Институт Философии
Российской Академии Наук




  5.7.3 (бывш. 09.00.04) Эстетика
Главная страница » Научно-образовательный центр » Аспирантура » Обучение в аспирантуре » Программы кандидатских экзаменов » 5.7.3 (бывш. 09.00.04) Эстетика

5.7.3 (бывш. 09.00.04) Эстетика


I. Общие положения

 

Цель кандидатского экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Кандидатский экзамен является составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Сдача кандидатского экзамена обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук по научной специальности 5.7.3. Эстетика (философские науки).

 

 

II. Правила допуска к кандидатскому экзамену

 

Для допуска к кандидатскому экзамену по специальности аспирант (соискатель, экстерн) должен:

1) подготовить диссертацию в объеме 70–80% текста и сделать доклад на заседании сектора, к которому прикреплен;

2) составить совместно с научным руководителем не менее 20 вопросов по тематике диссертационного исследования, которые будут разбиты на билеты и включены во вторую часть кандидатского экзамена по специальности.

В Научно-образовательный центр представляется выписка из протокола заседания сектора о готовности диссертации в необходимом объеме и ее предварительном рассмотрении, об утверждении списка вопросов ко второй части экзамена и о рекомендации аспиранта (соискателя, экстерна) для сдачи кандидатского экзамена по специальности.

 

 

III. Содержание кандидатского экзамена

 

Кандидатский экзамен состоит из двух частей. Первая часть включает в себя вопросы по основным разделам эстетики. Вторая часть состоит из вопросов по тематике диссертационного исследования аспиранта, подписанных научным руководителем и утвержденных на заседании сектора, к которому он прикреплен.

Кандидатский экзамен представляет собой устное собеседование по вопросам билета. Каждый экзаменационный билет включает в себя 3 вопроса из первой части и 2 вопроса из второй части. Подготовка к экзамену длится 1 час.

Экзаменационная комиссия состоит не менее чем из 3 специалистов, имеющих ученую степень кандидата или доктора философских наук по научной специальности, соответствующей специальной дисциплине, в том числе 1 доктор наук. Решение экзаменационной комиссии оформляется протоколом. Результаты сдачи кандидатского экзамена вносятся в справку об обучении (или о периоде обучения), которая выдается аспиранту по запросу при отчислении.

 

 

Вопросы кандидатского экзамена:

  1. Предмет эстетики.
  2. Искусство как эстетический феномен.
  3. Возвышенное как эстетическая категория.
  4. Трагическое как эстетическая категория.
  5. Ирония как эстетическая категория.
  6. Образ и канон.
  7. Суждение вкуса.
  8. Виды и роды искусств. Принципы классификации.
  9. Эстетика и художественная критика.
  10. Эстетика и психология.
  11. Платон и Аристотель об искусстве.
  12. Понимание прекрасного в античной эстетике.
  13. Эстетика Средневековья.
  14. Древнерусская эстетика.
  15. Эстетика Древнего Китая.
  16. Эстетика Возрождения.
  17. Эстетика классицизма.
  18. Эстетика Канта.
  19. Эстетика Гегеля.
  20. Эстетические взгляды немецких романтиков.
  21. Эстетические взгляды Фридриха Ницше.
  22. Эстетика символизма.
  23. Русская религиозная эстетика начала XX века.
  24. Эстетика и психоанализ.
  25. Мартин Хайдеггер об искусстве.
  26. Феноменологическая эстетика.
  27. Эстетика экзистенциализма.
  28. Изменение взглядов на предмет эстетики во второй половине XX века.
  29. Основные направления в искусстве XX века.
  30. Авангард в искусстве XX века.
  31. Социально-философские истоки модернизма.
  32. Марксистская эстетика.
  33. Эстетика постмодернизма.
  34. Искусство и массовая культура.
  35. Эстетика новых медиа.
  36. Соотношение этики и эстетики в современном искусстве.
  37. Эстетика природы.
  38. Эстетика глобализации и современные образы мира.
  39. Рождение технических видов искусств и современное общество.
  40. Эстетика повседневности.
  41. Дизайн и эстетика среды обитания.
  42. Социология искусства.

 

 

IV. Критерии оценивания на кандидатском экзамене

 

Оценка за кандидатский экзамен выставляется комиссией по пятибалльной системе, исходя из следующей шкалы критериев:

 

 

Оценка


Критерии оценивания


Отлично

Ответ полный, без замечаний, хорошо структурированный, продемонстрировано хорошее знание теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, проиллюстрировано примерами, даны аргументированные, полные и логичные ответы на вопросы комиссии, проявлено творческое отношение к предметной области и сформулировано собственное мнение

Хорошо

В ответе есть незначительные упущения, ответ достаточно структурирован, знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем недостаточно продемонстрировано и проиллюстрировано примерами, ответы на вопросы даны с небольшими замечаниями, обобщающее мнение аспиранта (соискателя, экстерна) недостаточно четко выражено

Удовлетворительно

В ответе есть значительные упущения, ответ недостаточно структурирован, продемонстрировано слабое знание основных теоретических подходов к анализу и решению рассматриваемых проблем, отсутствует собственное мнение аспиранта (соискателя, экстерна), есть затруднения при ответе на вопросы комиссии или ответы на вопросы отсутствуют

Неудовлетворительно

Нет ответа на поставленные в билете вопросы или в ответе присутствуют существенные ошибки в основных аспектах темы; ответы на дополнительные вопросы комиссии отсутствуют

 

 

 

V. Перечень основной и дополнительной литературы

 

Основная литература

  1. Бахманн-Медик Д. Культурные повороты. Новые ориентиры в науках о культуре / Пер. с нем. С. Ташкенова. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 504 с.; То же. URL: https://fb2bookdownload.ru/culture/4445-kulturnye-povoroty-novye-orientiry-v-naukah-o-kulture.html
  2. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: КНОРУС, 2022. 568 с.; То же. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/uchebnye_posobija_uchebniki/bychkov_ehstetika_uchebnik_2012/27-1-0-2861
  3. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Рипол-классик, 2017. 526 с.; То же. URL: https://www.marxists.org/russkij/vygotsky/art/psichologia-iskusstva.pdf
  4. Лосев А.Ф. От Гомера до Прокла: История античной эстетики в кратком изложении. СПб.: Азбука, 2021. 348 с.
  5. Флоренский П.А. История и философия искусства. М.: Академический проект, 2017. 623 с.; То же. URL: https://predanie.ru/book/75786-istoriya-i-filosofiya-iskusstva/
  6. Фостер Х., Краусс Р., Буа И.-А., Бухло Б.Х.Д., Джослит Д. Искусство с 1900 года: Модернизм, антимодернизм, постмодернизм / Пер. с англ. А. Бобрикова, Г. Абдушелишвили; под ред. А. Шестакова, А. Фоменко. М.: Ад Маргинем Пресс, 2021. 896 с.; То же. URL: http://www.fb2club.ru/iskusstvovedenie/iskusstvo-s-1900-goda/

 

