Институт Философии
Российской Академии Наук




  Семинар «Науки о человеке и обществе в цифровую эпоху», 26 апреля 2021 г.
Главная страница » События » Архив событий » 2021 » Семинар «Науки о человеке и обществе в цифровую эпоху», 26 апреля 2021 г.

Семинар «Науки о человеке и обществе в цифровую эпоху», 26 апреля 2021 г.

Семинар «Науки о человеке и обществе в цифровую эпоху»

26 апреля 2021 г.


«Компьютерные игры - инструменты колонизации цифрового мира»

к.ф.н. К.А.Очеретяный.



Компьютерные игры — парадоксальный продукт современного мира. Они получают все большую популярность, увеличивают возраст своей аудитории и серьезность затрагиваемых проблем, о них все чаще пишут авторитетные издания, они бьют финансовые рекорды, оказывают влияние на искусство. Но философия относится к ним с высокой степенью подозрительности, а часто — даже отказывается замечать. Это тем более удивительно, что XIX век показал, как литература может привлекать философов и привлекаться философами. Более того сама философия через романтиков, Ницше, Маркса, а позже и Фрейда становится литературоцентричной и использует инструментарий мифа, стиха, афоризма, тем самым, открывая новые пути мысли. XX век через опыты Бергсона, Делеза, Киттлера показал, что философия может быть киноцентричной — работать с образами, движением, телом, настроением, т.е. с допредикативным опытом — ориентироваться не на философское высказывание, а на философский жест (приближаясь к перформативному искусству). Но XXI век парадоксальным образом все еще невнимателен к компьютерной игре. Игры редко цитируют в философском труде, еще реже воспроизводят внутриигровую проблему как подлинно философскою. Нет, например, ничего зазорного в том, чтобы философская статья или книга опиралась на творчество художника, писателя, отсылала к жесту или мифу, художественной или писательской практике, но компьютерные игры — все еще воспринимаются как маргиналный (если не постыдный) феномен. Компьютерная игра как символическая и технологическая форма могла бы многое поведать философам о цифровом веке. Но оказывается, часто не видят даже специфики ее аффективно-аттрактивно-перформативного языка. Вместе с тем именно язык, заявленный в форме компьютерной игры, эксплуатируется цифровыми и сетевыми медиа, вторгается в интерфейсы наших устройств, видоизменяя наши способы взаимодействия с миром, с обществом, с самими собой. Язык компьютерных игр — наше технологическое бессознательное в цифровом мире, а это значит, что только через внимание к этому языку мы можем впервые приручить цифровой мир, выжить в стихии цифрового воображения. Игры в традиционных культурах всегда были средствами трансляции социальной практики (ведения переговоров и войны, обучения экономическому поведению, обживания социальных ролей, способом управления эмоциями). Компьютерные игры встраивают в цифровой мир с его техниками коммуникации и интеракции. Пространство, время, причинно-следственные связи, поведенческие модели цифрового мира обживаются в играх, они — инструменты колонизации цифрового мира и вместе с эти мы до сих пор мало знаем об их возможностях. Именно поэтому нужна философия компьютерных игр: понимание того, что философия может дать играм, а игры — философии. В докладе будет показано как ресурс компьютерных игр привлекается социальной практикой, наукой, технологиями и какие перспективы это открывает для людей цифровой эры.

Константин Алексеевич Очеретяный — к. филос. н., старший преподаватель кафедры философии науки и техники СПбГУ, научный сотрудник Института философии РАН, член всемирной ассоциации Game Philosophy Network –сообщества ученых, исследующих концептуальные возможности компьютерных игр.