Институт Философии
Российской Академии Наук




  Кричевский Андрей Владимирович
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Сотрудники » Кричевский Андрей Владимирович

Кричевский Андрей Владимирович

Andrej Kritschewskij

Кричевский Андрей Владимирович, старший научный сотрудник ИФ РАН.

 

 

Год и место рождения


27 мая 1960, г. Москва.

 

 

Образование


Философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова, 1984.

 

 

Ученые степени

 

  • Кандидат философских наук, 1992: «Концепция абсолютного духа в философии Гегеля» (ИФ РАН).


Сфера научных интересов

  • немецкая философская мистика XIII–XIV веков;
  • немецкая классическая философия;
  • философия позднего Шеллинга;
  • история западноевропейской метафизики и ее влияние на российскую философскую мысль;
  • метафизика как философское размышление об абсолюте.

Лекционные курсы

Философия Шеллинга (в рамках курса «История немецкой классической философии») // Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), философский факультет.

 

Исследовательские проекты

«Мистика умозрения и философия откровения: прорыв человеческого духа к абсолюту в понимании Гегеля и позднего Шеллинга (сравнительный анализ двух философско-теологических концепций)», грант РГНФ (№ 08-03-00178а), 2008–2010. В рамках проекта опубликованы две индивидуальных монографии (2009 и 2011 гг., см. раздел "Публикации").

 

  • В конце 2015 года А. Кричевский завершил работу над индивидуальной монографией "Сила небытия: метафизика за пределами онтологии", посвященной принципиально парадоксальной теме о возможности построения философского учения об абсолюте (метафизика) за пределами учения о бытии (онтология). В книге показывается, каким образом такая постановка вопроса может опираться на определенную философскую традицию, простирающуюся по крайней мере от неоплатонизма до позднего Шеллинга и С. Франка. Анализируются понятия "актуально бесконечного бытия" (у Гегеля и Шеллинга), "сверхбытийственной реальности" (у Франка), а также – и прежде всего – соотношение понятий "триединства", "единства", "бытия", "небытия" и "свободы" в свете интуиции актуально бесконечного "можествования", развиваемой поздним Шеллингом. Рассматривается вопрос о том, какой метафизический смысл может иметь тезис о небытии Бога именно в этом контексте.
Творческие планы

Исследование влияния позднего Шеллинга на русскую философию XIX–начала XX вв. (П. Флоренский, В.С. Соловьев, Н.О.  Лосский, С.Л. Франк).

 

Публикации






Монографии

 


Сила небытия: Метафизика за пределами онтологии. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 591 с. 

  • Монография посвящена принципиально парадоксальной теме: возможность построения учения об абсолюте за пределами учения о бытии. В контексте определенной философской традиции (от неоплатонизма до позднего Шеллинга) анализируется возможность постижения абсолюта как силы, стоящей не только над бытием, но и над отрешенным от бытия единством, а тем самым – над метафизическим универсумом как таковым. Рассматривается вопрос о том, какой смысл может иметь тезис о небытии Бога именно в этом контексте. Для философов, теологов и всех интересующихся ключевыми проблемами, с которыми имеет дело мышление об абсолюте.

Книгу в бумажном либо электронном виде можно приобрести на сайте издательства Директ-Медиа: http://www.directmedia.ru/book_429053_sila_nebytiya/



Абсолютный дух сквозь лики триединства: сравнительный анализ философско-теологических концепций Гегеля и позднего Шеллинга. М.: ИФ РАН, 2011. – 238 с.

  • В книге продолжено исследование, основные общеметафизические аспекты которого были проработаны в монографии «Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга». Автор проводит сравнение концепций Гегеля и позднего Шеллинга прежде всего по следующим основаниям: (1) соотношение диалектики понятия и метафизики свободы в контексте учения о триединстве абсолютного духа; (2) отношение к традиции немецкой философской мистики (продолжение темы, фактически уже начатой в разделе первой книги, посвященном анализу установки спекулятивного символизма); (3) место мира и человека в структуре абсолюта. Для философов, теологов и всех, кого интересуют фундаментальные проблемы метафизики и надконфессионального умозрительного богословия. (Полный текст книги в формате PDF)

Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. М.: ИФ РАН, 2009. – 200 с.

