Институт Философии
Российской Академии Наук




  Сектор философских проблем творчества
Главная страница » Об Институте » Отчеты о научной деятельности » 2013 » Сектор философских проблем творчества

Сектор философских проблем творчества

Научный отчет за 2013 год

Сектор философских проблем творчества

Зав. сектором – доктор филос. наук Е.Н. Князева

 

Проведен анализ проблемы творчества с позиций новейших достижений когнитивной науки и неклассической эпистемологии и с использованием телесного, натуралистического, конструктивистского, нелинейно-динамического, феноменологического подходов. Показано, что в творчестве проявляют себя такие феномены сложного познания, как визуальное мышление, телесное мышление, изменение восприятия времени, энактивность восприятия и мышления (Эпистемология креативности / Отв. ред. Е.Н. Князева).

 

Осуществлено исследование воображения как проблемы эволюционной эпистемологии в междисциплинарной перспективе с опорой на данные современных когнитивных наук, наук о жизни, нейронауки. Исследование воображения помещено в контекст современных дискуссий о ментальных образах, перцептивном мышлении, роли визуализации, встроенной в игры разума, в ментальные процессы, происходящие в различных состояниях сознания (Проблема воображения в эволюционной эпистемологии / Отв. ред. Е.Н.Князева).

 

Исследованы когнитивные функции воображения в научном и философском мышлении. Показано, что вариативность трактовок когнитивной роли концепта воображения в европейском историко-философском контексте от античности до наших дней позволяет сделать вывод о его когнитивной амбивалентности, «пограничной роли» между чувственностью и рациональным мышлением. Показано, что новые подходы к пониманию соотношения воображения и метафоры апеллируют к эволюционно-эпистемологической парадигме и заимствуют ее концептуальныне инструменты (квази-телесная экстернализация, ре-энактивация и т. п.) (Смирнова Н.М. Воображение в структуре когнитивных практик).

 

Показана роль трансцендентального воображения в конституировании понятий, в том числе философских, и с помощью теории сложных систем раскрыты механизмы работы трансцендентального воображения (Моркина Ю.С. Роль воображения в философии: эмпирическое и трансцендентальное).

 

Обосновано, что обычное определение воображения как познавательной способности создания образов, ранее не воспринимавшихся человеком, является чрезмерно узким. Воображение связано не только с формированием чувственных образов, но и с образованием понятий. Воображение стоит также в связи с двойственными, образно-понятийными выражениями, играющими в одних случаях роль образов, а в других – понятий (Ивин А.А. Воображение: оппозиция описания и оценки).

 

Показано, что глубинная сущность всякого творчества, начиная с художественного и заканчивая научным, заключается в том, что оно постоянно порождает парадоксы. Особенно наглядно связи творчества с парадоксами проявляется в так называемых формальных науках: логике и математике. Продемонстрировано, что парадоксальным является не только творчество, но и сам процесс обучения творчеству (Ивин А.А. «…И гений, парадоксов друг…»).

 

Проанализированы основные особенности глобального кризиса современного человечества в его экологическом и социально-экономическом измерениях, выявлено решающее значение духовного прогресса для преодоления данного кризиса (Горелов А.А. Лекарство от бессмысленности. Духовность. Целостность. Индивидуальность).

 

Выработан взгляд на научное исследование как многомерный и многолинейный процесс. Показано, что одним из условий открытий является множественность исследовательских направлений. Охарактеризованы взаимоотношения этих направлений, а также продуктивность их кооперативного функционирования, определены методологические следствия многолинейного диалогического характера поискового процесса (Майданов А.С. «Ползущий спрут» научного исследования).

 

Разработано понятие антропокосма – человекоразмерного мира, конституированного познающим субъектом в процессе познания, и показана связь антропокосма с мезокосмом (миром, к которому биологический человек эволюционно приспособлен) (Моркина Ю.С. Мезокосм и антропокосм: когнитивный, онтологический, эстетический аспекты).