Институт Философии
Российской Академии Наук




  2009 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор философских проблем творчества » Научные отчеты сектора » 2009 год

2009 год

Научный отчет Сектора эволюционной эпистемологии ИФ РАН за 2009 год

 

Важнейшие результаты законченных фундаментальных и прикладных исследований

 

Проведено исследование феномена телесности в эволюционно-эпистемологическом, логико-методологическом, культурно-историческом, клинико-психологическом аспектах. Показано, что интенсивно развивающийся ныне телесно ориентированный подход в эпистемологии и когнитивных науках обеспечивает новый уровень понимания феноменов восприятия и мышления. Фундаментальные когнитивные способности перестают восприниматься как нечто принципиально развоплощенное, полностью лишенное телесной определенности, а потому в самой своей основе противоположное телесному, вещественно оформленному, вписанному в ситуационно определенную материальную среду. Подобное понимание принципиально ограничено и не отвечает современным исследовательским установкам, так как не только не позволяет выйти за рамки дихотомии тела – духа, но и лишает возможности адекватного анализа таких важнейших проблем, как природа сознания, природа творчества, основания духовности, принципы организации и функционирования естественного интеллекта и многих других. Показано, что даже постулирование единства и взаимосвязи телесного и ментального, соматического и психического не снимает проблему, поскольку таким внешним объединением исследователи пытаются скрепить по сути и по факту диссоциированные начала, а значит лишь усугубляют внутреннюю противоречивость ситуации. Обосновывается, что только осознание того, что телесное – не просто форма выражения ментального и не просто средство обеспечения ментального, но что ментальное и телесное – разные формы одного и того же единого начала: а именно, жизни как процесса непрерывного познания,  выводит нас на надлежащий уровень в решении классической в философии проблемы души-тела (the mind-body problem), получающей сегодня новое прочтение (Телесность как эпистемологический феномен / Отв. ред. И.А. Бескова. М.: ИФ РАН, 2009. 12 а.л.).

 

Обосновано, что в современной эпистемологии происходит эндофизический поворот. Эндофизика концентрирует свое внимание на эффектах, обусловленных присутствием в мире наблюдателя. В неклассической эндофизической парадигме мир контентно контролируется и конструируется актором, или внутренним наблюдателем, наблюдатель событийствует событиям мира, будучи их активным участником, производителем и генератором и, в свою очередь, сам ими произведенным, сотворенным, сгенерированным. Эндофизика – это подход к изучению реальности не как взятой строго самой по себе, в чем ранее почти всегда состоял идеал естествознания, а с неустранимым присутствием в ней наблюдателя. Показано, что эндофизика часто прибегает к метафоре интерфейса. Мир, как он доступен нашему восприятию и ментальному представлению – это только срез мира как целого, интерфейс, т.е. связующее звено, сопрягающее человека и мир. Наше тело и наше сознание открывают нам только определенное окно в мир, которое в эволюционной эпистемологии называется мезокосмическим (Князева Е.Н. Эндофизический поворот в эпистемологии, или Попытка увидеть мир изнутри // Философия и культура. 2009. № 5. С. 80-91. – соавт. Алюшин А.Л.).

 

Рассмотрены ключевые проблемы логического исследования понятия детерминизма. Установлена связь понятия детерминизма с понятием времени. Ностроена новая логическая теория детерминации,  позволяющая провести ясное различие между разными версиями «принципа детерминизма». Исследована возможность сведения понятия каузального детерминизма к понятию причинности. Логика детерминизма рассмотрена как раздел современной философской логики. Согласно развиваемому  подходу,  понятие детерминизма в подавляющем большинстве случаев связано с понятием времени. Обычно  детерминизм рассматривается вне такой связи. Это чрезвычайно обедняет содержание   детерминизма, лишает его связи с причинностью, в случае которой причина всегда предшествует во времени следствию, не позволяет сформулировать принципы детерминизма, провести ясную границу между вариантами детерминизма и индетерминизма (Ивин А.А. Детерминизм и причинность // Полигнозис. 2009, № 1. С. 12-24).

 

Исследована фундаментальная для теории познания проблема формирования абстракций в технологии научного мышления и прикладная роль интервальной теории абстракций в решении некоторых проблем научной методологии. По-новому поставлен вопрос об истинности наших теоретических представлений, что позволяет избежать парадоксов и в самой общей форме по новому осмыслить фактор связи объективного (объект) и субъективного (субъект) в рамках интервальной концепции познавательного процесса. Осуществлен интервальный анализ известных парадоксов на основе разработанной классификации абстракций, а также развита интервальная концепция научного объяснения. Показано, что абстракция может быть аргументом как для объяснения того или иного парадокса, так и для его элиминации. При этом оказывается, что каждый из рассмотренных мной парадоксов предполагает явное или неявное использование «собственных» (своих) абстракций, так что не приходится говорить о единой (общей) логике абстракций в формировании научных понятий (Новосёлов М.М. Абстракция и логика объяснения // Вопросы философии. 2009. № 1).

