Институт Философии
Российской Академии Наук




  Наргис Т. Нурулла-Ходжаева «Деколонизация границ»; содокладчик: Летняков Денис Эдуардович «К проблеме "интеллектуальной гегемонии": европоцентризм в социальных науках»
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философии исламского мира » Семинар «Архитектоника культуры» » Наргис Т. Нурулла-Ходжаева «Деколонизация границ»; содокладчик: Летняков Денис Эдуардович «К проблеме "интеллектуальной гегемонии": европоцентризм в социальных науках»

Наргис Т. Нурулла-Ходжаева «Деколонизация границ»; содокладчик: Летняков Денис Эдуардович «К проблеме "интеллектуальной гегемонии": европоцентризм в социальных науках»

Докладчик: Наргис Т. Нурулла-Ходжаева д.ф.н., старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН

 

                                                                                Тема доклада: «Деколонизация границ»

 

Будучи исследователем из Центральной Азии (ЦА), и одновременно гражданином российского государства, я, как и многие коллеги, пытаюсь привлечь внимание к риску формирования/сохранения обществ, верящих в свою исключительность, и беспрестанно учреждающих бесчисленные границы/кордоны/санкции. В данной презентации критическое размышление над феноменом «граница» представлено через философско-культурологическую призму, с некоторыми вкладками от сегодняшней политики. Недавние события на Ближнем Востоке/Центральной Азии: смерть и страдания жителей Афганистана, Сирии, Ирака… воспринимаются нами как несправедливость, и тем не менее, гибель людей как будто «не замечается». Одна из вероятных причин в том, что страдания людей опосредованы, они видятся через государственный аппарат «безопасности». Сирийцы находятся по «ту сторону границы», они заперты в государственно-ориентированной территориальной «ловушке» (связанной с картезианским представлением пространства, как статического блока).

И все же, в предлагаемом обсуждении речь не идет о такой безопасности, здесь больше о Другом... Это моя возможность понять/поделиться своими размышлениями по границе, и одновременно узнать ваше отношение к таким вопросам как: До какой степени желание узнать или понять Другого остается желанием уклониться от проблем Другого, того кто за «границей»? Насколько верно стремление к собственному спокойствию, с культурным пониманием идеи, что есть хорошие мусульмане, которые думают, действуют и рассуждают как «мы»? Разумеется, ответы на такого рода масштабные вопросы не вызревают на единичных семинарах (если вообще возможны..). И тем не менее, хочется верить: если мы зададим их друг Другу, то вероятно, поймем друг Друга. Тем самым, сможем внести свой вклад в глобальное желание к гуманитарной этике и единству в сегодняшнем мире.    

 

Доклад использует выдержки из недавно опубликованной статьи “Деколонизация политических границ в Центральной Азии”, опубликованной в Вестнике МГИМО (э-версия размещена на сайте:

http://vestnik.mgimo.ru/razdely/issledovatelskie-stati/dekolonizaciya-politicheskih-granic-v-centralnoy-azii)

 

Содокладчик: Летняков Денис Эдуардович – к. полит н., старший научный сотрудник сектора истории политической философии Института философии РАН

 

Тема доклада: «К проблеме "интеллектуальной гегемонии": европоцентризм в социальных науках»

 

В докладе будет рассмотрена проблема «интеллектуальной гегемонии», т.е. ситуация, когда в социальных науках доминируют категории и смыслы, выработанные на Западе и не всегда релевантные иному социокультурному контексту. Речь пойдет о т.н. «деколониальном повороте», в рамках которого исследователи пытаются преодолеть «глобальную систему производства, легитимации и распространения знания» (М. Тлостанова). Отдельное внимание будет уделено России, которая исторически занимала двойственное положение в условной дихотомии «Восток-Запад»: с одной стороны, у нас, по крайней мере, со времен славянофилов ставится вопрос о допустимости применения к России западных понятий и категорий, с другой стороны, Россия часто сама выступала как агент европейского просвещения на колонизируемых территориях, как сила, которая несет те самые универсальные ценности на свои восточные окраины.