Институт Философии
Российской Академии Наук




  Книги
Главная страница » » Сектор истории западной философии » Книги

Книги

 

Анатомия философии: как работает текст: Сборник статей / Составитель и отв. редактор Ю.В. Синеокая / Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: Издательский Дом ЯСК, 2016. – 968 с., ил. – ISBN 978-5-9908330-5-0. Тираж 600 экз.

 

Иллюстрированный сборник статей представляет собой результат работы совместного проекта Института философии РАН и московской библиотеки им. Ф. М. Достоевского, цель которого — вхождение академической философии в публичное пространство. Тексты, вошедшие в книгу, написаны участниками проекта «Анатомия философии: как работает текст» на основе материалов лекций, прочитанных ими на открытой интеллектуальной площадке в центре Москвы для всех, кто интересуется философией. Цель книги — рассказать над чем работают специалисты Института философии РАН. Публичные лекции философов в городской библиотеке дали ясный ответ на вопросы: «Зачем нужна философия, и какая от нее практическая польза?» Успех проекта свидетельствует о том, что философия нужна не только элитарному кругу интеллектуалов. Для сотрудников Института важно, что их труд, знания и исследовательский опыт ценны и интересны не только специалистам, коллегам по профессиональному цеху, но и непрофессионалам. Философы не только причастны к поиску истины, но помогают людям найти смысл существования и опору в повседневной жизни. Представленные в рамках проекта сюжеты продумывались и исследовались учеными не один год, становились предметом профессиональных споров и обсуждений. Автором идеи и модератором проекта является доктор философских наук Ю. В. Синеокая. В сборнике объединены исследования всех поколений сотрудников Института: наряду с маститыми учеными свои работы представили и молодые исследователи. В книге публикуются портреты философов, увлеченных своей работой, и их слушателей — лица философской Москвы. Проект стал достойным эпизодом в летописи отечественной философии, вошел в интеллектуальную историю России как яркая иллюстрация духовной жизни столицы начала XXI века.





 

Гай Музоний Руф. Фрагменты[Текст] / Вступ. ст., пер. и коммент. А.А. Столярова ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М. : ИФРАН, 2016. – 143 с. – ISBN 978-5-9540-0311-6.

 

Гай Музоний Руф – римский философ-стоик I в. н. э., пока еще мало известный отечественной аудитории. Как и другие представители Поздней Стои, Музоний уделял основное внимание практической этике, или моралистике, оказавшей большое влияние на европейское моральное философствование. Музоний советует, как вести себя в конкретных жизненных ситуациях и исходит из позитивного предположения, что человек наделен способностью к добру. Типичный римский интеллигент, Музоний внес свой вклад в формирование того образа достойной жизни, который доминировал в европейском сознании почти во все времена, и личным примером подтвердил верность своим принципам.






 

История философии в формате статьи: Сборник статей / Составитель и отв. редактор Ю.В. Синеокая ; Рос. акад. наук, Институт философии. – М.: Культурная революция, 2016. – 244 с. – ISBN 978-5-902764-67-0. 

 

Цель книги – обсудить вопрос о том, какова роль философских статей в интеллектуальной и социальной жизни общества сегодня, поднять проблему специфики философской периодики как способа трансляции и развития философской мысли и средства коммуникации ученых, привлечь внимание отечественных интеллектуалов к истории философии как особой по значимости философской дисциплине, задача которой – дать прошлому будущее. Сборник несет и просветительскую миссию, он призван рассказать как философской общественности, так и широкому кругу читателей о знаковых историко-философских статьях и об их влиянии на интеллектуальную историю.

 

Текст в формате PDF


 РЕЦЕНЗИИ:

  • Баллаев А.Б. "История философии в формате статьи" (М.: Культурная революция, 2016. Сост. и отв. ред. Ю.В.Синеокая) // История философии. 2016. Т. 21. № 2. С. 163‒167.
  • Марков Б.В., Осипов И.Д. История философии в формате статьи / Сост. и отв. ред. Ю.В. Синеокая. – М.: Культурная революция, 2016. – 244 с. // Вестник СПбГУ. Сер. 17. Вып. 4. 2016. С. 86–90.



 

Историко-философский ежегодник 2016 / Отв. ред. М.А. Солопова / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: АКВИЛОН, 2016. – 336 с. – ISSN 0134-8655. (21 уч.-изд. л.).

 

Юбилейный 30-й выпуск «Историко-философского ежегодника» за 2016 год знакомит читателей с новыми исследованиями и переводами по истории философии: классической западной (периода античности и Нового времени), восточной, современной западной и отечественной. В издание вошли исследования, посвященные этике Аристотеля, философскому наследию Галена Пергамского, японскому конфуцианству XIII в., философии Беркли и Канта, учению Марбургской школы кантианства. В разделе, посвященном современной философии, опубликованы работы, посвященные творчеству М. Хайдеггера 1930-х годов, сопоставительному рассмотрению антрорологических идей Ф. Ницше и Г. Плеснера, анализу лекции Лео Штрауса о платоновском диалоге "Евтифрон". Отечественный раздел представлен исследованиями переводных философских сочинений в русской книжности XV–XVI вв. (арабские и еврейские влияния) и философии духа Н. Бердяева в ее соотнесении с философией духа Гегеля. В связи с юбилеем издания выпуск открывает обращение к авторам и читателям главного редактора «Историко-философского ежегодника» проф. Нелли Васильевны Мотрошиловой.

 


 


ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ 2016 года >>




 

Кричевский А.В. Сила небытия: Метафизика за пределами онтологии. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 591 с. – ISBN 978-5-4475-6077-5  (26 уч.-изд. л.)

 

Монография посвящена принципиально парадоксальной теме: возможность построения учения об абсолюте за пределами учения о бытии. В контексте определенной философской традиции (от неоплатонизма до позднего Шеллинга) анализируется возможность постижения абсолюта как силы, стоящей не только над бытием, но и над отрешенным от бытия единством, а тем самым – над метафизическим универсумом как таковым. Рассматривается вопрос о том, какой смысл может иметь тезис о небытии Бога именно в этом контексте. Для философов, теологов и всех интересующихся ключевыми проблемами, с которыми имеет дело мышление об абсолюте






 

Историко-философский ежегодник 2015 / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова, М.А. Солопова, А.В. Черняев / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: АКВИЛОН, 2015. – 432 с. – ISSN 0134-8655. (27 уч.-изд. л.).

 

В «Историко-философский ежегодник»’2015 вошли исследования, посвя­щенные философии Эпиктета, Ф. Хатчесона, И. Канта, Ф. Ницше, М. Бубера, М.М. Бахтина, B.C. Библера. Впервые публикуются переводы латинского ком­пендия начала XIV в., санскритского текста XVII в. «Веданта-парибхаша» Дхармараджи, а также вводятся в научный оборот лекции Г.В. Флоровского «Фило­софия Вл. Соловьева». Вниманию читателей предлагается обзорная рецензия на издание: Иммануил Кант. Сочинения на немецком и русском языках (1994—2014), в связи с выходом в свет пятого тома данного проекта.

 

 

 

 

 

 

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ 2015 года >>




 

 

Лебедев А. В. Логос Гераклита. Реконструкции мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов)/ Рос. акад. наук, Институт философии. – СПб.: Наука, 2014. – 533 с. – (Сер. «Слово о сущем»). – ISBN 978-5-02-038399-9

 

Монография состоит из двух частей. Часть I содержит очерк жизни и философии (логоса) Гераклита Эфесекого (ок. 540 – ок. 480 гг. до н. э.), а также анализ его метафорического языка, без понимания которого путь к философской мысли Гераклита закрыт.

Основной вывод: Гераклит был не физикалистом-«досократиком», а этико-политическим и теологическим мыслителем реформаторского склада, его трактат во многом предвосхищает проблематику «Государства» Платона, а в этике и философии природы содержит все основные положения стоицизма. Часть II представляет собой новое критическое издание греческого текста (логоса) сохранившихся фрагментов Гераклита с русским переводом и комментарием. Это издание отличается от предшествующих не только новой редакцией греческого текста, но и самим составом и расположением фрагментов, стремящимся, по возможности, реконструировать в общих чертах первоначальный текст и структуру утраченного трактата Гераклита «О природе».

