Институт Философии
Российской Академии Наук




  2015 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории антропологических учений » Результаты научно-исследовательской работы сектора » 2015 год

2015 год

В 2015 г. продолжена разработка темы «Основные грани человеческого бытия», главной целью которой стало исследование феноменов человеческого бытия как сущностного выражения человеческой природы в ее исторической динамике.


Важнейшие результаты научных исследований, достигнутые сектором за отчетный период:

  • Обозначены основные тенденции развития философской антропологии на современном этапе. Показано, что доминирование постмодернистской установки на протяжении последних десятилетий привело к утрате философской антропологией предмета исследования. Человек перестал быть объектом целостного познания, он стал изучаться в своей фрагментарной разорванности и «улавливаться» в частных обнаружениях (через «фигуры» и «складки»). Одновременно сложилось представление трансгуманистов о неотложном преображении человеческой природы (Гуревич П.С., Спирова Э.М. Размежевания и тенденции современной философской антропологии; Егорова И.В. Упрощённое понимание человека).
  • Изучено отношение трансценденции к человеку и человека к трансценденции. Показано, что человек, будучи просветом трансценденции, может быть понят как трансцендентная имманентность, остальное сущее, ждущее проявления в нём через человеческую интенциональность затаившегося бытия, может рассматриваться как имманентная трансцендентность, а само бытие – как являющаяся в своей неуловимой тайне трансценденция (Гуревич П.С., Спирова Э.М. Размежевания и тенденции современной философской антропологии).
  • Показано, что, оставаясь локальным феноменом в теории познания, квантовая парадигма претендует на реализацию грандиозного эксперимента, воплощающего утопическое преображение социальной и индивидуальной реальности по лекалам поведения элементарных частиц (доклад П.С. Гуревича «Преображение ценностей в квантовой парадигме»).
  • Продолжено изучение граней человеческого бытия. Показано, что в рамках всеобщей десакрализации человеческого бытия, изъятия психологического контекста при анализе эмоций, тотальной попытки свести внутренний мир человека к активности генов или конкретных участков мозга любовь стала трактоваться как болезнь. Доказано, что любовь – не только чувство. Она сохраняет также онтологический и этический аспекты. Любовь можно рассматривать и как мощное средство познания жизни. Она обладает огромным креативным потенциалом (доклад Э.М. Спировой «Любовь как грань человеческого бытия и познания»).
  • Выявлено, что квантовое мышление меняет ценностное отношение к жизни и смерти. Многие философы толковали смерть как трагедию тела. Проблема в этом случае рассматривается в русле биологии, медицины, социологии или психологии. В минувшем году исследован и критически переосмыслен такой подход к проблеме бессмертия, который М. Хайдеггер называл биолого-онтическим (Гуревич П.С. Бессмертие на том и этом свете).
  • Поставлен вопрос о правомочности философии труда как особого блока современных знаний. Это обусловлено девальвацией самого понятия «труда» в наши дни, его обязательности и значимости. Потребительское общество вынашивает идею такого социума, где человек выйдет из сферы трудовой активности, передав эти функции машинам. Такая десакрализация труда рождает множество философских проблем (Гуревич П.С. Философия труда).
  • Раскрыта проблема «Я – Другой» в контексте экзистенциально-феноменологического понимания (Резник Ю.М. Проблема «Я – Другой» в контексте экзистенциально-феноменологического понимания; Резник Ю.М. Человек как экзистенциальный проект (феноменологический анализ); Резник Ю.М. Философия конструирования человека: феноменологический подход).
  • Продолжена разработка проблемы “Я” как предмета обыденного и философского самопознания. Показано, что для антропологии-Я, вбирающей в себя проблематику трансцендентального и априорного уровней сознания, языковой аспект является неотмысливаемой частью (а иногда и истоком) любой полноценной антропологической теории, поскольку язык не только представляет собой один из наиболее значимых компонентов трансцендентального и априорного уровней сознания, но и участвует в конституировании самих этих уровней (Гоготишвили Л.А. Принцип односторонней дуальности в не-философии Ф. Ларюэля: антропологическое измерение и языковой генезис).