Дополнительная литература

  1. Адорно Т., Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / Пер. с нем. М. Кузнецова. СПб.: Медиум, Ювента, 1997. 312 с.; То же. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/frankfurtskaja_shkola/khorkkhajmer_adorno_dialektika_prosveshhenija_filosofskie_fragmenty/57-1-0-3999
  2. Аристотель. Поэтика. Риторика / Пер. с древнегреч. В. Аппельрота, Н. Платоновой. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. 320 с.; То же. URL: https://librebook.me/poetics; http://www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ritoriki.txt
  3. Аронсон О. Коммуникативный образ (Кино. Литература. Философия). М.: Новое литературное обозрение, 2007. 384 с., ил.; То же. URL: https://iphras.ru/uplfile/aesthet/books/aronson--2007---komm.pdf
  4. Беньямин В. Краткая история фотографии / Пер. С.А. Ромашко. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. 144 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229687
  5. Бычков В.В. Византийская эстетика. Исторический ракурс. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 768 с.; То же. URL: http://inion.ru/site/assets/files/5411/bychkov_vizantiiskaia_estetika.pdf
  6. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Эстетика символизма. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. 608 с., ил.
  7. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: в 5 т. Т. 1 / Под ред. Л.М. Сурис; пер. с итал. А.Г. Габричевского, А.И. Бенедиктова. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 423 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275995
  8. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: в 5 т. Т. 2 / Под ред. Л.М. Сурис; пер. с итал. А.Г. Габричевского, А.И. Бенедиктова. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 513 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275996
  9. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: в 5 т. Т. 3 / Под ред. Л.М. Сурис; пер. с итал. А.Г. Габричевского, А.И. Бенедиктова. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 558 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275997
  10. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: в 5 т. Т. 4 / Под ред. Л.М. Сурис; пер. с итал. А.Г. Габричевского, А.И. Бенедиктова. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 539 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275998
  11. Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: в 5 т. Т. 5 / Под ред. Л.М. Сурис; пер. с итал. А.Г. Габричевского, А.И. Бенедиктова. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 673 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275999
  12. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Директ-Медиа, 2007. 114 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36076
  13. Гегель Г.В.Ф. Соч.: в 14 т. Т. 12, Кн. 1: Лекции по эстетике / Пер. Б.Г. Столпнера. М.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1938. 494 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=40157
  14. Гегель Г.В.Ф. Соч.: в 14 т. Т. 13, Кн. 2: Лекции по эстетике / Пер. Б.Г. Столпнера. М.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1940. 363 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=40158
  15. Гегель Г.В.Ф. Соч.: в 14 т. Т. 14, Кн. 3: Лекции по эстетике / Пер. П.С. Попова. М.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1958. 438 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=40159
  16. Гёте И.В. Простое подражание природе, манера, стиль // Гёте И.В. Стихотворения. Простое подражание природе, манера, стиль. О эпической и драматической поэзии: Гёте и Шиллер. О Лаокооне. Примечание к «Поэтике» Аристотеля / Пер. С. Герье, Н. Ман. М.: Директ-Медиа, 2002. 243 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=7014
  17. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Философия, эстетика, культура. 2-е изд., доп. М.: Канон+, 2011. 470 с.; То же. URL: https://www.studmed.ru/dolgov-km-ot-kerkegora-do-kamyu_f501b4c1d4f.html
  18. Ингарден Р. Исследования по эстетике / Пер. с польск. А. Ермилова и Б. Федорова. М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1962. 572 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=42427
  19. Каган М.С. Избранные труды: в VII т. Т. V, Кн. 2: Проблемы теоретического искусствознания и эстетики. СПб.: Петрополис, 2008. 897 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=255083
  20. Кант И. Критика способности суждения / Пер. М.И. Левиной. М.: Директ-Медиа, 2002. 740 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=7033
  21. Кормин Н.А. Познание как произведение: эстетический эскиз. М.: Языки славянской культуры, Глобал Ком, 2017. 143 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473037
  22. Лиотар Ж. Состояние постмодерна / Пер. Н.А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2013. 159 с.;               То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209740
  23. Лосев А.Ф. На рубеже эпох. Работы 1910-х – начала 1920-х годов. М.: Прогресс-Традиция, 2015. 1086 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=330620
  24. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семиосфера – история / Ред. Т.Д. Кузовкина. М.: Языки русской культуры, 1999. 464 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=277751
  25. Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-исторический ракурс. М.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. 496 с.; То же: http://inion.ru/site/assets/files/5411/mankovskaya_fenomen_postmodernizma.pdf
  26. Петровская Е. Возмущение знака. Культура против трансценденции. М.: Common place, 2019. 288 c. + 32 с. вкл.
  27. Петровская Е. Теория образа. М.: Изд-во РГГУ, 2010. 284 с.; То же. URL: https://phc.hse.ru/data/2013/12/11/1339153379/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%95.%D0%92.%20-%20%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B0%20(2010).pdf
  28. Платон Афинский. Диалоги / Пер. с древнегреч. и вступ. ст. В.С. Соловьева. М.: Рипол-классик, 2016. 576 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481055
  29. Подорога В.А. Возвышенное. После падения. Краткая история общего чувства. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 224 с.
  30. Сонтаг C. Против интерпретации и другие эссе / Вступ. ст., пер., общ. ред. пер. Б. Дубина. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 352 с.; То же. URL: https://www.libfox.ru/545773-syuzen-sontag-protiv-interpretatsii-i-drugie-esse.html
  31. Хайдеггер М. Исток художественного творения / Пер. с нем. А.В. Михайлова. М.: Академический проект, 2005. 526 с.; То же. URL: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/fenomenologija/khajdegger_m_istok_khudozhestvennogo_tvorenija/53-1-0-2117
  32. Шарль Бодлер & Вальтер Беньямин: Политика & Эстетика / Отв. ред. С.Л. Фокин. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 336 с.; То же. URL: https://www.litmir.me/bd/?b=268140
  33. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Директ-Медиа, 2012. 365 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36220
  34. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека / Пер. Э. Радлова. М.: Директ-Медиа, 2007. 200 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=36222
  35. Эстетика и теория искусства XX века / Ред. Н.А. Хренов, А.С. Мигунов. М.: Прогресс-Традиция, 2007. 688 с.; То же. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=46666