 

Титул и оглавление

 

 

 

 

 

Историко-философский ежегодник’2014 / Отв. ред. М.А.Солопова / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. – 438 с. – ISSN 0134-8655.


Историко-философский ежегодник’2014 знакомит читателей с новыми исследованиями, переводами и публикациями текстов по истории философии: классической западной (периода Средних веков и Нового времени), восточной, современной западной и отечественной философской мысли. В частности, в издание вошли исследования, посвященные философии Франциска из Меронна, Канта, Фихте, Ницше, Гуссерля, Хайдеггера, Мерло-Понти, Вацудзи Тэцуро, П.А. Флоренского, В.П. Зубова, С.Л. Франка, Г.В. Флоровского. Впервые в научный оборот вводится текст Г.В. Флоровского «Проблема древнерусской культуры». Также вниманию читателей предлагаются рецензии на новые книги ведущих отечественных философов, отметивших в 2014 г. знаменательные юбилейные даты – «Размышления. Изречения» академика Т.И. Ойзерман и «Мартин Хайдеггер: бытие, время, любовь» проф. Н.В. Мотрошиловой. Публикуется библиография новых работ по истории философии на русском языке за 2012 год.


Содержание выпуска (PDF)


 

 

 

 

История философии: вызовы XXI века / Отв. ред. Н.В. Мотрошилова / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2014. – 368 с. – ISBN 978-5-88373-394-8


Книга «История философии: вызовы XXI века» является отражением и обобщением результатов российской научной конференции «История философии: вызовы XXI века (приглашение к диалогу)», которая была проведена по инициативе отдела историко-философских исследований Института философии РАН в ноябре 2012 года в Москве. Одной из задач конференции было вовлечение не только известных историков философии, российских и зарубежных, но и представителей других философских дисциплин в актуальную дискуссию по назревшим проблемам историко-философского знания, его отношения к другим философским наукам, противоречий, трудностей, парадоксов развития истории философии (особенно на новейших этапах), к «разведыванию» возможного будущего историко-философских исследований. Особое внимание уделено осмыслению современного состояния истории философии в России. Книга задумана как первый шаг на пути дальнейшего обсуждения судеб истории философии, как приглашение к диалогу и специалистов, и более широкой публики, интересующейся философией. Концепция и формат конференции (а соответственно данной книги) отличаются от привычных способов проведения научных форумов и публикации их результатов: произносились не немногие длинные доклады, а многочисленные компактно изложенные идеи и суждения (statements) и дискуссионные выступления.

 

 

 

 

Ойзерман Т.И. Избранные труды: В 5 томах / Составитель И.Т. Касавин / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Наука, 2014.

 

 

 

 

Том 1. Возникновение марксизма.  – 592 с. – ISBN 978-5-02-038499-6, 978-5-02-038498-9

 

Научный анализ марксизма, освобожденный от идеологических интенций, с несомненностью доказывает, что главным в этом учении - каким бы невероятным это ни показалось на первый взгляд - является не обоснование необходимости упразднения частной собственности на средства производства, а обоснование возможности и необходимости всестороннего развития человеческих способностей и потребностей путем радикального переустройства общества независимо от того, произойдет ли этот процесс революционным или эволюционным путем. Марксистский, реальный гуманизм - не идеология, а исторически развивающееся сознание сущностной общности всех без исключения народов, населяющих нашу планету. Это - совестливое, нравственное сознание, не зависимое от каких бы то ни было идеологических предпочтений, сознание того, что человечность, несмотря, на многочисленные противодействия, постоянно ставящиеся под вопрос, постепенно становится - и со временем, несомненно, станет - атрибутом человечества. И научное содержание марксизма является теоретическим обоснованием гуманистического мировоззрения, без которого лишен смысла научно-технический и всякий иной общественный прогресс.

 

 

Том 2. Марксизм и утопизм.  – 480 с. – ISBN 978-502-038500-9

 

В монографии анализируется феномен утопизма. Негативистское отношение к утопиям, по мнению автора, совершенно неоправданно, так как они представляют собой содержательные заблуждения, в которых неадекватным образом заключаются истинные представления. Основоположники марксизма полагали, что основательной, материалистической критикой своих предшественников они покончили со всяческим утопизмом. Однако они восприняли безусловно утопические представления о бестоварном, безденежном посткапиталистическом обществе, об упразднении разделения труда, специализации работников в производстве. Более того, они выдвинули и пытались научно обосновать новые, созданные ими утопические положения об исторической миссии пролетариата как разрушителя капиталистического строя и строителя бесклассового общества, о диктатуре пролетариата, которая в принципе невозможна, так как никакая диктатура не осуществляется массой людей. Эти и ряд других положений являются предметом критического анализа.

 

 

 

 

 

Том 3. Оправдание ревизионизма. – 750 с. – ISBN 978-502-038501-6, 978-5-02-038498-9

 

Предметом данного исследования является: 1) предыстория бернштейновского ревизионизма, немецкие и (не только немецкие) «катедер-социалисты», английское «Фабианское общество»; российское народничество, «легальный марксизм»; 2) теоретические воззрения Э. Бернштейна, их формирование и развитие; 3) критика бернштейнианства его современниками-марксистами в конце XIX - начале XX в.; 4) развитие бернштейновского ревизионизма теоретиками социал-демократических партий середины и второй половины XX в.; 5) еврокоммунизм, или «западный марксизм», как частью латентная, частью открытая ревизия марксизма и главным образом так называемого марксизма-ленинизма. Поскольку ревизия любой научной теории, каким бы высоким статусом она ни обладала -нормальная, общепринятая исследовательская процедура, постольку квалификация ее как в принципе несовместимой с учением К. Маркса и Ф. Энгельса - свидетельство внутренне присущего марксизму догматизма и начало догматизации его марксистскими партиями. Таким образом, понятие «ревизионизм», несостоятельное в научном отношении, неприемлемое в научной среде за пределами марксизма, есть не что иное, как эвфемизм, прикрывающий идейный изоляционизм «научной социалистической идеологии».

 

 

 

 

 

Том 4. Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследования. – 512 с. – ISBN 978-502-038502-3

 

Автор монографии путем критического сопоставления философских учений Канта и Гегеля доказывает, что Кант, вопреки господствовавшей в марксизме точке зрения, не только является предшественником Гегеля, но и представляет собой самобытного гениального философа. Кант ставил проблемы, которые были непонятыми или искаженными в философии Гегеля, оказавшейся поэтому, несмотря на развитую им диалектику, в ряде отношений уступающей философскому учению Канта.

 

 

Том 5. Метафилософия. Амбивалентность философии. – 768 с. – ISBN 978-502-038503-0, 978-5-02-038498-9

 

В настоящий том включены две работы, посвященные теории философии. В них предпринята попытка ответить на вопросы, что такое философия, в чем ее отличие от естественнонаучного знания и в чем ее специфика, партийна ли философия и т.д. Ответы на эти и подобные вопросы давались разными философами и философскими школами и направлениями, начиная с ранних греческих философов и до наших дней, о чем достаточно подробно излагается в настоящей работе. Еще одна проблема теории философии - амбивалентность философии, которая на первый взгляд представляется ее недостатком, на деле же плодотворна, так как благодаря ей философские положения становятся все более содержательными.

 

 

 

 

 

Кант И. Сочинения на русском и немецком языках / Immanuel Kant. Werke. Zweisprachige deutsch-russische Ausgabe / Hrsg. von Nelly Motroschilova (Moskau) und Burkhard Tuschling (Marburg). Bd. 5 (1) / Рос. акад. наук, Ин-т философии. Μ: Канон_РООИ Реабилитация, 2014.