 

Существенный результат получен при исследовании ведийской мифологии. Впервые к анализу ряда мифов ведийской мифологии были применены когнитивно-информационный и хтонический (т.е. с позиций представлений о Земле) подходы. Это позволило дать более адекватную трактовку одного из главных мифов – мифа о демоне Вритре, благодаря чему была получена информация о крупной природной катастрофе в Центральной Азии во времена пребывания там древних ариев и высказана идея новой комплексной дисциплины – мифоархеологии (Майданов А.С. Реальность в мифологическом и научном видении // Философия и культура. 2009. № 6. С. 33-49).

 

Книги:

  • Князева Е.Н., Гелих О.Я. Управление и синергетика: Учебн. пособие. 2-е изд. СПб.: ООО «Книжный дом», 2009. 138 с. (5,4 а.л.).
  • Телесность как эпистемологический феномен / Отв. ред. И.А.Бескова. М.: ИФ РАН, 2009. 231 с. (11,98 а.л.).
  • Горелов А.А. Концепции современного естествознания: Учебн. особие. Переизд. с доп. М.: Академия, 2009. 495 с. (31 а.л.).
  • Ивин А.А. Логика: Учебник для вузов. М.: Оникс; Мир и образование, 2009. 335 с. (21 а.л.).
  • Ивин А.А. Современная логика. Фрязино: Век 2, 2009. 381 с. (21,16 а.л.). (Сер. «Наука для всех»).
  • Майданов А.С. Общение незрячих с красотой природы. М.: Логос, 2009. 308 с. (7 а.л.). (Напечатано шрифтом Брайля).

Статьи:

