Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор истории антропологических учений
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2014 » Сектор истории антропологических учений

Сектор истории антропологических учений

Научный отчет за 2014 год

Сектор истории антропологических учений

Зав. сектором – доктор филос. наук Э.М. Спирова

 

Определена структура философско-антропологического знания в наши дни. Показано, что в отличие от других областей философского знания философская антропология сегодня утратила свой предмет. В результате она трансформировалась в антиантропологию, приняла облик апофатического проекта. Доказано, что ни один социальный или технологический проект не может быть реализован без позитивной философской рефлексии о человеке. «Закат» философской антропологии причудливым образом сопровождается выдвижением этой тематики в центр всего философского и даже гуманитарного знания (Спектр антропологических учений. Вып. 6 / Отв. ред. П.С. Гуревич; Гуревич П.С. Специфика антропологического знания; Гуревич П.С. Величие и бесценность гуманитарного знания; Спирова Э.М. Специфика гуманитарного мышления; Спирова Э.М. Гуманитаризация образования).

 

Представлена философская экспертиза проекта «постчеловек». Развернут критический анализ проекта живого универсального разумного существа, при котором антропоморфность – лишь один из вариантов человека (Гуревич П.С. (Gurevich P.S.). New Versions of the Interpretation of Human Nature; Спирова Э. (Spirova E.M.). The Symbol as an Anthropological Concept; Резник Ю. (Reznik Yu.M.). The metaphysics of man: images of being)).

 

Выявлена связь между предметной областью философии и экзистенцией самого мыслителя (Резник Ю.М. Философия в моём понимании (опыт феноменологического прочтения). Ч. 2. От аналитики к прагматике бытия; Резник Ю.М. Субъективно-всеобщее в мире феноменов как предмет философии).

 

Проведено различие между понятиями «грани человеческого бытия» и «человеческие экзистенциалы». Под гранями человеческого бытия подразумеваются такие формы жизни и активности людей, без которых их существование как особого рода сущего невозможно. Грани характеризуют пределы человеческого существования. Продолжена концептуальная разработка таких граней человеческого бытия, как труд и игра. (Гуревич П.С. Игра как одна из граней человеческого бытия; Гуревич П.С. Труд как одна из граней человеческого бытия).

 

В качестве особой грани человеческого бытия предложено рассматривать языковое сознание личности, в которой осуществляется не только социальная коммуникация, но и «информационная» связь сознания с трансцендентной сферой (Гоготишвили Л.А. (Gogotishvili L.). Le noyau radical de La « philosophie du nom » d'A.F. Losev).


Выявлена типологическая общность амбивалентного характера идей М.Бахтина и А.Лосева: об общем релятивном кризисе языка; и о преодолении кризиса языка за счет антирелятивной дискурсивной стратегии. Показано, что у обоих философов имеется теория расщепления Я и что в их движении в общем постсимволическом направлении можно выделить две схожие фазы: 1) релятивную фазу и 2) фазу адеквации, включающую такие стратегии порождения речи, которые преодолевают языковой релятивизм (относительные мифологии Лосева и субъективные голоса Бахтина) силами самого языкового релятивизма (Гоготишвили Л.А. К ситуации вокруг полифонии (ч. 1); Гоготишвили Л.А. Бахтинская имманентно-диалогическая внутренняя форма как альтернатива гумбольдтианскому и потебнианскому подходам; Гоготишвили Л.А. А.Ф. Лосев как субъект и объект тезаурусного исследования (к постановке вопроса)).