Институт Философии
Российской Академии Наук




  Лебедев Андрей Валентинович
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Лебедев Андрей Валентинович

Лебедев Андрей Валентинович

 

Лебедев Андрей Валентинович, ведущий научный сотрудник Института философии РАН.

 

род. 9 мая 1951, г. Москва.

 


Образование


Филологический факультет Ленинградского государственного университета, 1973.



Ученые степени


  • Кандидат филологических наук, 1980: «Реконструкция древнеионийских космогонических текстов (Фалес, Анаксимандр, Гераклит)» (научный руководитель проф. А.И.Доватур, ЛГУ).


Сфера научных интересов

  • Ранняя греческая философия;
  • Аристотель;
  • Античная этика; 
  • Доксография.
Профессиональная деятельность в настоящее время:
  • ИФ РАН: ведущий научный сотрудник Института философии РАН, с 2003 г.
  • РГГУ: читает приглашенные лекции по античной философии в Российском государственном гуманитарном университете, с 2007 г.
  • Критский университет: профессор Критского университета (Associate Professor of Philosophy, University of Crete, Department of Philosophy and Social Studies, Crete, Greece), с 2000 г.
  • Visiting Professor of Philosophy, University of Crete, Department of Philosophy and Social Studies, Crete, Greece, 1996–2000.
  • Associate Visiting Professor, John Hopkins University, Department of Classics, Baltimore, MD, USA, 1990–1992.
  • младший научный/ научный/ старший научный сотрудник Института философии АН СССР, сектор истории философии стран Западной Европы и Америки, 1973–1990.
Стипендии (Fellowships)
  • Visiting Fellow, All Souls College, Oxford University, Oxford, UK, 1995–1996.
  • Visiting Fellow and Perkins Fellow in Humanities, Princeton University, NJ, USA, 1992–1993.
  • Junior Visiting Fellow, Center for Hellenic Studies (Harvard University), Washington, DC, 1989–1990.

Лекционные курсы

  • «История античной философии», – Аспирантура ИФ РАН и ГАУГH, с 2007 по настоящее время.
  • «История античной философии», – Институт восточных культур и античности (ИВКА РГГУ), филологический факультет 2009, 2015.
  • «История античной этики», – Критский университет, Ретимно, Греция (2015).
  • «Проблемы биоэтики в античной философии» в рамках магистерской программы «Биоэтика», – Критский университет, Ретимно, Греция (2007– 2008, весенний семестр).
  • Семинары для аспирантов кафедры философских и социальных наук: «Государство» Платона (2004); «Гераклит» (2005); «Этика Аристотеля» (2006).
  • с/к «Досократики», – филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, каф. классической филологии, весна 2004.

Публикации

КНИГИ

 

Лебедев А.В. Логос Гераклита. Реконструкции мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов)/ Российская академия наук, Институт философии. – СПб.: Наука, 2014. – 533 с. – (Сер. «Слово о сущем»). – ISBN 978-5-02-038399-9

  • Монография состоит из двух частей. Часть I содержит очерк жизни и философии (логоса) Гераклита Эфесекого (ок. 540 – ок. 480 гг. до н. э.), а также анализ его метафорического языка, без понимания которого путь к философской мысли Гераклита закрыт. Основной вывод: Гераклит был не физикалистом-«досократиком», а этико-политическим и теологическим мыслителем реформаторского склада, его трактат во многом предвосхищает проблематику «Государства» Платона, а в этике и философии природы содержит все основные положения стоицизма. Часть II представляет собой новое критическое издание греческого текста (логоса) сохранившихся фрагментов Гераклита с русским переводом и комментарием. Это издание отличается от предшествующих не только новой редакцией греческого текста, но и самим составом и расположением фрагментов, стремящимся, по возможности, реконструировать в общих чертах первоначальный текст и структуру утраченного трактата Гераклита «О природе».

 

Фрагменты ранних греческих философов. Часть I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Издание подготовил А.В.Лебедев. М.: Наука. 1989. – 576 с.

  • Книга содержит перевод всех сохранившихся фрагментов доплатоновских философов от орфиков до атомистов (исключая последних), а также биографических и доксографических свидетельств о них. В основу положены собрание Дильса-Кранца и новейшие отдельные издания, дополненные переводчиком.