 

Настоящий V (1) том содержит первую часть произведения «Метафизические начала учения о праве». Ответственные за издание Нелли Мотрошилова (Москва) и Бурхард Тушлинг (Марбург). Издание подготовлено при участии Алексея Круглова, Андрея Судакова (Москва), Дитера Хюннинга, Вернера Эйлера (Марбург). Двуязычное немецко - русское издание сочинений И. Канта - международный исследовательско-издательский проект, с 1994 года выполняемый Институтом философии РАН и Марбургским университетом. Издание не имеет прецедентов как в современном мире, так и в истории России. Впервые осуществлены сверки переводов с оригиналами и созданы новые, уточненные редакции имеющихся переводов публикуемых работ Канта. Читателю предоставляются, и тоже впервые в издательско-исследовательской практике, высококвалифицированные Предисловия ( или Послесловия ) немецких эдиторов отдельных томов, опирающиеся на новейшие, к моменту выхода томов в свет, достижения мирового кантоведения. Соответствующие Предисловия (или Послесловия) российских эдиторов впервые в истории российского кантоведения систематически освещают процессы и итоги исторической рецепции соответствующих произведений Канта в российской философии и культуре. Не имеет прецедентов в мировой и российской издательской практике научный аппарат издания, это: комментарии российских эдиторов к новым редакциям перевода; уникальные параллельные немецкие и русские Предметные указатели; указание (на полях) пагинации, соответствующие первому и второму изданиям «Критики чистого разума», по которой во всем мире цитируют это произведение Канта и которой до нашего издания не существовало в России; впервые даны Lesarten, т.е. указания на разночтения в имеющихся немецких изданиях соответствующих произведений.



 

 

 ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ 2014 года >>

 

 

 

 

 

Мотрошилова Н.В. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие – время – любовь / РАН, Ин-т философии. – М.: Академический проект, 2013. – 526 с. – ISBN 978-5-8291-1457-2.

 

Новая книга Н.В. Мотрошиловой сочетает в себе рассказ о личностных чертах и нелегких судьбах двух выдающихся мыслителей XX века – Мартина Хайдеггера (1889–1976) и Ханны Арендт (1906–1975) с анализом трудного рождения, развития и существенного преобразования их идей и конепций. В центре первых частей книги – встреча 36-летнего профессора университета в Марбурге М.Хайдеггера и его 19-летней студентки Х.Арендт, их краткий роман и расставание, вплетенные в повествование о преднацистском, нацистском и военном периодах истории Германии и всего мира. Вторая часть книги повествует о послевоенном личностном и философском общении М.Хайдеггера, прошедшего через наказания за его нацистские прегрешения и вновь обретшего статус выдающегося мыслителя, и Х.Арендт, изгнанной нацистами из Европы в США и ставшей виднейшим социальным философом. Анализ взаимоотношений двух мыслителей позволяет автору более глубоко и полно раскрыть базовые идеи и позиции героев книги.


РЕЦЕНЗИИ:



 

 

Историко-философский ежегодник’2012 / Отв. ред. М.А.Солопова / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2013. – 424 с. – ISSN 0134-8655.


Очередной выпуск ежегодника знакомит читателей с новыми работами по классической западноевропейской и русской философии. На страницах издания опубликован перевод трактата Филона Александрийского «О гигантах», исследования философии Спинозы, Юма, Канта, Гегеля. Публикуется перевод фрагмента из лекций Канта 1783/84 г., помогающий проследить динамику развития этических взглядов философа. Большой блок статей посвящен 300-летию со дня рождения Ж.-Ж.Руссо. Также вниманию читателей выпуска предлагаются работы, посвященные наследию Ф.Ницше, истории становления евразийства, русской философии рубежа ΧΙΧ–ΧΧ вв. Публикуется Библиография работ по историко-философской проблематике за 2009–2010 годы.

 

Содержание выпуска (PDF)



 

 

Субботин А.Л. Бернард Мандевиль / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФРАН, 2013. – 111 с. – ISBN 978-5-9540-0236-2.

 

Книга А.Л.Субботина знакомит с философским мировоззрением Бернарда Мандевиля (1670–1733) – английского мыслителя, одного из самых своеобразных представителей философской мысли раннего европейского Просвещения. В книге излагается история создания главного сочинения Мандевиля – знаменитой «Басни о пчелах» и содержится анализ его взглядов по многим вопросам этики, психологии, социальной теории, экономики и даже эстетики. В «Приложении» публикуется стихотворный перевод на русский язык басни «Возроптавший улей, или мошенники, ставшие честными», из которого в конце концов выросло двухтомное произведение Мандевиля «Басня о пчелах, или пороки частных лиц – блага для общества».

 

 

 

 

Символ. 2013. № 63: Духовная культура Нидерландов и Северной Германии XIV–XVII веков / Составитель М.Л.Хорьков. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2013. – 359 с. – ISSN 0222-1292.

 

Нидерландская духовная литература XIVXVI вв., неправомерно отодвинутая современной гуманитарной наукой на периферию исследовательского интереса, была в эпоху позднего Средневековья и раннего Нового времени самой читаемой в Европе как в оригинале, так и в переводах на латинский и другие европейские языки. Ее творцы – Ян ван Рюйсбрук, Ян ван Лёвен, Герт Гроте, Фома Кемпийский, Хендрик Херп и многие другие – сыграли выдающуюся роль в становлении культуры внутренней рефлексии мыслящего субъекта, без который был бы невозможен последующий успех европейской философии и науки, выработав универсальный язык, преодолевавший в досекулярную эпоху конфессиональные, сословные, национальные, корпоративные и иные рамки и объединяя тем самым европейский континент. Трудами нидерландских духовных писателей в равной степени увлекались католики и протестанты, консерваторы и свободомыслящие нонконформисты, университетские интеллектуалы и простые горожане, монахи и миряне, мужчины и женщины, знать и простонародье. Так, приобщаясь к утонченной мистике августинских каноников Грунендаля, новой духовности devotio moderna, многочисленным компиляциям, изданиям и переводам кёльнских картузианцев, формировалась новая европейская идентичность.



 

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ 2013 года >>




 

 

 

 

Мотрошилова Н.В. Отечественная философия 50–80-х годов XX в. и западная мысль / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Академический проект, 2012. – 376 с. – ISBN 978-5-8291-1397-1.

 

Данная монография является продолжением исследований Н.В.Мотрошиловой взаимодействия российской и зарубежной философской мысли. Книга содержит анализ истории отечественной философии 50-80-х годов ΧΧ века методами социологии философского познания. Применяется также методологическое различение трех уровней развития общества цивилизации, эпохи, исторической ситуации, что позволяет выявить социально-исторические факторы и структуры, непосредственно или опосредованно влиявшие на развитие философии. В истории российской мысли данного периода выявлено наличие антиномии между существовавшим господством официальной идеологии (догматизированного марксизма-ленинизма) и развитием исследовательской мысли, постепенно оформлявшейся в различных областях и разделах отечественной философии – как под влиянием новаторских исследований философов, принадлежавших к неофициальному сообществу, так и тенденций мировой, в частности,  западной философии.

Оглавление

 

 

 

 

Историко-философский ежегодник’2011 / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2012. – 472 с. – ISSN 0134-8655.


В выпуске «Историко-философского ежегодника’2011» вниманию читателей предлагаются статьи по проблемам античной философии и доксографии, о связи античной философии и медицины, о соотношении философии поздней античности и христианства. В статьях, посвященных философии Нового времени, рассматриваются идеи картезианцев, ведется дискуссия об отношении И. Канта к проекту онтологии и о его вкладе в развитие философской антропологии. В разделе, посвященном философии XX века предметом анализа являются: тема психологизма и феноменологическая философия; отражение итальянской философии в наиболее значительных журналах Италии. История отечественной философии представлена статьей и переводом, раскрывающими тему восприятия наследия Гегеля в творчестве русского философа Владимира Соловьева, а также работами, посвященными евразийству, Г.Флоровскому и малоизученным фигурам отечественной мысли (Алексей Боровой, Яков Друскин).


РЕЦЕНЗИИ

  • Гуревич П.С. Глубины историко-философской рефлексии: Историко-философский ежегодник'2011 // Личность. Культура. Общество. 2013. Том XV. Вып. 3-4 (№ 79–80). С. 337–340.



 

 

История философии: ЗАПАД–РОССИЯ–ВОСТОК: В 4 кн. / Под общ. ред. Н.В.Мотрошиловой; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – 2-е издание, исправленно е и дополненное. – М.: Академический проект, 2012. 

Учебник посвящен комплексному изложению наиболее значительных достижений западной, восточной, русской философии от древности до наших дней в их специфике и единстве. Издание подготовлено коллективом ведущих отечественных специалистов в области истории философии. Для студентов и аспирантов высших учебных заведений и научных центров.


