Институт Философии
Российской Академии Наук




  2016. Т. 49. № 3
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор социальной эпистемологии » Журнал «Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки» » Номера журнала » 2016. Т. 49. № 3

2016. Т. 49. № 3

Эпистемология и философия науки. 2016. Т. 49. № 3

Весь номер в формате PDF

 

СОДЕРЖАНИЕ


РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ


В.А. Бажанов. Дилемма психологизма и антипсихологизма

В статье рассматривается драматичная полемика психологизма и антипсихологизма, которая благодаря успехам классических разделов математической логики в ХХ в., казалось бы, устранила психологизм ввиду его концептуальной несостоятельности. Однако прогресс в области неклассической логики и бурное развитие нейронауки в последние годы снова выдвинули на авансцену психологизм. Нами предпринимается попытка проанализировать причины перспективности психологизма в качестве одной из ведущих концепций современной когнитивной науки. Показывается, что в пользу психологизма достаточно однозначно свидетельствуют данные новейших нейропсихологических исследований, которые раскрывают онтогенетические предпосылки этой концепции. Онтогенетические механизмы приобретения социально-культурного опыта путем задания общих принципов построения и настройки нейронных контуров мозга оказываются ответственными за фундированность психологической организации и характера когнитивной деятельности физиологической архитектоникой человеческого организма. На основании осмысления эпигенетического ландшафта различных народов-носителей культур индивидуалистского и коллективистского типа вводится представление о социальном психологизме, которое обобщает когнитивные аспекты, определяемые эпигенетическими особенностями конкретных социальных общностей.

Ключевые слова: психологизм, антипсихологизм, нейронаука, натурализм

DOI: 10.5840/eps201649344



ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ


В.П. Филатов. Мысленные эксперименты и априорное познание

Мысленные эксперименты традиционно связывают с физикой. В этой науке можно найти немало замечательных образцов этого метода, особенно распространено мысленное экспериментирование в периоды научных революций. Но в последние десятилетия в физике мысленные эксперименты встречаются все реже, зато в социальных науках и в философии они получили широкое распространение. Что дают мысленные эксперименты, какова их ценность для научного познания? Можно ли с их помощью получать новое знание или же они служат лишь наглядными или парадоксальными иллюстрациями тех или иных проблем? Ключевым вопросом, который я предлагаю обсудить, является вопрос о возможности получать с помощью мысленного экспериментирования априорное знание. Я попытаюсь обосновать, что это невозможно, что у мысленных экспериментов иные функции в познании.

Ключевые слова: мысленный эксперимент, априори, эпистемология, научное знание

DOI: 10.5840/eps201649345


И.Д. Невважай. О гносеологической и онтологической функциях мысленного эксперимента

В статье обсуждаются возможность получения априорного знания с помощью мысленного эксперимента. Оцениваются аргументы, отрицающие такую возможность. В то же время концепция априоризма оценивается как фокус классических представлений о познании в рамках эмпиризма и рационализма. Показывается, что в современных концепциях социальной эпистемологии, аутопоэза и радикального конструктивизма априоризм утрачивает свою значимость. Показывается онтологическая и гносеологическая роль мысленного эксперимента в естественных и гуманитарных науках.

Ключевые слова: априори, мысленный эксперимент, воображение, эпистемология

DOI: 10.5840/eps201649346


А.А. Парамонов. Обретение формы

В статье обсуждается вопрос возникновения нового знания в мысленных экспериментах. Дан краткий экскурс в историю понятия мысленного эксперимента. Рассмотрено представление об «инстинктивном знании», на которое опирается Эрнст Мах в своих исследованиях мысленных экспериментов. Обсуждается вопрос о культурной обусловленности «инстинктивного знания». Высказано предположение о мысленном эксперименте как инструменте отбора новых форм знания о мире.

Ключевые слова: мысленный эксперимент, Ханс Христиан Эрстед, Эрнст Мах, Архимед, инстинкт, инстинктивное знание, форма знания

DOI: 10.5840/eps201649347


Д.Н. Дроздова. Мысленный эксперимент more geometrico

Хотя типология мысленных экспериментов разнообразна, некоторые из них претендуют на то, чтобы сообщать нам новые сведения о реальности – до опыта и помимо опыта. Одним из наиболее известных примеров мысленных экспериментов такого рода является мысленный эксперимент Галилея со связанными телами, при помощи которого Галилей доказывает, что тела одного рода должны падать на землю с одинаковой скоростью. Однако можно показать, что данный мысленный эксперимент основывается на серии онтологических и структурных допущений, поэтому эпистемическое значение имеет не сам аргумент, а его соответствие реальным опытам.

Ключевые слова: мысленный эксперимент, Галилей, Борелли

DOI: 10.5840/eps201649348


И.Н. Грифцова. Мысленный эксперимент и логика

Обсуждается статья В.П. Филатова с точки зрения той роли, которую в мысленном эксперименте играет логика. Показывается, что эта роль зависит от того, как трактуется рассуждение и его соотношение с логическим выводом. В качестве модели рассуждения, наиболее релевантной той роли, которую В.П. Филатов отводит мысленному эксперименту (сделать явным, осознанным слой неявного, фонового знания), предлагается рассматривать модель, разработанную в рамках неформальной логики.

Ключевые слова: мысленный эксперимент, рассуждение, логический вывод, неформальная логика

DOI: 10.5840/eps201649349


В.П. Филатов. Ответ оппонентам

Автор подводит итоги дискуссии по статье «Мысленные эксперименты и априорное познание». В.П. Филатов признает необходимость особого рассмотрения проблемы мысленного эксперимента в социальных и гуманитарных науках. Соглашаясь с большинством соображений участников дискуссии, автор, тем не менее, выступает против «тезиса элиминации» и настаивает на структурном сходстве между мысленными и реальными экспериментами.

DOI: 10.5840/eps201649350

 


ЭПИСТЕМОЛОГИЯ И ПОЗНАНИЕ


А. Рузер. Назад к единству науки? Редукционистское мышление и его следствия для социальной философии науки

На первый взгляд, идея единства науки представляет интерес только для историков науки. Тем не менее, если учитывать те ожидания, которые социальные исследователи связывают сегодня с поиском возможных решений социальных проблем, возобновление интереса к этой идее кажется вполне предсказуемым. В частности, речь идет о редукционистских концепциях, стремящихся заимствовать теоретические и методологические средства естественных наук. Это обстоятельство ставит под угрозу не только проект, но и саму идею социальной философии науки. В равной мере оно касается двух ключевых элементов этой дисциплины: 1) анализа социальных и исторических условий производства знания; 2) необходимости разработки философии социальных наук. В данной работе анализируются фундаментальные недостатки подобных редукционистских моделей, приводятся аргументы в пользу отсутствия единства в науке и, таким образом, отстаивается идея социальной философии науки.

Ключевые слова: единство науки, философия науки, микроредукция, проблема Хаксли

DOI: 10.5840/eps201649351



ЯