство и биоземледелие. Экологичные селекция, семеноводство и генная инженерия. Космология и охрана био-ноосферы. Философия биополитики и экообразование в триединстве экономики, экологии и медицины». 8–12 сентября 2020 г., г. Алушта. Симферополь: ООО «Форма», 2020. С. 240–249. 500 экз. ISBN: 978-5-907263-39-0.

 

8. Моркина Ю.С. К вопросу о творчестве и познании – научном и поэтическом // Человек творческий: философия, психология и социология творчества. Международная междисциплинарная коллективная монография / Сост., ред. М.В. Бахтин, И.Э. Соколовская. – М.: Энциклопедист-Максимум, 2020. С. 142–150. 1000 экз. ISBN 978-5-6043802-9-1.

 

9. Ярославцева Е.И. Цифровая гуманитаристика – тенденции и проблемы // Мифология века НТР: утопии, мифы, надежды и реальность новейших направлений науки. От Франкенштейна и эликсира бессмертия до «биокиборгов» и «постчеловека». М.: ЛЕНАНД, 2020. С. 416–432. 300 экз. ISBN: 978-5-9710-7154-9.

 

10. Ярославцева Е.И. Проблема познавательного творчества в современном визуальном 3D стереообразовании // Инновационные технологии в кинематографе и образовании: VI Международная научно-практическая конференция, Москва, 16–18 октября 2019 г.: Материалы и доклады. М.: ИПП «КУНА», 2020. С. 140–152. 500 экз. ISBN 978-5-98547-132-8.

 

11. Ярославцева Е.И. 3D-стереоочки для поколения Z – риски и ценности киберпериферии // Запись и воспроизведение объемных изображений в кинематографе, науке, образовании и в других областях: XII Международная научно-практическая конференция, Москва, 17–18 сентября 2020 г.: Материалы и доклады / Под общей ред. О.Н. Раева. М.: ИПП «Куна», 2020. С. 65–74. 500 экз. ISBN 978-5-98547-134-2.



Учебные материалы

Горелов А.А., Горелова Т.А., Костина А.В. Философия и методология науки: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2020. 250 с.