Книга 1: Философия Древности и Средневековья / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М.: Академический проект, 2012. – 435 с. – ISBN: 978-5-8291-1372-8.

 

Авторы книги: В.П.Гайденко, М.Н.Громов, Н.В.Мотрошилова, Ю.А.Шичалин, Д.В.Никулин, М.Т.Степанянц.

 

 

 

 

Книга 2: Философия XV-XIX вв. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. – М.: Академический проект, 2012. – 485 с. – ISBN: 978-5-8291-1373-5.

 

Авторы книги: В.М.Богуславский, М.Н.Громов, Т.Б.Длугач, В.А.Жучков, Н.В.Мотрошилова, В.В.Соколов, Э.Ю.Соловьев, А.Б.Баллаев.

 

Вторая книга учебного пособия История философии: Запад-Россия-Восток посвящена истории становления и развития философии XV–XIX вв. в западном и российском регионах.

 

 

 

 

 

 

Книга 3: Философия XIX–XX вв. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой и А.М.Руткевича. – М.: Академический проект, 2012. – 444 с. – ISBN: 978-5-8291-1374-2.

 

Авторы книги: А.Ф.Грязнов, Н.В.Мотрошилова, А.М.Руткевич.

 

Книга третья учебного пособия История философии: Запад-Россия-Восток посвящена истории философии европейского региона, России, истории восточных философий второй половины XIX–XX вв.

 


 

 

Книга 4: Философия XX в. / Под ред. Н.В.Мотрошиловой и А.М.Руткевича. – М.: Академический проект, 2012. – 426 с. – ISBN: 978-5-8291-1375-9.

 

Авторы книги: И.С.Вдовина, Н.В.Мотрошилова, А.Л.Никифоров, А.М.Руткевич и др.


Книга четвертая учебного пособия История философии: Запад-Россия-Восток посвящена философии XX в. – таким направлениям западной мысли, как экзистенциализм, философская антропология, религиозная (католическая, протестантская) философия, философская герменевтика, франкфуртская школа, структурализм, философия науки.

 




Субботин А.Л. Джон Стюарт Милль об индукции

 

Субботин А.Л. Джон Стюарт Милль об индукции / Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2012. – 76 с. – ISBN 978-5-9540-0211-9.

 

В книге рассматриваются взгляды на индукцию Джона Стюарта Милля (1806–1873), которыми завершается первый период формирования и развития индуктивной логики в английской философии. Этому периоду посвящены две предыдущие книги автора «Френсис Бэкон» (1974) и «Концепция методологии естествознания Джона Гершеля» (2007). Книга содержит изложение всех существенных пунктов миллевской концепции индуктивной логики. При этом в противоположность существующей тенденции отождествлять индуктивные логики Бэкона и Милля показывается их существенное различие.



 

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ 2012 года >>




Аристотель. Евдемова этика / ΑΡΙΣΤΟΤΕΛΟΥΣ ΗΘΙΚΑ ΕΥΔΗΜΙΑ

 

 

Аристотель. Евдемова этика / ΑΡΙΣΤΟΤΕΛΟΥΣ ΗΘΙΚΑ ΕΥΔΗΜΙΑ. Греческий текст, русский перевод /Перевод с древнегреческого Т.В.Васильевой, Т.А.Миллер, М.А.Солоповой /Издание подготовила М.А.Солопова ; Рос. акад. наук, Институт философии. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2011. – 408 с. – ISBN 978-5-88373-075-6.


В книге вниманию читателя представлен греческий текст и параллельный русский перевод «Евдемовой этики» Аристотеля (384–322 до н.э.). Особенностью издания является то, что «Евдемова этика» публикуется в восьми книгах, а не в пяти. Современные издания текста «Евдемовой этики» включают в ее текст пять книг, пропуская три т.н. «средние» книги (EN V, VI, VII = EE IV, V, VI), поскольку некоторые рукописи «Евдемовой» этики» считают их повторением соответствующих книг этики «Никомаховой». Вопросам аутентичности обеих этик, первоначальной принадлежности трех средних книг, свидетельствам древних источников и анализу системы всей аристотелевской этики в целом посвящены исследования, публикуемые в приложении. Идея издания «Евдемовой» этики» в восьми книгах принадлежит акад. А.А.Гусейнову, перевод выполнен Т.А.Миллер (EE I, II, VIII), Т.В.Васильевой (III, VII) и М.А.Солоповой (IV, V, VI). В качестве приложения публикуются исследования А.А.Гусейнова «Этические сочинения и этическая система Аристотеля» и М.А.Солоповой «К проблеме трех средних книг «Никомаховой» и «Евдемовой» этик».

По сравнению с первым изданием перевода этики, осуществленным в 2005 г. в издательстве ИФ РАН, полностью изменен макет, исправлены опечатки и дополнены комментарии.

Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 05-03-16052д.

 


Ойзерман Т.И. Амбивалентность философии

 

 

Ойзерман Т.И. Амбивалентность философии. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2011. – 400 с. – ISBN 978-5-88373-074-9.

 

Неопределенное, постоянно умножающееся количество философских систем и системок, противостоящих друг другу, опровергающих друг друга, – непосредственное выражение внутренне присущей философии амбивалентности. И каждое философское учение также амбивалентно, поскольку оно носит системосозидающий характер, т.е. претендует на окончательное решение всех философских проблем и тем самым на завершение (прекращение) развития философии. Амбивалентность философских учений, которая представляется на первый взгляд недостатком, пороком, в действительности плодотворна, так как лишь благодаря ей философы в известной степени преодолевают крайности своих основоположений, высказывая другие, нередко противоположные воззрения. На этом пути философские положения становятся все более содержательными и нередко даже истинными.

 

 РЕЦЕНЗИИ

 

Кричевский, А.В. Абсолютный дух сквозь лики триединства. Сравнительный анализ философско-теологических концепций Гегеля и позднего Шеллинга

 

 

Кричевский А.В. Абсолютный дух сквозь лики триединства. Сравнительный анализ философско-теологических концепций Гегеля и позднего Шеллинга. – М.: ИФ РАН, 2011. – 237 с. – ISBN 978-5-9540-0184-6.

 

Книга представляет собой продолжение исследования, основные общеметафизические аспекты которого были проработаны в монографии автора «Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга» (М.: ИФ РАН, 2009). В предлагаемой теперь вниманию читателя новой индивидуальной монографии автор видит свою задачу в том, чтобы провести сравнение концепций Гегеля и позднего Шеллинга прежде всего по следующим основаниям: (1) соотношение диалектики понятия и метафизики свободы в контексте учения о триединстве абсолютного духа; (2) отношение к традиции немецкой философской мистики (продолжение темы, фактически уже начатой в разделе первой книги, посвященном анализу установки спекулятивного символизма); (3) место мира и человека в структуре абсолюта. Для философов, теологов и всех тех, кого интересуют фундаментальные проблемы метафизики и надконфессионального умозрительного богословия.

 

 

 

Длугач Т.Б. Две философские рефлексии: от Гольбаха к Канту (сравнительно-исторический анализ). – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2011. – 351 с. – ISBN 978-5-88373-249-6.


В книге сделана попытка установить преемственную связь между «Системой природы» Гольбаха и «Критикой чистого разума» Канта. Гольбаха и Канта объединяет установка на ньютоновское математическое естествознание. Обосновывается идея о едином философском пространстве XVII–XIX вв., определенном доминированием  в общественном сознании механики. Не только немецкая классика заслуживает название «наукоучение». Несмотря на все различия между системами Декарта, Лейбница, Спинозы, просветителей и немецких философов, все они выясняли предпосылки научного знания и теоретического разума вообще и в этом смысле представляли собой «наукоучения». В «Системе природы», одной из первых подобных систем, Гольбах сумел за началами научного знания разглядеть начала познающего разума, превратить научные методы в универсальные принципы исследования природы и перевести сложные научные истины на доступный всем язык здравого смысла. Сохраняя установку на ньютоновскую механику, И. Кант выбирает новые подходы внутри «наукоучения». Осмыслив научный принцип конструирования, Кант переносит его в философию в виде мысленного эксперимента, который принимает на себя функции духовно-практической деятельности. Определяя духовно-практическую деятельность как всеобщее действие по конструированию всеобщего предмета познания, автор выясняет причины появления a priori в философии Канта.


