Институт Философии
Российской Академии Наук




  Метафизика, здравый смысл и анализ в философии Родерика М. Чизолма
Главная страница » » Сектор современной западной философии » Конференции и семинары » Западная философия XIX–ХХ в.: nomina incognita » Метафизика, здравый смысл и анализ в философии Родерика М. Чизолма

Метафизика, здравый смысл и анализ в философии Родерика М. Чизолма

Метафизика, здравый смысл и анализ в философии Родерика М. Чизолма

 

 

Макеева Л.Б.

 

 

Американский философ Родерик Чизолм, наряду И.В.О. Куайном, П. Стросоном, У. Селларсом и Н. Прайором, внес значительный и оригинальный вклад в реабилитацию метафизики в аналитической философии. Восприняв у Куайна идею онтологических обязательств, Чизолм применил ее для анализа не научных теорий, а знаний обычных людей. Сциентизму и натурализму Куайна он противопоставил подход, который, используя выражение Ч. Пирса, можно назвать «критическим здравомыслием» («critical commonsensism»). В результате выстроенная им онтология в определенных аспектах (выделение двух онтологических категорий – свойств и индивидуальных вещей, обладающих этими свойствами; признание особого онтологического статуса личностей и др.) напоминает дескриптивную метафизику Стросона, однако методы анализа этих двух философов существенным образом различаются. Чизолм видит свою задачу в том, чтобы, отталкиваясь от известных в философии затруднений, так определить соответствующие философские понятия, чтобы разрешить эти затруднения. Кроме того, важную роль в его философском анализе играет понятие интенциональности, которое он кладет в основу своей теории референции, признавая тем самым первичность мышления по отношению к языку. Специфика метафизического подхода Чизолма демонстрируется на примере его теории личностей.