  • Монография представляет собой первую – общеметафизическую – часть исследования, где впервые в историко-философской литературе предпринимается попытка на основе детальной проработки соответствующих текстов и воспроизведения основных ходов мысли и интуиций Гегеля и Шеллинга провести сравнительный анализ их учений об абсолюте. В центре рассмотрения – проблема бесконечности, свободы и триединства абсолюта как абсолютного духа, а также размышления о возможностях и пределах его умозрительного познания. Показано, каким образом Гегель вплотную подходит к пониманию абсолюта как абсолютно свободного субъекта бытия, т. е. как раз к тому пункту, с которого Шеллинг начинает построение так называемой «позитивной философии». Предназначается философам, теологам и всем тем, кого интересуют фундаментальные проблемы метафизики, кто хочет научиться активному владению некоторыми разработанными в рамках западноевропейской философской культуры приемами мышления об абсолюте. (Полный текст книги в формате PDF)

 


 

 

 

Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля / М.Ф. Быкова, А. В. Кричевский. М.: Наука, 1993. – 272 с.

  • В книге анализируются такие ключевые для гегелевской философии понятия, как «рассудок», «разум», «мышление», «дух» и «абсолютный дух». В написанной А. Кричевским главе "Метафизический смысл учения Гегеля об абсолютном духе" (с. 134 - 267) выявляется центральная метафизическая интуиция Гегеля и показывается ее глубинная связь с традицией немецкой философской мистики, идущей от Экхарта. В этом контексте впервые обосновывается спекулятивно-теологическая интерпретация гегелевской концепции абсолютного духа, позволяющая сформулировать главный парадокс гегелевской системы и понять его смысл, а именно то, каким образом абсолютный дух, предстающий у Гегеля как результат диалектической "возгонки" человеческого духа до уровня абсолюта, и абсолютный дух, выступающий как абсолютное первоначало, могут и должны быть постигнуты как одна и та же метафизическая реальность.

 

Статьи

  • Претензии и ограниченность спекулятивного разума // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 159–167.
  • Имеют ли атеизм и религиозное сознание общую основу в философии Гегеля? Как получается, что два противоположных типа мировоззрения ссылаются на одну и ту же метафизику? // Судьбы гегельянства: философия, религия и политика прощаются с модерном. М.: Республика, 2000. С. 147–161.
  • Абсолют. Бог (раздел Доказательства бытия бога). Панлогизм // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2000-2001. Т. 1. С. 11–13. С. 285–286. Т. 3. С. 190.
  • Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная теология // Вопросы философии. 1993. № 5. С. 161–172.
  • Понятие абсолютного духа в философии Гегеля // Историко-философский ежегодник-1991. М.: Наука, 1992. 

 

на немецком и английском языках


  • Kritschewskij A. Absolutheitsanspruch des spekulativen Idealismus bei Hegel und die Grenze der Rationalitaet (2002) // Sammelpunkt. Elektronisch archivierte Theorie.
  • Krichevskii A. Proofs of the Existence of God in the Light of Hegel's Doctrine of Absolute Spirit // Russian Studies in Philosophy. Summer 1999. Vol. 38, n. 1. New York, 2001. P. 79–95. 
  • Kritschewskij A. Haben Atheismus und religioeses Bewusstsein einen gemeinsamen Sachgrund in Hegels Philosophie, und wie kommt es, dass sich zwei entgegengesetzte Weltanschauungsweisen auf dieselbe Metaphysik berufen? Warum ist Hegel so zweideutig? // Die Folgen des Hegelianismus: Philosophie, Religion und Politik im Abschied von der Moderne. Muenchen: Wilhelm Fink, 1998. S. 147–161.
  • Kritschewskij A. Spekulativ-theologischer Symbolismus als das Denken des Absoluten. Zum Problem des absoluten Selbstbewusstseins bei Hegel // Der Mensch und seine Frage nach dem Absoluten. Muenchen: Peter Kindt, 1994. S. 129–155.