 

СТАТЬИ


  • Происхождение и филиация источников доксографической традиции «Placita philosophorum» (Арий Дидим, Псевдо-Плутарх, Стобей, Феодорит, Немесий, Порфирий) // Индоевропейское языкознание и классическая филология-ХХ (2). Чтения памяти И.М. Тронского. СПб., 2016. С. 573–633. (на англ. языке). – (текст в формате PDF).

В первой части статьи излагаются и дополняются аргументы автора против доксографической теории Дильса, прежде всего против атрибуции «Мнений философов» плохо засвидетельствованному автору Аэтию. Кроме того рассматривается жанровая принадлежность сохранившегося трактата Псевдо-Плутарха De placitis philosophorum и формулируется гипотеза, согласно которой в первоначальной форме этот текст представлял собой учебник физической философии (παραδώσειν!), в котором было не 6, а намного больше авторских определений ключевых понятий. Этот утраченный текст мы называем «более полным Плутархом» и обозначаем его как P+. Архетипом сохранившегося Плутарха (P) был, согласно нашей гипотезе, персональный список христианского апологета, которого интересовали исключительно «разногласия» именитых эллинских философов и их споры между собой, поэтому в своей копии он опустил как ненужные и даже нежелательные почти все авторские определения и другие «догматические» части, так как они служили примером общепризнанного знания, а не «разногласия». Во второй части рассматривается комплекс проблем, которые касаются как отношения между P+ и Стобеем, так и между двумя этими источниками и Арием Дидимом. К 8 известным авторским определениям, сохранившимся у Плутарха и Стобея, мы добавляем два неизвестных из Стобея. Первое из них (определение ἀνάγκη, Ι,4,7b) мы связываем с леммой Διδύμ, откуда следует, что компендий P+ был известен Стобею как сочинение Ария Дидима. Трактат Тертуллиана «О душе» содержит второе свидетельство об авторстве Ария Дидима (apud Arium). В последнем разделе статьи дается новая филиация доксографических источников, соотносимых с традицией Placita philosophorum, в виде древа (stemma), в котором центральная роль отводится и не гипотетическому «Теофрасту» Дильса, и не призрачному «Аэтию», а настоящему гиганту пост-эллинистической философии Арию Дидиму, учителю императора Августа.

В статье показано, что «Теогония» Эпименида, в авторстве которого не сомневался Аристотель, была написана в конце 7-го - начале 6-го в. до н. э., а дошедший текст содержит аутентичное ядро. Представления о Ночи как первоначале, о космогоническом яйце, реинкарнации душ и др. были заимствованы орфиками у Эпименида, а не наоборот. Эпименид, «жрец Зевса и Реи», опирался на местную традицию, возможно, восходящую к позднеминойскому времени. В работе затрагивается и решается по-новому вопрос о происхождении и источниках Орфической теогонии.

  • Алфавитная аналогия в греческой философии: Гераклит, Демокрит, Платон //Вопросы философии. 2014. № 6. С. 64–70.
  • Рецензия на кн.: Гераклит Эфесский. Все наследие. На языках оригинала и в русском переводе / Издание подготовил С.Н.Муравьев. М.: Ad Marginem, 2012 // Вестник древней истории. 2013. №4. (текст в формате PDF).
  • Избавляясь от досократиков // Философия в диалоге культур: Материалы Всемирного дня философии. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 177–183. – (текст в формате PDF).
  • Западногреческие философские поэмы и гомеровская традиция: преемственность или разрыв? // Индоевропейское языкознание и классическая филология-XV (Чтения памяти проф. И.М.Тронского). Материалы международной конференции. СПб., 2010. С. 359–368.
  • Греческая философия как реформа языка // Индоевропейское языкознание и классическая филология-XIV (Чтения памяти проф. И.М.Тронского). Материалы международной конференции. СПб., 2009. С. 359–368. – (текст в формате PDF)
  • Homo Loquens: К этимологии греческого и славянского слова – человек // Балканские чтения-3: Лингво-этнокультурная история Балкан и Восточной Европы. Тезисы и материалы симпозиума. М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1994.
  • Проблема аутентичности ΑΡΧΗ как милетского термина (к интерпретации свидетельства Теофраста) // Материалы к историографии античной и средневековой философии. М.: ИФ АН, 1990. С. 24–44.
  • Агональная модель космоса у Гераклита // Историко-философский ежегодник’87. М.: Наука, 1987. С. 29–46.
  • Происхождение имени Орфея // Балканы в контексте Средиземноморья: Проблемы реконструкции языка и культуры. М.: Наука, 1986. С. 37–39.
  • Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского) // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 51–66.
  • Фалес и Ксенофан // Античная философия в интерпретациях буржуазных философов. М., 1981. С. 1–16.
  • АРИСТОТЕЛЬ. О небе / Пер. с др.-греч. А.В.Лебедева // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Том 3. М.: Мысль, 1981.
  • Геометрический стиль и космология Анаксимандра // Культура и искусство античного мира. М., 1980. С. 100–124.
  • ΨΥΧΗΣ ΠΕΙΡΑΤΑ (о денотате термина в космологических фрагментах Гераклита 66–67 Marcovich // Структура текста. М., 1980. С. 118–147.
  • ΠΑΤΗΡ–ΔΗΜΙΟΥΡΓΟΣ–ΒΑΣΙΛΕΥΣ. Синонимия метафорических кодов в древнегреческих космогонических текстах // BALCANO–BALTO–SLAVICA. Симпозиум по структуре текста / Под ред В.В.Иванова. М., 1979. С. 24 слл. 
  • ΨΗΓΜΑ ΣΥΜΦΥΣΩΜΕΝΟΝ. Новый фрагмент Гераклита (реконструкция металлургической метафорики в космогонических фрагментах Геркалита // Вестник древней истории. 1979. № 1. С. 39–54; 1980. № 2. С. 43–58.
  • Об изначальной формулировке традиционного тезиса ΤΗΝ ΑΡΧΗΝ ΥΔΩΡ ΕΙΝΑΙ // Balcanica. Лингвистические исследования. M., 1979. С. 167–176.
  • ΑΡΧΗ и ΤΟ ΠΕΡΙΕΧΟΝ у досократиков // Античная балканистика-3: языковые данные и этнокультурный контекст Средиземноморья. Тезисы конференции. М.: Ин-т славяноведения и балканистики РАН, 1978. С. 33–35.
  • ТО ΑΠΕΙΡΟΝ: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель // Вестник древней истории. 1978. № 1. С. 39–54; № 2. С. 43–58.

 

  на английском языке


  • The Metaphor of Liber Naturae and the Alphabet Analogy in Heraclitus’ Logos Fragments (With some remarks on Plato’s "dream theory" and the origin of the concept of elements) // Heraklit im Kontext (Studia Praesocratica series) / Hrsg. E. Fantino, U. Muss, Ch.Schubert, K. Sier, Walter de Gruyter: Berlin/ New York, 2016, pp. 234268.
  • The Origin and Transmission of the Doxographical Tradition Placita Philosophorum(Arius Didymus, Ps.-Plutarch, Stobaeus, Theodoret, Nemesius, Porphyrius) // Indo-European Linguistics and Classical Philology– XX (2). Proceedings of the 20th Conference in Memory of Professor Joseph M. Tronsky, June 20–22, 2016. P. 573–633. – (текст в формате PDF).
  • // Hermes. Bd. 128. Heft 4. 2000. S. 385–391.
  • The Justice of Chiron (Titanomachia, Fr. 6 and 11 B.) // Philologus. Bd. 142. No. 1. 1998. P. 3–10.
  • // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. Bd. 112. 1996. S. 279–283.
  • // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. Bd. 112. 1996. S. 268–278.
  • // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. Bd. 112. 1996. S. 263–268.
  • Orpheus, Parmenides or Empedocles? The Aphrodite Verses in The Naassene Treatise of Hippolytus' Elenchus // Philologus 138. 1994. S. 24–31.
  • Alcmaeon on Plants: A New Fragment in Nicolaus Damascenus // Parola del Passato 273. 1993. P. 456 ff.
  • // Apeiron. Vol. 23. No. 2. 1990. P. 77–85.
  • Heraclitus in Pap. Derveni // Zeitschrift fur Papyrologie und Epigraphik. Bd. 79. 1989.
  • Did the Doxographer Aëtius Ever Exist? // Philosophie et Culture: Actes Du XVIIe Congrès Mondial de Philosophie / Edited by Venant Cauchy. Montréal: Montmorency, 1988. P. 813–817. – (текст в формате PDF).
  • Anaximander the originator of the mixis theory of matter and the founder of the mechanistic physics // Ionian Philosophy. First International Conference of Greek Philosophy (Samos 27-31 August 1988). 1988. P. 56–57. – (текст в формате PDF).
  • The imagery of "Lampadedromia" in Heraclitus // Filosopfia (Φιλοσοφια). 1987–1988. No. 17–18. Σ. 233–257.
  • The Cosmos as a Stadium: Agonistic Metaphors in Heraclitus’ Cosmology // Phronesis. 1985. Vol. 30. No. 2. 1985. P. 131–150.
  • A new fragment of Xenophanes // Studi di filosofia preplatonica. Napoli, 1985. P. 13 sqq.
  • Φύσις ταλαντεύουσα: Neglected fragments of Democritus and Metrodorus of Chios // Proceedings of the Ist International Congress on Democritus. Vol. 1. Xanthi: International Democritean Foundation, 1984. P. 13–18.

