Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет за 2006 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор современной западной философии » Научные результаты » Научный отчет за 2006 год

Научный отчет за 2006 год

Отчёт сектора современной западной философии за 2006 год


Результаты законченных исследований

Изучена проблема методического сомнения крупнейшего французского мыслителя XVII века, основоположника европейской философии Нового времени Рене Декарта. Предложена целостная историко-философская реконструкция учения Декарта о сомнении и его преодолении, выявлено значение радикального сомнения как истинного начала метафизики Декарта, рассмотрены основные особенности, этапы и итоги применения процедуры методического сомнения в его философии, прослежена связь методического сомнения с картезианской концепцией философии, знании я и истины, с теоретико-познавательными основоположениями философии Декарта и его учением о методе. Особое внимание уделено отношению Декарта к университетской схоластике и скептицизму Возрождения как двум ведущим интеллектуальным тенденциям XVI-XVII веков.
Результаты исследования опубликованы в книге: Дмитриев Т.А. «Проблема методического сомнения в философии Рене Декарта» (М.: ИФРАН, 2006 г.).
Проведено изучение разработки теоретической и прикладной проблематики современной политической философии: природа государства модерна в свете современных дебатов о его светском характере; природа современных моральных и политических обязательств, границы либерального понимания политики, роль нацоналистической идеологии в современной политике, особенности развития левой мысли в современной России.

Результаты исследований опубликованы:
Дмитриев Т.А., Фетисов М.С. Левые // Мыслящая Россия: Картография современных интеллектуальных тенденций. М.: Наследие Евразии, 2006.
Дмитриев Т.А. Доброе зло или злое добро // Политический журнал. М., 2006, № 117.
Проведено исследование философии как оптимальной дисциплины для выработки базовых навыков учащихся, необходимых для грамотного разумного рассуждения, умения мыслить критически и творчески, делать логически грамотные выводы и др. Проблемный характер философии, её способность приводить в действие познавательные, этические и эстетические способности учащихся позволяет в её рамках обсуждать широчайший спектр вопросов; универсальность философских понятий и категорий позволяет преодолевать фрагментарность школьного знания, делать его связным и осмысленным для детского восприятия. Предпринятые исследования приводят к выводу: необходимо ввести в российское школьное образование преподавания философии с целью использования её потенциала для выработки у детей навыков разумного мышления; философское обучение следует практиковать уже в начальных классах.

Результаты исследований опубликованы:
Юлина Н.С. Философия как инструмент наработки базовых навыков мышления // Материалы второй Международной научно-практической конференции «Философия – детям» (М., май 2006 года).
Юлина Н.С. Улучшение качества мышления: «сократический диалог» и интеракция с компьютером» // Искусственный интеллект. Междисциплинарный подход. М.: Изд. ИИНТЕЛ, 2006.

Книги, опубликованные вне ИФ РАН

Руткевич А.М. Консерваторы ХХ века. М.: Изд-во РУДН, 2006. (180 с. 10,27 уч.-изд л.; формат: 60/90/16; тираж: 500 экз.).
Руткевич А.М. Прошлое историка. М.: ГУВШЭ, 2006. (50 с. 3,8 уч.-изд. л.; формат: 60/84/1/16).
Руткевич А.М. Феномен прошлого. М., 2006.
Руткевич А.М. [Перевод с франц.]. Лео Штраус. О тирании. Пер. с нем. (в соавт.) и предисловие: Политическая философия Л.Штрауса. СПб.: изд. СПб Университета, 2006. (327 с. 17,5 уч.-изд. л.; формат: 84/108/1/32; тираж:2000 экз. гриф: ИФРАН).
Руткевич А.М. [Перевод с франц.]. А. Кожев. Понятие власти. М.: Праксис, 2007. (тираж: 2000 экз.).
Старовойтов В.В. [Перевод с англ.:] Пол Розен «Фрейд и его последователи». СПб.: ВЕИП, 2006. (654 с., 42 уч.-изд.л.; формат: 70х100; тираж: 1000 экз.).
Старовойтов В.В. [Перевод с англ.:] Генри Кристалл. Аффект, травма, Алекситимия. Интеграция и исцеление. 2006. (30 а.л.).