 

 

 

Историко-философский ежегодник’2010 / Ин-т философии РАН. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2011. – 512 с. – ISSN 0134-8655 – ISBN 978-5-98712-068-2.


Историко-философский ежегодник’2010 знакомит читателя со статьями, в которых анализируются некоторые религиозно-философские вопросы в сочинениях Григория Великого и Мария Викторина, рассматривается судьба идеи «самовластия» в русской средневековой мысли и одного из направлений интуитивизма в отечественной философии, изучается новаторская стилистика философствования Мерло-Понти, обогащенная живописным умозрением Сезанна, исследуется философия Китая, Японии, Индии и пр. Публикацией переводов выборочных статей нескольких номеров «Revue philosophique», одного из ведущих французских периодических изданий, редколлегия Ежегодника отметила год Франции в России.





 

 

Ойзерман Т.И. Возникновение марксизма. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2011. – 600 с. – ISBN 978-5-88373-232-3.


Научный анализ марксизма, освобожденный от идеологических интенций, с несомненностью доказывает, что главным в этом учении является не обоснование необходимости упразднения частной собственности на средства производства, а обоснование возможности и необходимости всестороннего развития человеческих способностей и потребностей путем радикального переустройства общества независимо от того, произойдет ли этот процесс революционным или эволюционным путем. Марксистский, реальный гуманизм – не идеология, а исторически развивающееся сознание сущностной общности всех без исключения народов, населяющих нашу планету. Это – совестливое, нравственное сознание, не зависимое от каких бы то ни было идеологических предпочтений, сознание того, что человечность, несмотря на многочисленные противодействия, постепенно становится атрибутом человечества. И научное содержание марксизма является теоретическим обоснованием гуманистического мировоззрения, без которого лишены смысла научно-технический и всякий иной общественный прогресс.

 

РЕЦЕНЗИИ

 

 

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ 2011 года >>




 

Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. – 480 с. – ISBN 978-5-88373-159-7.


В книге дается философско-категориальный анализ понятий «цивилизация» и «варварство» – с опорой как на историю философской мысли, на социальную философию, так и на осмысление литературы из других общественных наук. Эти теоретические понятия призваны помочь вскрыть существенные черты мировой цивилизации как таковой, не упуская из виду особенности региональных цивилизаций и отдельных стран. Понятия «цивилизация» и «культура» при этом не отождествляются, а применяются в их различии и взаимосвязи. Исследованы те надбиологические программы индивидуальной жизнедеятельности, а также внеиндивидуальные бытийные формы, механизмы, благодаря которым цивилизация выполняет свои главные функции – сохранение, преемственное развитие человеческого рода. Вместе с тем выявлены коренные противоречия цивилизации, в том числе и порождающие мощные выбросы варварства в ее истории. Варварство рассмотрено как оборотная сторона современной цивилизации, ее «наследственный код». Специальные главы посвящены исследованию состояния современной России в свете проблем цивилизации и варварства, в аспекте цивилизационного отставания России. Показано, что ряд сложных проблем отечественного развития порожден общими кризисными явлениями современной цивилизации.
Один из разделов книги привлекает внимание к глобализационным тенденциям современной цивилизации, к их противоречивому развертыванию, а также к философским, в частности ценностным аспектам и дискуссиям вокруг проблем единства Европы. Автор уделяет особое внимание прояснению понятия и созданию современной концепции гражданского общества, в частности и в особенности – применительно к анализу реалий сегодняшнего развития России.

 

РЕЦЕНЗИИ

  • Малер А.М. Рец. на кн.: Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М.: Канон+, 2010. – 480 с. // Философские науки. 2011. № 6. С. 152–157. – (PDF)
  • Степин В.С., Мамчур Е.А. К выходу книги Н.В.Мотрошиловой «Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов» (беседу вел А.Малер) // Философские науки. 2011. № 6. С. 145–151. – (PDF)
  • Аркадий Малер. Философия против нового варварства. Рецензия на кн. Н.В. Мотрошиловой «Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов» (М.: Канон+, 2010) // «Литературная газета». 2010. № 16–17.

 

 

 

«Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. – 672 с. – ISBN 978-5-88373-154-6.


В 2007 г. мировая философская общественность отметила 200-летие выхода в свет выдающегося произведения немецкого философа Г.В.Ф.Гегеля «Феноменология духа». В честь этого события в Институте философии РАН состоялась Международная конференция. В ней приняли участие видные гегелеведы России, Германии, США, Англии, Японии, Литвы. В основу настоящей книги положены доклады, сделанные на конференции. Читателям, таким образом, предложены новейшие исследования представителей мирового гегелеведческого сообщества. В отечественной литературе подобный объемный и разносторонний труд о «Феноменологии духа» выходит впервые. Книга охватывает широкий круг проблем, касающихся «Феноменологии духа», этого великого и, вместе с тем, чрезвычайно трудного для понимания и истолкования произведения Гегеля. Авторами освещаются вопросы, связанные с предысторией, а также с драматической историей написания и публикации «Феноменологии духа»; построена типология гегелеведческих подходов к истолкованию этого произведения и предложены новые современные интерпретации; раскрываются главные идеи основных разделов сочинения; исследуются некоторые важные формы рецепции гегелевского сочинения в разных странах.

 


 

 

Фрагменты ранних стоиков: В 3 т. / Издание подготовил А.А.Столяров. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1998–2010.

  • т. I. Зенон и его ученики (1998). – 230 с. – ISBN 978-5-87245-034-6.
  • т. II. Хрисипп из Сол. Часть 1. Хрисипп из Сол. Логические и физические фрагменты. Фрг. 1-521 (1999). – 272 с. – ISBN 978-5-87245-054-0.
  • т. II. Хрисипп из Сол. Часть 2. Физические фрагменты.  Фрг. 522– 1216 (2002). – 272 с. – ISBN 978-5-87245-091-5.
  • т. III. Хрисипп из Сол. Часть 1. Этические фрагменты (2007). – 300 с. – ISBN 978-5-87245-136-5.
  • т. III. Часть 2. Ученики и преемники Хрисиппа. Указатели (2010). – 268 с. – ISBN 978-5-87245-166-2.

«Фрагменты ранних стоиков» в трех томах (пяти книгах) представляет собой первый в отечественной историко-философской науке перевод классического корпуса фон Арнима (Stoicorum veterum fragmenta), включающего свидетельства о жизни и учении философов Ранней Стои. Тексты снабжены подробными комментариями; имеются сводные таблицы (в частности, конкорданс изданий Арнима, Феста, Хюльзера).




 

 

Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. – 488 с. – ISBN 978-5-88373-158-9.


В книге рассматриваются основные идеи, внесенные западноевропейской философией в сокровищницу мировой общественной мысли, их рождение и обогащение в драматическом столкновении между собой и в органической связи с развитием цивилизации и культуры. Автор, известный специалист в области истории философии, акцентирует внимание читателей на размышлениях выдающихся мыслителей прошлых веков, сохраняющих непреходящее значение и способствующих формированию идеалов и ценностей современного мира. Некоторые из предложенных автором идей и выводов носят дискуссионный характер.






 

 

Длугач Т.Б. От Канта к Фихте (сравнительно-исторический анализ). – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2010. – 368 с. – ISBN 978-5-88373-228-3.


Автор книги ставит своей целью изучить взаимоотношение теории и практики в философии Канта и Фихте. В ходе исследование выясняется, что практика имеет у них не только нравственный смысл, но и приобретает значение духовно-практической деятельности, за которой скрывается мысленный эксперимент. В таком обличье научный эксперимент входит в философскую теорию. Осмысливая далее мысленный эксперимент как конструирование предметов познания, Кант и Фихте считают выступающую в этой форме практику основой теории. На этой основе развертываются все эвристические понятия и категории немецких мыслителей.




 

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ 2010 года >>




 

 

Сущность и слово. Сборник научных статей к юбилею профессора Н.В.Мотрошиловой / Под ред. М.Ф.Быковой и М.А.Солоповой. – М.: Феноменология-Герменевтика, 2009. – 621 с. – ISBN 978-5-94478-004-5.