 

Рецензии


  • Рецензия на кн.: Гераклит Эфесский. Все наследие. На языках оригинала и в русском переводе / Издание подготовил С.Н.Муравьев. М.: Ad Marginem, 2012 // Вестник древней истории. 2013. №4. (текст в формате PDF).



Словари и энциклопедии


  • Большая Российская энциклопедия: В 30 т. М.: Росс. энциклопедия, 20052015. Цикл статей по античной философии:
  • Т. 1 (2005): Анаксимандр; Анаксимен.
  • Т. 2 (2005): Антифонт; Аристотель; Аристотелизм; Архе; Аэтий.
  • Т. 6 (2006): Гераклит.
  • Т. 7 (2007): Горгий.
  • Т. 9 (2007): Дике; Диоген Аполлонийский; Диоген Лаэртий; Досократики.
  • Т. 10 (2008): Зенон Элейский; Идея.
  • Т. 13 (2009): Карнеад; Катарсис; «Категории»; Киники.
  • Т. 14 (2009): Киренаики.
  • Т. 15 (2010): Космос; Крантор; Кратет; Кратил.
  • Т. 16 (2010): Ксенократ; Ксенофан.
  • Т. 17 (2010): Левкипп;  Ликей.
  • Т. 18 (2011): Лукреций; Майевтика; Макробий.
  • Т. 19 (2013): Марк Аврелий; Материя; Мегарская школа; Мелисс.
  • Т. 24 (2014): Орфизм.
  • Т. 25 (2014): Панетий; Пантеизм; Папп Александрийский; Парменид; Перводвигатель; Перипатетическая школа.
  • Т. 26 (2014): Платон.
  • Т. 30 (2015): Сократ.

 

Конференции

(координационная и организационная работа)

  • Руководитель секции «Древнегреческая философия – Досократики» («Ancient Greek philosophy-Presocratic philosophy»), XXIII Всемирный Философский Конгресс «Философия как познание и образ жизни» (4-10 августа 2013 г., Афины, Греция).

Конференции

(доклады)

