Институт Философии
Российской Академии Наук




  2013 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор эстетики » Научные результаты » 2013 год

2013 год

Отчет о научной работе

сектора эстетики за 2013 год

 

В рамках основной исследовательской программы сектора было продолжено исследование трансформаций, переживаемых эстетикой в наше время. Показано, что эстетическое созерцание как культурная практика индивидов уступает место разделяемому восприятию как доминантной практике сообществ – сегодня чувственно воспринимает уже коллективный субъект (Петровская Е.В. «Ширпотреб определяет наше восприятие искусства» (интервью) // THEORY&PRACTICE. 13.05.13. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/6896-filosof-elena-petrovskaya-shirpotreb-opredelyaet-nashe-vospriyatie-iskusstva). Затронута тема преодоления искусством своих эстетических и технологических границ. Выявлено становление современного искусства как своеобразного «неискусства», выполняющего коммуникативные, социальные, этические и аналитические функции, несводимые ни к художественному, ни к авторскому выражению, но противостоящие и тому и другому (Аронсон О.В. Машина и женщина (заметки о Марселе Дюшане) // Синий диван. 2013. № 18. С. 130–149). Не меньшее внимание было уделено истории эстетических идей. Проанализированы теоретические истоки абстрактной тенденции во всеобщей истории искусства (Липов А.Н. «Ein Beitrag zur Stillpsychologie». В. Воррингер об абстракции и вчувствовании в искусстве // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2013/06/3331). Впервые обнародован дипломатический архив выдающегося русского мыслителя К.Н. Леонтьева, раскрывающий его основополагающие идеи, касающиеся политических, социальных, религиозных, нравственно-эстетических и культурных ценностей (Долгов К.М. К.Н. Леонтьев. Записки и донесения. М.: МГИМО-Университет, 2013. 560 с.).

Группой «Постнеклассическая эстетика» были продолжены исследования по двум главным направлениям: 1) изучения и разработки актуальных аспектов современной эстетической теории и 2) герменевтики имплицитных пластов эстетического сознания прошлого. В рамках первого направления было показано, что традиционные феномены и универсалии культуры и искусства вступают в сложные процессы конвергенции с посткультурными явлениями (Бычков В.В. Эстетика в глобализирующемся мире // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 6. М., 2013. С. 30–53). Выявлено, что в этой ситуации особую научно-практическую значимость для развития эстетического знания представляют главные феномены художественно-эстетической метафизики: миф, символ и художественность как способ выражения символа средствами искусства (Бычков В.В. Миф в пространстве художественной символизации (пролегомены к современной философии искусства) // Вопр. философии. 2013. № 9. С. 125–135). Показано, что присущие искусству принципы изображения, выражения, символизации, мифологизации в сложных взаимопереплетениях обнаруживаются на самых разных этапах истории искусства и в разных его видах (Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог plus. М.: Прогресс-Традиция, 2013). Раскрыта инновационная проблема выразительных средств мультимедиа в традиционных и технических искусствах (Маньковская Н., Бычков В. Мультимедиа: эволюция художественного языка // Язык мультимедиа. Эволюция экрана и аудиовизуального мышления. М., 2013. С. 59–91). Специальное внимание уделено изучению эстетической ориентации познающего сознания, взаимосвязи эстетики и эпистемологии (Кормин Н.А. Эстетическая настроенность познания // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 6. М., 2013. С. 54–79). Выявлены актуальные для современной эстетики художественно-эстетические константы французского символизма: принципы идеализации, соответствий, теургии, суггестии, синтеза искусств, синестезии и др. (Маньковская Н.Б. Художественно-эстетические константы французского символизма // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 6. М., 2013. С. 3–29). Показано, что предчувствие глобального кризиса культуры крупнейшими мыслителями Серебряного века нашло свое реальное подтверждение в современной глобализирующейся цивилизации (Бычков В.В. Кризис культуры в эсхатологическом свете философии Николая Бердяева // Николай Александрович Бердяев. М., 2013. С. 304–330).