В сборник «Сущность и слово» включены статьи, посвященные истории философии и методологии философского исследования. Авторский коллектив книги составили более тридцати ученых, работающих в ведущих отечественных и зарубежных научных центрах. Вместе их объединила юбилейная дата, отмечаемая в 2009 году – 75-летие видного российского философа и педагога, профессора Нелли Васильевны Мотрошиловой. Многих участников сборника связывают с юбиляром многолетнее плодотворное сотрудничество. В сборнике публикуется библиография трудов Н.В.Мотрошиловой за 1958–2008 гг. Тексты иностранных авторов публикуются на языке оригинала.

Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 08-03-16108д.




 

 

Кричевский А.В. Образ абсолюта в философии Гегеля и позднего Шеллинга. – М. : ИФ РАН, 2009. – 199 с. – ISBN 978-5-9540-0142-6. – (PDF)


Книга представляет собой первую – общеметафизическую – часть монографического исследования, где предпринимается попытка на основе детальной проработки первоисточников и воспроизведения основных ходов мысли и интуиций Гегеля и позднего Шеллинга провести сравнительный анализ их учений об абсолюте. В центре рассмотрения – проблема бесконечности, свободы и триединства абсолюта как абсолютного духа, а также размышления о возможностях и пределах его умозрительного познания.

Предназначается философам, теологам и всем, кого интересуют фундаментальные проблемы метафизики и кто стремится выстраивать свободное и осмысленное отношение к религии.

 


 

 

Ойзерман Т.И. Метафилософия. Теория историко-философского процесса. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009. – 440 с. – ISBN 978-5-88373-189-9.


Историко-философский процесс, нередко уподобляемый комедии ошибок, блужданию в лабиринте, анархии систем и системок, образует одно из важнейших измерений интеллектуального прогресса человечества. Поиски правильного мировоззрения и трагические заблуждения, дивергенция философских учений и их поляризация на взаимоисключающие направления, борьба направлений, которая иной раз воспринимается как перманентный философский скандал, – всё это не только искания, муки и заблуждения отдельных философствующих индивидов. Это – духовная драма всего человечества, и те, кому она представляется фарсом, по-видимому, истолковывают трагическое лишь как idola theatri.

 

 


 

Историко-философский ежегодник’2008 / Ин-т философии РАН. – М.: Наука, 2009. – 420 с. – ISBN 978-5-02-036810-1.


В очередном номере ежегодника читатель сможет познакомиться со статьями, переводами и публикацией архивных материалов. В традиционных для издания разделах впервые опубликованы: перевод фрагмента «О знаке» философского Cursus integer, Logica испанского философа и теолога первой половины XVII в. Франциско де Овьедо, представителя ученых иезуитов; перевод фрагмента главного труда буддийского философа Дигнати «Прамана-самучая-вритти», заложившего основы индийской эпистемологии; два тематических блока материалов, посвященных философу так наз. здравого смысла Дж.Э.Муру и представителям славянофильства, а также другие материалы. В Библиографии представлены работы по истории философии, вышедшие в России в 2006–2007г.






 

 

Мераб Константинович Мамардашвили / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. Серия «Философия России второй половины XX века». – М.: РОССПЭН, 2009. – 438 с. – ISBN 978-5-8243-1218-8.


Предлагаемая читателю книга содержит статьи отечественных и зарубежных исследователей различных поколений, основательно занимающихся анализом очень сложного по содержанию и языку философствования Мераба Константиновича Мамардашвили (1930–1990). С разных проблемно-теоретических, социально-практических, личностных точек зрения исследуя работы Мамардашвили (немногие, увы, напечатанные при его жизни и созданные посмертно на основе рукописей, чаще — расшифровок магнитофонных записей его лекций), авторы книги сознательно и вполне оправданно актуализируют идеи, концепции, проекты, ценностные и теоретические заявки этого глубокого мыслителя. А также обсуждают предупреждения, опасения относительно кризиса цивилизации, антропологической катастрофы, различных видов бездуховного националистического опьянения, о которых уже несколько десятилетий назад четко и страстно говорил наш соотечественник, философ мирового класса.





 

 

Длугач Т.Б. Дени Дидро. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2009. – 208 с. – ISBN 978-5-88373-193-7.


В книге дается краткий биографический очерк жизни главы французских энциклопедистов Д.Дидро и анализ основных аспектов его философии, Автор уделяет особое внимание способу мышления Дидро (методу парадокса), который дал Дидро возможность выйти за рамки метафизики XVIII в.






 

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ 2009 года >>




 

 

Античная философия: Энциклопедический словарь / Отв. ред. М.А.Солопова / Редколлегия издания: П.П.Гайденко, С.В.Месяц, А.В.Серегин, А.А.Столяров, Ю.А.Шичалин. М.: Прогресс-Традиция, 2008. – 896 с. – ISBN 5-89826-309-0.

 

Энциклопедический словарь «Античная философия» посвящен классической философской традиции Древней Греции и Рима. Главный замысел словаря – отразить в компактной форме все аспекты исторического бытия античной философии с VI в. до н.э. по VI в. н.э. и познакомить с последними достижениями отечественного и зарубежного историко-философского антиковедения. В словаре на профессиональном уровне и вместе с тем доступно для широкого круга читателей изложена проблематика античной философской мысли, намечены ориентиры для новых интерпретаций и плодотворной научной полемики. Словарь представляет философию античности во всем разнообразии философских школ, направлений и персоналий; в него также включены статьи, посвященные важнейшим понятиям и наиболее значительным произведениям. В словаре предпринята попытка проследить основные линии влияния античной философии на христианскую мысль и отразить роль последней в трансляции интеллектуального наследия античности, поэтому в словник включены статьи, посвященные наиболее важным в историко-философском и доксографическом плане христианским авторам.

Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 06-03-16097д.


РЕЦЕНЗИИ


 

 

 

 

Ойзерман Т.И. Кант и Гегель. Опыт сравнительного исследования. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. – 520 с. – ISBN 978-5-88373-047-3.


Автор монографии путем критического сопоставления философских учений Канта и Гегеля доказывает, что Кант, вопреки господствовавшей в марксизме точке зрения, является не только предшественником Гегеля, по представляет собой самобытного, гениального философа, который сплошь и рядом ставил проблемы, которые оказались непонятыми или искаженными в философии Гегеля, оказавшейся поэтому, несмотря на развитую им диалектику, в ряде отношений уступающей философскому учению Канта.


РЕЦЕНЗИИ


 

 

Синеокая Ю.В. Три образа Ницше в русской культуре. М.: ИФ РАН, 2008. – 197 с. – ISBN 978-5-9540-0112-9.


Монография посвящена рецепции философии Ницше в России XX – начала XXI столетий. В центре внимания автора три парадигмы прочтения Ницше российскими идеалистами старшего поколения, символистами Серебряного века и представителями российской постреволюционной культуры 1920-х гг. Впервые в отечественной литературе автор монографии исследует восприятие философского наследия Ницше в современной России, начиная с середины 1980-х гг. и вплоть до наших дней. Особую ценность представляет сопоставление истории отечественной и западной ницшеаны ХХ в.

 

 

 

 

 

 

 

 

Kant in Spiegel der russischen Kantforschung heute /Hrsg. von Nelly Motroschilowa und Norbert Hinske. Stuttgart; Bad Cannstatt: Frommann-holzboog, 2008. – 208 Seiten. – ISBN: 978-3-7728-2448-7.


Сборник статей «Кант в зеркале современного кантоведения» (на немецком языке) содержит переработанные версии ряда докладов, сделанных российскими участниками на Международном Кантовском конгрессе (Москва, Институт философии РАН, 2004 г.). В книгу вошли статьи Н.В.Мотрошиловой, В.А.Жучкова, Э.Ю.Соловьева, А.А.Гусейнова, А.Л.Доброхотова, В.И.Молчанова, В.А.Лекторского, В.К.Шохина, В.В.Васильева, А.Н.Круглова, М.Ю.Васильевой.


