Институт Философии
Российской Академии Наук




  Ганс Блюменберг - наука между мифом и метафорой
Главная страница » » Сектор современной западной философии » Конференции и семинары » Западная философия XIX–ХХ в.: nomina incognita » Ганс Блюменберг - наука между мифом и метафорой

Ганс Блюменберг - наука между мифом и метафорой

Ганс Блюменберг: наука между мифом и метафорой

 

И.А. Михайлов

 

 

Одним из непризнанных классиков философии двадцатого века является Ганс Блюменберг (1920–1996). За долгие годы необычайно плодотворной научной деятельности ему удалось предложить парадигмальные изменения по крайней мере в трех областях современного гуманитарного знания: в исследованиях становления науки нового времени, в теории мифа, а также в интердисциплинарных исследованиях языка. Последнее из направлений сегодня более известно как метафорология – программное сочинение под названием «Парадигмы к метафорологии» (Paradigmen zu einer Metaphorologie) Блюменберг публикует в 1960-м году, одновременно с выходом в свет «Истины и метода» Г.-Г. Гадамера. В последующие десятилетия Блюменберг становится одним из инициаторов коллективного исследовательского проекта, посвященного проблемам поэтики, литературы и герменевтики. С 1969 г. с началом выпуска серии «Поэтика и герменевтика», эта программа приобретает широкую известность. К наиболее известным участникам группы, кроме самого Блюменберга, принадлежали Ганс Роберт Яусс, позднее прославившийся работами по литературной герменевтике, а также Райнхард Козеллек, автор теорий в области методологии истории. В работе группы принимал участие и Дмитрий Чижевский (1894–1977), представлявший в конце 60-х отделение славистики Гейдельбергского университета. С тех пор работы, ведущиеся на границах философии, истории, филологии и искусствознания превратились в одно из наиболее перспективных направлений гуманитарных наук. В поздних работах Г. Блюменберг уточняет свою теорию метафоры, на многочисленных примерах убедительно показывая, что притязания философии на «строгое и общезначимое знание» оказываются ограничены неустранимой образностью, метафоричностью нашего языка.