Переводы

Переводы с немецкого языка на русский

  • Дюзинг К. Идеалистическая концепция самосознания в гегелевской концепции «Феноменологии» // «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. Москва: Канон+, 2010. С. 220–236.
  • Хоффманн Т. Глубина духа, достоверно знающего себя самого // Там же. С. 411–438.
  • Бенеш Г. Атлас по психологии. Т. 2. М.: Рыбари, 2005.
  • Маннинен Ю. Как возник физикализм? // Философия и история философии: Актуальные проблемы: К 90-летию академика Т. И. Ойзермана. М.: Канон+, 2004. С. 466–497.
  • Хюбнер К. Метафизика и откровение // Там же. С. 497–515.
  • Козелек Р. Прошедшее будущее. К вопросу о семантике исторических времен // Логос. 2003. № 8.
  • Меггле Г. Мысли об иракской войне // Логос. 2003 (специальный выпуск «Война»). С. 52–69.
  • Хабермас Ю. Что означает низвержение памятника? // Там же. С. 89–96.
  • Вальденфельс Б. Одновременность неоднородного. Современный порядок в зеркале большого города // Логос. 2002. № 3–4. С. 332–350.
  • Зиммель Г. Флоренция // Там же. С. 87–91.
  • Зиммель Г. Венеция // Там же. С. 92–96.
  • Судьбы гегельянства: Философия, религия и политика прощаются с модерном. М.: Республика, 2000 .
  • Юнг К.Г. О психологии бессознательного // Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. С. 25–172.
  • Вульф Э. Перечеркнувшая себя интенциональность: Бред как попытка субъекта изъять себя из общественных отношений и истории // Независимый психиатрический журнал. 1994. № 2. С. 5–13.

с русского на немецкий

  • Nazarchuk A. Ethik der globalen Gesellschaft: Eine Analyse im Lichte der sozialethischen Konzeption von Karl-Otto Apel. Freiburg; München: Verlag Karl Alber, 2009. – 469 S. (ок. 30 а.л.).
  • Lektorsky W. Kant, radikaler Konstruktivismus und konstruktiver Realismus in der Epistemologie // Kant im Spiegel der russischen Kantforschung heute. Stuttgart; Bad Cannstatt. 2008 (перевод статьи акад. В.А.Лекторского «Кант, радикальный конструктивизм и конструктивный реализм в эпистемологии»).
  • Abdussalam A. Gussejnow. Moral und Politik. Ein Kommentar zu Leo Trotzkijs „Ihre Moral und unsere“ // Politik, Moral und Religion – Gegensätze und Ergänzungen. Festschrift zum 65. Geburtstag von Karl Graf Ballestrem / Herausgegeben von Lothar R. Waas. Berlin: Duncker&Humblot, 2004. S. 323–341 [Beiträge zur Politischen Wissenschaft. Bd. 132] (перевод статьи акад. А.А.Гусейнова "Мораль и политика: Теоретический комментарий к статье Троцкого Их мораль и наша").
  • Die Folgen des Hegelianismus: Philosophie, Religion und Politik im Abschied von der Moderne. München: Wilhelm Fink, 1998 (перевод русскоязычных материалов на немецкий яз.).

с французского на русский

  • Сартр Жан-Поль. Трансцендентность Эго. Набросок феноменологического описания // Логос. 2003. № 2. С. 86–121.

Научно-организационная работа

  • Член редколлегии сборника материалов международной конференции «200 лет Феноменологии духа Гегеля» (Москва, ИФ РАН, 4–7 июня 2007) – перевод и редактирование переводов с немецкого на русский язык.
Конференции
  • Haben Atheismus und religioeses Bewusstsein einen gemeinsamen Sachgrund in Hegels Philosophie, und wie kommt es, dass sich zwei entgegengesetzte Weltanschauungsweisen auf dieselbe Metaphysik berufen? Warum ist Hegel so zweideutig? // Die Folgen des Hegelianismus. Metaphysik, Religion und Politik im Abschied von der Moderne (Marienrode bei Hildesheim), 1996.
  • Spekulativ-theologischer Symbolismus als das Denken des Absoluten. Zum Problem des absoluten Selbstbewusstseins bei Hegel // Der Mensch und seine Frage nach dem Absoluten (Hochschule für Philosophie, München), 1993.

 

Объявления  
Контакты