  • Бескова И.А. Виды творческой и ментальной активности применительно к типам культур // Эпистемология и философия науки. 2009. № 3.
  • Бескова И.А. Когнитивно-психологические аспекты мышления творчески одаренных // Психология и психотехника. 2009. № 7. С. 53–62.
  • Бескова И.А. Креативная телесность // Наука. Философия. Общество: Материалы V Рос. филос. конгр. Т. II. Новосибирск, 2009. С. 359–360.
  • Бескова И.А. Логика возникновения языка в филогенезе // Психология и психотехника. 2009. № 9. С. 30–39.
  • Бескова И.А. Предисловие // Телесность как эпистемологический феномен. М., 2009. С. 10–13.
  • Бескова И.А. Пространство телесности: человек в мире и мир в человеке // Психология и психотехника. 2009. № 4. С. 8–17.
  • Бескова И.А. Реликтовое мировосприятие: ментальность и психотехники // Психология и психотехника. 2009. № 8. С. 77–87.
  • Бескова И.А. Творчество // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009. (в соавт. с И.Т.Касавиным).
  • Бескова И.А. Тело как инструмент познания // Телесность как эпистемологический феномен. М., 2009. С. 14–31.
  • Бескова И.А. Типы культур и ментальность человека // Философия и культура. 2009. № 9. С. 53–62.
  • Бескова И.А. Эволюционирует ли сознание? // Психология и психотехника. 2009. № 10.
  • Бескова И.А., пер. с англ.: Эдельман Дж. Помнимое настоящее // Психология и психотехника. 2009. № 7. С. 62–72.
  • Герасимова И.А. Абсурд; Аналогия; Бессмысленное; Гипостазирование; Дискуссия (в науке); Интенсиональные контексты; Интенсиональная логика; Интуиция; Оценок логика; Ритм // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009. С. 16; 54–55; 85–86; 150–151; 204–205; 288–289; 287; 306–307; 677–678; 833–834.
  • Герасимова И.А. Вопрос о природе законов логике в контексте межкультурного диалога // 6-е Смирнов. чтения по логике: Материалы междунар. научн. конф., 17–19 июня 2009, Москва. М., 2009. С.163–165.
  • Герасимова И.А. Духовные способности: идеалы и реальность // Дельфис. 2009. № 4.
  • Герасимова И.А. Истины науки и истины бытия в восприятии магистрантов // Эпистемология и философия науки. 2009. № 1. С. 192–201.
  • Герасимова И.А. Общие высказывания: предпосылки, основания, выводы // Эпистемология и философия науки. 2009. № 2.
  • Герасимова И.А. Предисловие // Тр. Объединен. научн. центра пробл. космич. мышления. М., 2009.
  • Герасимова И.А. Принцип противоположностей в духовных упражнениях // Тр. Объединен. научн. центра пробл. космич. мышления. М., 2009.
  • Герасимова И.А. Проблема двойственности в контексте компаративистских исследований // Эпистемология и философия науки. 2009. № 4.
  • Герасимова И.А. Рец. на кн.: Розин В.М. Демаркация науки и религии. Анализ учения и творчества Эммануэля Сведенборга. М., 2007. (Размышления о книге и о жизни) // Филос. науки. 2009. № 3.
  • Герасимова И.А. Трансформации телесности в музыкальных практиках // Телесность как эпистемологический феномен. М., 2009. 162–179.
  • Герасимова И.А. Феномен аргументации // Эпистемология и философия науки. 2009. № 3. С. 5–13.
  • Горелов А.А. Главы из учебника «Обществознание» // Родительское собрание. 2009. № 1. С. 41–64; № 2. С. 3–32.
  • Горелов А.А. Глобализация как объективная тенденция мирового развития // Век глобализации. 2009. № 1. С. 79–91.
  • Горелов А.А. Диалектика объективного и субъективного в развитии общества // Этика в науке и бизнесе (к 175-летию Д.И.Менделеева). Тула, 2009. С. 47–53.
  • Горелов А.А. Общество потребления и современный кризис // Тез. VI Междунар. научно-практ. конф. «Молодежная политика: пробл. и перспективы, Дрогобыч, 15–16 мая 2009 г. Дрогобыч, 2009 (на укр. яз.) С. 127–130.
  • Горелов А.А., Горелова Т.А. Глобализация и духовные причины глобального кризиса // Трансформации культуры в глобальном информационном обществе. М., 2009. С. 279–289.
  • Горелов А.А., Горелова Т.А. Духовные основы гражданского общества // Гражданское общество в эпоху глобальной информатизации: Междунар. молодежная конф. Москва 20–21 нояб. 2009 г. Докл. и материалы. Ч. 1. М., 2009. С. 37–45.
  • Горелов А.А., Горелова Т.А. Значение индивидуальности в современной науке // Научн. тр. Моск. гуманитар. ун-та. Вып. 112. М., 2009. С. 68–83.
  • Горелов А.А., Горелова Т.А. Концепция пассионарности и проблема смысла жизни. Ч. 1–2. // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1. С. 36–43; № 2. С. 89–96.
  • Ивин А.А. Детерминизм и причинность // Полигнозис. 2009. № 1. С. 12–24.
  • Ивин А.А. Проблема истины в математике // Материалы 2-й Междунар. научн. конф. по математике в МГУ. М., 2009. С. 47–49.
  • Князева Е.Н. (KnyazevaH.). Nonlinear Cobweb of Cognition. // Foundations of Science. 2009. Vol. 14. № 3. P. 167–179.
  • КнязеваЕ.Н. (Knyazeva H.N.) Synergetics: New Universalism or Natural Philosophy of the Age of Post-Nonclassical Science // Dialogue and Universalism. 2008. № 11–12. P. 39–61. (соавт. S.P.Kurdyumov) (не вошло в отчет за 2008 г.).
  • Князева Е.Н. (KnyazevaH.N.). The Embodied Mind in Landscapes of Coevolution // Embodied Cognition and Embodied Communication. Bern, Switzerland, October 7–9. 2009. Programme and Abstracts. P.14-15.