Другие публикации

1. Вдовина И.С. П.Рикёр. Феноменолого-герменевтическая методология анализа произведений искусства // Теория художественной культуры. Выпуск 10. М. ГИИ. 2006.
2. Дмитриев Т.А. (в соавт.). Левые // Мыслящая Россия: Картография современных интеллектуальных тенденций. М.: Наследие Евразии, 2006.
3. Дмитриев Т.А. Доброе зло или злое добро // Политический журнал. М., 2006, № 117.
4. Дмитриев Т.А. Многоликий Янус национализма (рец. На книгу: Малахов В.С. Национализм как политическая идеология. М.: Изд. дом «Университет», 2005) // Космополис. М., 2006. № 2.
5. Старовойтов В.В. Современный психоанализ и здоровье человека // Актуальный Фрейд. М.: Изд. «Гуманитарий», 2006.
6. Старовойтов В.В. Классический психоанализ в свете герменевтических критериев // Психоаналитический вестник. М., 2006. № 16.
7. Тавризян Г.М. Г.Марсель. Таинство бытия. Кн. 1: Рефлексия и таинство. Перевод с франц. и вступ. статья// Культурология. М.: ИНИОН РАН. 2006. № 1.
8. Юлина Н.С. Улучшение качества мышления: «сократический диалог» и интеракция с компьютером» // Искусственный интеллект. Междисциплинарный подход. М.: Изд.ИИНТЕЛ, 2006.
9. Юлина Н.С. Что такое физикализм? Сознание, наука, редукция. // Философия науки. М., ИФРАН, 2006.
10. Юлина Н.С. «Философия как инструмент наработки базовых навыков мышления» // Материалы второй международной научно-практической конференции «Философия – детям». Май 2006).

Международное сотрудничество

Работа в качестве российского корреспондента французского Фонда П.Рикёра и Общества Ж.Набера (Мачульская О.И.).
Сотрудничество с Ассоциацией Габриэля Марселя (Париж, Тавризян Г.М.).
Совместные конференции:
Международная конференция «Феномен прошлого» (Руткевич А.М., ВШЭ, апрель 2006
Международный семинар «Памяти Поля Рикёра» (Вдовина И.С., Блауберг И.И. Мачульская О.И. и др. ИФРАН, май 2006).
Международная научно-практическая конференция «Философия – детям» (Юлина Н.С., май 2006).
Международная психоаналитическая конференция «Зигмунд Фрейд: основатель новой научной парадигмы; психоанализ в теории и практике» (В.В.Старовойтов, 16-17 декабря 2006).

Сотрудничество с вузами

Курсы лекций, прочитанные в вузах:
1.Философия А.Бергсона (РГГУ, д.ф.н. Блауберг И.И.).
2.«Политическая теория. ХХ век» (ВШЭ, к.ф.н. Дмитриев Т.А.).
3.«Современная западная философия» (колледж философии и теологии им св. Фомы
Аквинского, к.ф.н. Дмитриев Т.А.).
4.«История западной философии (от античности до Х1Х века)» (ВШЭ, к.ф.н. Дмитриев Т.А.)
5.«История европейской философии Возрождения и Нового времени» (ГУГН, к.ф.н.
Дмитриев Т.А.).
6.«Современная западная философия» (ГУГН, к.ф.н. Лифинцева Т.П.).
7.«История религии» (ВШЭ, к.ф.н. Лифинцева Т.П.).
8.«Философия религии» (ВШЭ, к.ф.н. Лифинцева Т.П.).
9.«Общий курс философии» (ВШЭ, к.ф.н. Лифинцева Т.П.)
10.«Современная западная философия (англоязычные страны)» (ГУГН, к.ф.н. Макеева Л.Б.)
11.«Индуктивная и вероятностная логика» (ВШЭ, к.ф.н. Макеева Л.Б.).
12.«Логика» (ВШЭ, к.ф.н. Макеева Л.Б.).
13.«Герменевтика и проблемы перевода» (ИФРАН, ГУГН, МГУ, Мачульская О.И.).
14.«Французский язык для философов» (ИФРАН, ГУГН, МГУ, Мачульская О.И.).
15.«Введение в феноменологию Э.Гуссерля» (ГУГН, к.ф.н. Михайлов И.А.).
16.«”Бытие и время” Мартина Хайдеггера» (ГУГН, к.ф.н. Михайлов И.А.).

Работа с молодыми учёными и студентами

Научное руководство аспирантами (4) и дипломниками (4) (ГУГН, к.ф.н. Михайлов И.А.).
Научное руководство аспирантом (ИФРАН, д.ф.н. Юлина Н.С.).
Научное руководство аспирантом (ИФРАН, д.ф.н. Руткевич А.М.).