2016

  • Доклад «Placing the Ionian ΠΕΡΙ ΦΥΣΕΩΣ ΙΣΤΟΡΙΑ in Context: the Role of Seafaring, Navigation and Milesian Colonization in the Birth of Greek Science» // International Conference EX IONIA SCIENTIA: “Knowledge in Archaic Greece”, organized by the Universities of Southern Illinois (USA) and University of Athens, Athens, Greece, 11‒14 December 2016.
  • Приглашенная лекция «Папирус из Дервени и греческое просвещение» // Кафедра классической филологии Нью-Йоркского университета, США, 3 ноября 2016.
  • Доклад «Гераклит о поведении животных и человеческих ценностях» // 9-я ежегодная конференция «Проблемы биоэтики и науки о жизни» (“Retreat”), Критский университет, г. Ретимно, Греция, 21‒23 октября 2016.
  • Доклад «Аристотелевская добродетель как моральный фитнес и форма воли: несколько сображений по поводу семантики терминов proairesis/proairetikos» // Всемирный философский конгресс «Философия Аристотеля. 2400 лет», Афинский университет, г. Афины, Греция, 9‒15 июля 2016.
  • Доклад «Происхождение и трансмиссия доксографичской традиции Placita philosophorum (Arius Didymus, Ps.Plutarch, Stobaeus, Theodoret, Nemesius, Porphyrius)» // Международная конф. «Индоевропейское языкознание и классическая филология. Чтения памяти И.М. Тронского‒XX (2)», г. Санкт-Петербург, 20‒22 июня 2016.

2015

  • «"Теогония" Эпименида Критского и происхождение орфико-пифагорейского учения о реинкарнации» // Индоевропейское языкознание и классическая филология. Чтения памяти И.М.Тронского, 22–24 июня 2015 г. Институт лингвистических исследований АРА РАН, Санкт-Петербург.
  • «Προσκεκλημένος ομιλητής με εισήγηση The Origin and Early Transmission of the Imperial Placita philosophorum Tradition (Arius Didymus, Ps.Plutarch, Stobaeus)» // International Colloquium The Placita of Aetius: Foundations for the Study of Ancient Philosophy, Королевский колледж университета Мельбурна, Мельбурн, 1‒4 декабря 2015.

2013

  • «This logos» as Liber Naturae in Heraclitus B 1 and B 50 DK» (доклад на английском языке) // Международная конф. Гераклит Эфесский и его время (Heraklit von Ephesos und seine Zeit), 7–12 октября 2013, Сельчук, Турция.
  • «Идеализм в ранней греческой философии: пифагорейцы и элеаты» («Idealism in early Greek philosophy: The case of Pythagoreans and Eleatics») (доклад на английском языке) // XXIII Всемирный Философский Конгресс «Философия как познание и образ жизни» (4–10 августа 2013 г.), Афины, Греция.
  • Гераклит и «старинная вражда» между философией и поэзией (Plato, Resp. 607B) // Международная конф. Гаспаровские чтения-2011. РГГУ–ИВКА (Москва, 1416 апреля 2011).
  • Западногреческие философские поэмы и гомеровская традиция: преемственность или разрыв? // Международная конф. Индоевропейское языкознание и классическая филология-XIV (Чтения памяти проф. И.М.Тронского). Институт лингвистических исследований РАН. Санкт-Петербург, 2010.
  • Западногреческие философские поэмы и гомеровская традиция: преемственность или разрыв? // Международная конф. Гаспаровские чтения-2010. РГГУ– ИВКА (Москва, 1517 апреля 2010).
  • Греческая философия как реформа языка // Международная конф. Индоевропейское языкознание и классическая филология-XIII (Чтения памяти проф. И.М.Тронского). Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург, 2009.
  • Избавляясь от досократиков // Философия в диалоге культур. Международная научная конф. в рамках празднования Всемирного дня философии. Москва, Институт философии, ноябрь 2009.
  • Дервенийский папирус и Продик Кеосский // Международная конф. Индоевропейское языкознание и классическая филология (Чтения памяти проф. И.М.Тронского). Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург, 23– 25 июня 2008).
  • Смерть Гомера и мировая загадка: об одной эпистемологической метафоре у Гераклита // Международная конференция Гаспаровские чтения-2007. РГГУ, Москва, 12 апреля 2007.
  • Flux and personal identity in Heraclitus // Self and Personality in Ancient Philosophy. University of Crete. Department of Philosophy and Social Studies. Rethimno, 25–26 May 2007.
  • Aristotle against Aristotle? The reconsideration of the theory of moral virtue in Aristotle's Eth.Nic. VI // First International Conference Ethics and Politics. University of Crete, Department of Philosophy and Social Studies, Heraklio, Crete, Greece (24–28 May 2006).

 

 

Контакты