РЕЦЕНЗИИ

  • Stefan Groß. Rez.: Nelly Motroschilowa / Norbert Hinske (Hrsg.), Kant im Spiegel der russischen Kantforschung heute, Forschungen und Materialien zur deutschen Aufklärung (FMDA), hrsg. v. Norbert Hinske, Lothar Kreimendahl und Clemens Schwaiger, Bd. 20. Stuttgart; Bad Cannstatt, 2008. – 208 Seiten. – ISBN: 978-3-7728-2448-7 // Tabula Rasa. Die Kulturzeitung aus Mitteldeutschland. No 40. 06.2009. 
  • André Stanguennec. Review: Kant im Spiegel der russischen Kantforschung heute (Forschungen und Materialen zur seutschen Aufklaerung [FMDA], Bd. 20 by Nelly Motroschilowa, Norbert Hinske // Revue Philosophique de la France et de l'Etranger. T. 199, No. 4, L'HOMME ET LA NATURE (Octobre-Decembre 2009). P. 538–539.


 

 

Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности. – 2-е изд. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2008. – 336 с. – ISBN 978-5-88373-080-0.

 

Автор стремится показать формирование философии эпохи Просвещения как философии здравого смысла. У человека имеется не одна интеллектуальная способность: наряду с познавательной, нравственной, эстетической ему присущ и здравый смысл, который заключается в умении судить о своей повседневной жизни и принимать самостоятельные решения. Фактически он оказывается характеристикой суверенной личности, которая зарождается в промышленную эпоху и становится основой демократических порядков. Первое издание книги: Москва: Наука, 1995.

 

РЕЦЕНЗИИ

 

 

 

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ 2008 года >>




 

 

Иммануил Кант: Наследие и проект. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2007. – 624 с.

 

Книга объединяет доклады кантоведов России, Германии, США и др. стран, ставших участниками Международного Кантовского конгресса (Москва, ИФ РАН, 24–28 мая 2004 г.). Творения Канта, сохранившие свою значимость несмотря на бесчисленные попытки «критического преодоления», представляют собой образец драгоценного наследия. Новейшее кантоведение доводит до предела мемориальную заботу о Канте, стремясь к непредвзятому и тщательному обдумыванию всего того, что имеет отношение к его трудам и его судьбе. Вместе с тем, чем дальше, тем определеннее обозначается актуальность кантовской философии для современной мысли.
В этой книге анализируются идеи и концепции Канта, относящиеся к проблематике «вечного мира» и союза государств, философии права и государства вообще (концепции прав и свобод человека), моральной философии и учения о ценностях. Большое внимание уделено и логико-гносеологической проблематике – непреходящему значению сочинений Канта для разработки учения о познании, о методе, релевантном для современной философии науки. Для России особое значение приобретает вопрос о том, как учение Канта воспринималось и подвергалось критике в нашем отечестве – начиная с первых этапов его освоения и до сегодняшнего дня.

 

 

 

 

 

Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада. М.: Республика; Культурная революция, 2007. – 480 с. – ISBN 5-250-01898-X.

Книга посвящена еще недостаточно изученной проблеме - органической взаимосвязи русской и западной философии. Анализируя концепции Соловьева, Бердяева, Франка и Шестова, привлекая многочисленные отечественные и зарубежные источники, автор показывает, чтопри всей специфичности русской философии она формировалась и развивалась как интегральная часть мировой философской культуры. И принимала участие в том поиске новых философских парадигм, который происходил в конце XIX – первых десятилетий XX вв. Автор известна своими работами по истории западноевропейской и русской мысли.
 
 
РЕЦЕНЗИИ
  • Билфелд З. Рец. на кн.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, Л.Шестов). М.: Республика; Культурная революция, 2006 // Философские науки. 2008. № 11. С. 145–158.
  • Роцинский С.Б. Рец. на кн.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, Л.Шестов). М.: Республика; Культурная революция, 2006 // Философские науки. 2008. № 11. С. 151–158.
  • Роцинский С.Б. Рец. на кн.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В.Соловьев, Н.Бердяев, С.Франк, Л.Шестов). М.: Республика; Культурная революция, 2006 // Соловьевские исследования. 2007. № 1(14). С. 260–273.
  • Маслин М.А. Размышления о судьбе русской философии на Западе (рецензия на кн.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада. М.: Республика; Культурная революция. 2006) // Вестник Московского университета. Серия Философия. 2007. № 1. С. 108–114.
  • Гальцева Р. Новая книга по русской философии в современном контексте. Рецензия на кн.: Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада. М.: Республика; Культурная революция, 2006 // Новый мир. 2007. № 2. С. 192–199.
  • Новикова Л.И. Рецензия на кн. Н.В.Мотрошиловой «Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов)». М.: Республика; Культурная революция. 2006 // Вопросы философии. 2007. № 6. С. 178–182.

 




 

 


 

 

Иммануил Кант. Сочинения на немецком и русском языках: В 4 т. / Immanuel Kant. Werke. Zweisprachige deutsch-russische Ausgabe: 4 Bde. Том 2 (кн. 1-2). Критика чистого разума / Отв. ред. Н.В.Мотрошилова, Б.Тушлинг. М.: Наука, 2006. – Книга 1. – 1081 с. – ISBN 5-02-034318-8, 5-02-034322-6. – Книга 2. – 936 с. – ISBN 5-02-034318-8, 5-02-034323-4.


Этот том завершает двуязычное издание трудов великого немецкого философа. Часть 1 включает второе переработанное самим автором издание главного произведения Канта «Критика чистого разума». Параллельно с текстом на немецком языке дается его перевод на русский язык. Часть 2 содержит те части текста первого издания Критики чистого разума (1781), в которых есть отличия от соответствующих частей второго издания (1787). Текст, который начинается с раздела «Антиномия чистого разума», в обоих изданиях, в сущности, идентичен. Поэтому мы публикуем его только в первом полутоме.
Данное издание по своему объему не имеет прецедента в мировом кантоведении. Предназначено для всех, кто углубленно работает над произведениями Канта или интересуется его философией.



 

 

Длугач Т.Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М.: ИФ РАН, 2006. – 251 с. – ISBN 5-9540-0050-6. – (PDF)


В монографии рассматривается развитие философской, политической и социологической мысли во Франции XVIII века от концепции просвещенного абсолютизма до теорий гражданского общества и правового государства. В качестве материала для анализа выбраны главные работы трех выдающихся деятелей французского Просвещения – Вольтера, Монтескьё и Руссо. Объясняется, почему для Вольтера наиболее приемлемым государственным устройством стал просвещенный абсолютизм, для Монтескьё — ограниченная законодательным собранием монархия, а для Руссо – республика. В ходе исследования уточняется содержание понятий «гражданское общество» и «правовое государство», в связи с чем особое внимание уделяется принципам разделения властей, всеобщего и равного голосования, а также частной собственности как основанию гражданского общества. В поле зрения попадают «Общественный Договор» Руссо и возникшие на его базе в конце XVIII века демократические Декларации. Значение либеральных и демократических идей великих мыслителей прошлого раскрывается в контексте понимания демократического развития в XX веке, в том числе и в России; идеи прошлого соотносятся со взглядами крупных современных философов – таких, как Ю.Хабермас и В.Библер.



 

ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ 2006 года >>




 

 

Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 416 с. – ISBN 5-89826-244-Х.

 

Книга посвящена  морально-правовому учению Канта. Секрет его поразительной  долгозначимости  автор книги видит в том, что Кант нашел этический ответ на вызов эпохи секуляризации, начавшейся в XVI столетии и продолжающейся по сей день. Теория категорического императива открыла воз­можности этического обоснования права и правового госу­дарства, позволила построить проект философии истории, противостоящий господствовавшим в XIX и XX веках исто­рицистским идеологиям. 

  • Победитель конкурса «Книга года» по философско-гуманитарной мысли за 2004–2006 годы.


РЕЦЕНЗИИ

  • Апресян Р.Г. Категорический императив: мораль – право – история (К выходу в свет книги Э.Ю.Соловьева «Категорический императив нравственности и права») // Вопросы философии. 2007. № 7. С. 167–175.

 

 

 

 

Ойзерман Т.И. Оправдание ревизионизма. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2005. – 688 с. – ISBN 5-88373-177-5.

