Институт Философии
Российской Академии Наук




  Заседание семинара «Науки о человеке и обществе в цифровую эпоху», 18 декабря 2020 г.
Главная страница » Ученые » Проекты и направления научной работы » Новейшие тенденции развития наук о человеке и обществе » Семинар «Науки о человеке и обществе в цифровую эпоху» » Заседание семинара «Науки о человеке и обществе в цифровую эпоху», 18 декабря 2020 г.

Заседание семинара «Науки о человеке и обществе в цифровую эпоху», 18 декабря 2020 г.

Семинар «Науки о человеке и обществе в цифровую эпоху»

в рамках проекта «Новейшие тенденции развития наук о человеке и обществе

в контексте процесса цифровизации и новых социальных  проблем и угроз:

междисциплинарный подход», 2020–2022. Соглашение 13.1902.21.0022


Руководитель – академик РАН, д.филос.н. А.В. Смирнов

 

18 декабря 2020 г., 15:00

 

Доклады: Ю.Е. Федорова, Т.Г. Корнеева, В.К. Солондаев, С.Ю. Бородай

 

Тезисы докладов

Фёдорова Ю.Е.

Институт философии РАН

Поэзия как смыслоразумение или как размышляют персидские суфийские поэты?

 

Средневековая философская традиция исламского мира представлена не только теоретическими трактатами, но и многочисленными поэтическими сочинениями. Талантливого стихотворца неизменно отличало следование одному из важнейших канонических правил средневекового стихосложения –  используя минимум поэтических единиц, выразить максимум смысла. В результате получался сложный, многоплановый в смысловом отношении поэтический текст, существующий как нечто целое и единое благодаря соблюдению правил перехода несколькими пластами его смысла. Зачастую именно персоязычные авторы отдавали предпочтение поэтическому способу выражения философских концепций.

 

Ученый-филолог XIII века Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Кайс ар-Рази, автор одного из ранних персидских трактатов об искусстве стихосложения под названием «Свод правил персидской поэзии», говорил о поэзии (ши‘р) как о «знании и разумении смыслов», некоторой степени сближая поэзию с философией. В исламской философской традиции был выработан ряд универсальных категориальных пар, с помощью которых описывались и объяснялись различные реалии (основа – ветвь (’асл – фар’), явное – скрытое (захир – батин) и др.). В свою очередь, богатый поэтический язык классической персидской поэзии давал широкие возможности для выражения ряда концептов, прежде всего относящихся к суфийской философии. В докладе будет показано, каким образом в поэтическом тексте функционируют те же самые категории и принципы организации философского дискурса, которые являются неотъемлемым атрибутом философского способа осмысления мира.

 

 

Корнеева Т.Г.

Институт философии РАН

Влияние метакатегорий арабо-мусульманской философии на организацию общины исмаилитов

 

В основе арабо-мусульманского способа осмысления мира лежат метакатегории «основа-ветвь» и «скрытое-явное», которые отличны от сложившихся в рамках европейского философского дискурса пар «причина-следствие», «целое-часть» или «форма-содержание». В докладе будет освещено, каким образом указанные метакатегории повлияли на формирование картины мира в рамках исмаилитского учения и на структуру собственно исмаилитского социума. В качестве материала для анализа будет взят трактат «Раскрытие и освобождение» философа-исмаилита Насира Хусрава (11 в.). В своем сочинении Насир Хусрав часто обращается к двум метафорическим образам: к образу дерева и к образу семечка. В докладе мы разберем эти образы, посмотрим, к каким философским концепциям исмаилизма они применимы и в чем заключается их специфика, а также рассмотрим, насколько отвечает форма организации исмаилитской общины той структуре, которую задают метакатегории арабо-мусульманского дискурса.

 

 

Владимир Константинович Солондаев

Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова

П-логика в педиатрии

 

В обыденной жизни большинство из нас оказывается вовлечённым в ситуации институционализированной заботы о здоровье детей - ситуации педиатрической помощи. Обыденность и привычность ситуаций педиатрической помощи маскируют их действительную сложность:

- Основной субъект действия - не ребёнок, а его родители (законные представители). Кто «на самом деле» действует?

- Родители действуют в интересах ребёнка и медики действуют в интересах ребёнка. Кто «на самом деле» нужнее?

- Ребёнок-пациент в психологическом плане более чувствителен к родителям, чем к медикам. Кто «на самом деле» реагирует на лечение?

- Ожидания родителей в отношении педиатрической помощи и их представления о здоровье часто нереалистичны и обычно противоречивы. Что «на самом деле» думают родители?

Перечисленные сложности создают две основных неопределённости, зафиксированных в праве разных государств с нормативной С-логикой культуры:

- Родительство - право или обязанность. Что делать, если родители отказываются от педиатрической помощи?

- Основание решения - дееспособность (родители) или компетентность (медики). Кому решать?

В настоящее время получено три группы эмпирических результатов:

1. П-логика осмысления экспериментальной ситуации связана с установкой на т. н. комплаенс (compliance).

2. П-логика позволяет построить объяснение полученных данных о психическом состоянии родителей детей-пациентов.

3. П-логика позволяет прогнозировать новые эмпирические данные о соматизации психических состояний родителей.

П-логика позволяет выстроить реалистичную, судя по практике Ярославской областной детской клинической больницы, схему психологического сопровождения родителей детей-пациентов:

a) «Мишень» работы психолога - логика осмысления ситуации родителями ребёнка-пациента.

b) Задача психолога - поддержка самого процесса взаимодействия педиатр-родители.

 

 

С.Ю.Бородай

Институт философии РАН

Когнитивная лингвистика и когнитивная наука: перспективы взаимодействия

 Лингвистика оказывала большое влияние на когнитивную науку с самого ее зарождения. Одним из движущих факторов когнитивной революции стал американский дескриптивизм, наработки которого были частично отвергнуты, а частично интегрированы в теорию Хомского. Генеративная грамматика Хомского явилась одним из "трех китов" раннего когнитивизма: она не только дала модель для вычислительного представления мышления, но и показала, как такая модель может реально функционировать в случае естественных языков и посредством трансформационных процедур обеспечивать переход от глубинной (концептуальной) структуры к поверхностной синтаксической структуре. Тот тренд на телесно-ориентированный и воплощенный (embodied) подход, который наметился в когнитивной науке в 1980-1990-е гг., тесно связан с когнитивной лингвистикой. Последняя сформировалась как отдельное направление в конце 1970-х - начале 1980-х гг. в качестве реакции на формализм и синтактикоцентризм генеративной грамматики. Благодаря этому направлению произошло переосмысление теории языка через призму семантики и узусных моделей, что впоследствии оказало влияние на развитые в когнитивной науке теории репрезентации и модели представления знаний, а также на идею модальности репрезентаций и целые направления экспериментальных исследований.       

  

В докладе будет вкратце рассмотрена история взаимодействия теоретической лингвистики и когнитивной науки и намечены перспективы углубления этого взаимодействия в свете когнитивной семантики Л. Талми и пострелятивистского проекта автора доклада.