  • Князева Е.Н. Будущее, созидаемое человеком // Философия и культура. 2009. № 8. С. 29–39.
  • Князева Е.Н. Взращивать социальные инновации – значит управлять креативно // Будущее России. Вызовы и проекты: Экономика. Техника. Инновации. М., 2009. С. 230–245.
  • Князева Е.Н. Глобальная динамика мирового сообщества // Историческая психология и социология истории. 2009. Т. 9. № 1. С. 129–153. (соавт.: Е.С.Куркина).
  • Князева Е.Н. Как всё начиналось: ретроспективный взгляд на развитие синергетики // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009. C. 593–620.
  • Князева Е.Н. Креативное мышление: механизмы функционирования и способы тренировки // Психология и психотехника. 2009. № 8. С. 50–58.
  • Князева Е.Н. Креативный менеджмент // Бизнес-Ключъ. 2009. № 4 (34). С. 36–39.
  • Князева Е.Н. Математическое моделирование глобальной динамики мирового сообщества // Нелинейность в современном естествознании. М., 2009. С. 389–412. (соавт.: В.А.Белавин, Е.С.Куркина).
  • Князева Е.Н. Менеджмент в эпоху социальных инноваций // Бизнес-Ключъ. 2009. № 1–2(31–32). С. 16–19.
  • Князева Е.Н. Менеджмент в эпоху социальных инноваций. Ст. 3 // Бизнес-Ключъ. 2009. № 6(36). С. 26–28.
  • Князева Е.Н. Мир, который мы выбираем // Национальные проекты: современные механизмы реализации социальной политики: Материалы научно-практ. конф.. 20 дек. 2007 г., Москва. М., 2008. С. 49–62. (не вошло в отчет за 2008 г.).
  • Князева Е.Н. Мир ускользающих структур // Философия науки. Вып. 14: Онтология науки. М., 2009. С. 103–116.
  • Князева Е.Н. Мыслитель эпохи междисциплинарности // Вопр. философии. 2009. № 9. С. 116–131. (соавт.: Е.С.Куркина).
  • Князева Е.Н. Предисловие // Марулевска К.Т. Синергетиката в научното и образователното пространство. Благоевград, 2009. С. 5–12 (на болг. яз.).
  • Князевва Е.Н. Самоорганизация; Синергетика // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009. С. 837–838; 861–862.
  • Князева Е.Н. Синергетика: новый универсализм или натурфилософия эры постнеклассической науки? // Философия природы сегодня. М., 2009. С. 295–327. (соавт.: С.П.Курдюмов).
  • Князева Е.Н. Сознание как синергетический инструмент // Вестн. Междунар. Акад. наук (Русская секция). 2008. № 2. С. 55–59. (не вошло в отчет за 2008 г.).
  • Князева Е.Н. Телесная природа сознания // Телесность как эпистемологический феномен. М., 2009. С. 31–54.
  • Князева Е.Н. Телесный подход в когнитивной науке // Филос. науки. 2009. № 2. С. 106–125. (соавт.: А.Л.Алюшин).
  • Князева Е.Н. Ускользающее настоящее // Человек. 2009. № 1. С. 5–18.
  • Князева Е.Н. Человек как рискованная структура // Философские проблемы биологии и медицины. Вып. 3: Традиции и новации: Сб. материалов 3-й ежегод. научно-практ. конф. М., 2009. С. 287–292.
  • Князева Е.Н. Экология управления в эпоху глобализации // Вестн. Междунар. Акад. Наук (Русская секция). Спец. вып. (2009): Материалы междунар. конф. «Экологические проблемы глобального мира». Москва, 26–27 окт. 2009. С. 18–19.
  • Князева Е.Н. Эндофизический поворот в эпистемологии, или Попытка увидеть мир изнутри // Философия и культура. 2009. № 5. С. 80–91. (соавт.: А.Л.Алюшин).
  • Кривых Л.В. «Культурное тело» как инструмент коммуникации // Знание. Понимание. Умение. М., 2009. № 6.
  • Кривых Л.В. Невербальная коммуникация в образовательном процессе // Alma mater. Вестн. высш. шк. М., 2009. № 2. С. 31–37.
  • Кривых Л.В. Символ в структуре русского самосознания // Проблемы российского самосознания: эволюционное становление и революционные ломки: Материалы 3-й Всерос. конф., 22–24 мая 2008 г., Москва–Пенза. М., 2009. С. 90–95.
  • Кривых Л.В. Символический мир как основа самоидентификации // Политико-философский ежегодник. Вып. 2. М., 2009. С. 130–140.
  • Майданов А.С. Взаимосвязь ментального и телесного в архаической культуре // Телесность как эпистемологический феномен. М., 2009. С. 124–146.
  • Майданов А.С. Менталитет архаического человека // Полигнозис. 2009. № 3. С. 112–126.
  • Майданов А.С. Проблемы контрарности и их решение в чань-буддизме // Вопр. философии. 2009. № 4. С. 126–138.
  • Майданов А.С. Реальность в мифологическом и научном видении // Философия и культура. 2009. № 6. С. 33–49.
  • Майданов А.С. Этика Конфуция и этика Христа // Философия и культура. 2009. № 5. С. 50–68.
  • Новосёлов М.М. Абстракция и логика объяснения // Вопр. философии. 2009. № 1.
  • Шульга Е.Н. Когнитивная герменевтика: метафизический контекст поэзии Максимилиана Волошина // Электронная культура. Трансляция в социокультурной и образовательной среде. М., 2009. С. 87–98.
  • Шульга Е.Н. Телесность как феномен и элемент менталитета // Телесность как эпистемологический феномен. М., 2009. С. 84–102.
  • Шульга Е.Н. Феноменологическая эпистемология: проблема генезиса // Эпистемология и философия науки. 2009. Т. ХХ. № 2. С. 51–54.
  • Шульга Е.Н. Философия жизни. Эволюционная эпистемология // Терминологический словарь (тезаурус). Гуманитарная биология. М., 2009. С. 79–85.