 

Предметом данного исследования является: 1) предыстория бернштейновского ревизионизма, «катедер-социалисты», английское «Фабианское общество», российское народничество, «легальный марксизм»; 2) теоретические воззрения Э.Бернштейна, их формирование и развитие; 3) критика бернштейнианства его современниками-марксистами; 4) развитие бернштейновского ревизионизма теоретиками социал-демократических партий середины и второй половины XX в.; 5) еврокоммунизм, или «западный марксизм», как частью латентная, частью открытая ревизия марксизма и главным образом так называемого марксизма-ленинизма. Поскольку ревизия любой научной теории, каким бы высоким статусом она ни обладала, – нормальная, общепринятая исследовательская процедура, постольку квалификация ее как несовместимой с учением К.Маркса и Ф.Энгельса – свидетельство внутренне присущего марксизму догматизма и начало догматизации его марксистскими партиями. Таким образом, понятие «ревизионизм», несостоятельное в научном отношении, неприемлемое в научной среде за пределами марксизма, есть не что иное, как эвфемизм, прикрывающий идейный изоляционизм «научной социалистической идеологии».

 

РЕЦЕНЗИИ

  • Обсуждение книги Т.И.Ойзермана «Оправдание ревизионизма» (Лекторский В.А., Макаров В.Л., Степин B.C., Кудрявцев В.Н., Гусейнов А.А., Межуев В.М., Пантин И.К., Федотова В.Г., Юлина Н.С., Шевченко В.Н., Буров В.Г., Ойзерман Т.И.) // Вопросы философии. 2006. № 7. С. 3–31.
  • Пантин И.К. Исторические судьбы марксизма [Рец. на кн.: Ойзерман Т.И. Оправдание ревизионизма. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2005] // Вестник Российской академии наук. 2006. Т. 76, N 8. С. 747–753.
  • Романовский Н.В. Ревизия ревизионизма. О книге Т.И.Ойзермана «Оправдание ревизионизма» // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 147–151.
  • Беспалов С.В. Рецензия на кн.: Т.И.Ойзерман. «Оправдание ревизионизма». М.: Канон+, 2005 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. Реферативный журнал. 2006. № 2. С. 6–11.

 

 

 

 

Форум молодых кантоведов (По материалам Междунар. конгресса, посвященного 280-летию со дня рождения и 200-летию со дня смерти И.Канта) / Отв. ред. Т.Б.Длугач, В.А.Жучков. М.: ИФ РАН, 2005. – 208 с. – ISBN 5-9540-0020-4.


В книгу вошли тексты докладов и сообщений молодых ученых из различных вузов Москвы и других городов России, которые были сделаны на Международном юбилейном Кантовском конгрессе в Москве, в Институте философии РАН (24–28 мая 2004 г.). Охвачена широкая проблематика: теоретический анализ различных аспектов философского наследия Канта; кантовские идеи в историко-философском контексте, их влияние на последующее развитие философии, их роль и значение для решения актуальных проблем современной философской, социально-политической и научной мысли. Книга рассчитана на специалистов, а также на всех интересующихся вопросами философии и истории философии.





 

 

Кант: pro et сontra. Рецепция идей немецкого философа и их влияние на развитие русской философской традиции. Антология / Отв. ред. В.А.Жучков. СПб.: РХГИ, 2005. – 928 с. – ISBN 5-88812-221-1.

 

Из обширной русской кантианы в антологию «Кант: pro et contra» включены работы, отражающие различные периоды функционирования идей немецкого философа в России. В книге прослеживается феномен освоения, рецепции и влияния Канта на становление собственно русской философской традиции. Книга адресуется студентам, аспирантам, исследователям истории философии, а также всем, кто интересуется немецко-русскими культурными связями. Составители А.И.Абрамов, В.А.Жучков, предисловие и комментарии В.А.Жучкова.

 

 

 

 

 

 

 

Мотрошилова Н.В. Работы разных лет: избранные статьи и эссе. М.: Феноменология–Герменевтика, 2005. – 568 с. – ISBN: 5-94478-010-X

В книге представлены статьи, очерки, эссе, посвященные широкому спектру проблем мировой философской мысли – от античности до современной западной философии. В сборник включены 14 работ, среди них: «Гуссерль и Кант: проблема трансцендентальной философии» (1974), «Современные исследования философии Гегеля: новые тексты и проблемы» (1984), «Драма жизни, идей и грехопадения Мартина Хайдеггера» (1989), «Вычленение и анализ предметностей сознания в феноменологии Э. Гуссерля» (1991), «О лекциях Юргена Хабермаса в Москве и об основных понятиях его концепции» (1992), «Картезианские медитации Гуссерля и Картезианские размышления Мамардашвили» (1995). Книгу открывает статья академика А.А.Гусейнова «Н.В.Мотрошилова и философы-шестидесятники».






 

 

Мотрошилова Н.В. «Идеи Ι» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М.: Феноменология–Герменевтика, 2003. – 723 с.


Книга посвящена одному из самых значительных сочинений Эдмунда Гуссерля – «Ideen I» (1913). Это первое в отечественной литературе систематическое современное исследование созданной этим немецким философом дисциплины, трансцендентальной феноменологии. Обширный биографический материал, подробное разъяснение основных понятий, проблем и методов гуссерлевской философии позволяет предложить это издание тем, кто впервые знакомится с феноменологией, а также тем, кто занимается ее исследованием. Для философов, логиков, психологов, лингвистов и всех интересующихся анализом сознания.

 

РЕЦЕНЗИИ

  • Черняков А.Г. Черный квадрат. О книге Н.В. Мотрошиловой «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию // Вопросы философии. 2004. № 2. С. 160–176.
  • Доброхотов А.Л. В поисках утраченного смысла. Рецензия на кн.: Мотрошилова Н.В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию // Новый мир. 2004. № 4.
  • Елена Ознобкина. Честность философа. Рецензия на кн.: Мотрошилова Н.В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М., 2003 // Синий диван. 2004. № 5.

 

 

 

Ойзерман Т.И. Марксизм и утопизм. М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 568 с. – ISBN: 5-89826-135-4

 

В монографии анализируется феномен утопизма. Негативистское отношение к утопиям, по мнению автора, совершенно неоправданно, так как они представляют собой содержательные заблуждения, в которых неадекватным образом заключаются истинные представления. Основоположники марксизма полагали, что основательной, материалистической критикой своих предшественников они покончили со всяким утопизмом. Однако они восприняли безусловно утопические представления о бестоварном, безденежном посткапиталистическом обществе, об упразднении разделения труда, специализации работников в производстве. Более того, они выдвинули и пытались научно обосновать новые, созданные ими утопические положения об исторической миссии пролетариата как разрушителя капиталистического строя и строителя бесклассового общества, о диктатуре пролетариата, которая в принципе невозможна, так как никакая диктатура не осуществляется массой людей. Эти и ряд других положений являются предметом критического анализа.


РЕЦЕНЗИИ

  • Обсуждение книги Т.И.Ойзермана «Марксизм и утопизм». Выступили: В.А.Лекторский, В.Н.Кудрявцев, В.С.Нерсесянц, А.А.Гусейнов, В.М.Межуев, В.Г.Федотова, В.С.Семенов, А.А.Зиновьев, Ю.К.Плетников, Ф.Т.Михайлов, И.К.Пантин, А.Г.Мысливченко, Р.Г.Вартанов, В.В.Орлов, Т.И.Ойзерман // Вопросы философии. 2004. № 2. С. 43–112.
  • Орлов В.В. От Маркса к Ойзерману? [Рец. на кн.: Ойзерман Т.И. Марксизм и утопизм. М.: Прогресс-Традиция, 2003] // Философия и общество. 2004. № 2. С. 48сл.
  • Ань Цинян. Академик Ойзерман: Новые размышления о марксистской философии // Вопросы философии. 2004. № 5. С. 78–84.


 

Благодарим наших издателей:

 

Благодарим Российский гуманитарный научный фонд за поддержку исследований в области истории философии.

Наши книги, изданные при финансовой поддержке РГНФ за последние 6 лет (2007–2012 гг.), указаны здесь (pdf).

Названия исследовательских проектов, поддержанных РГНФ, указаны на личных страницах сотрудников сектора.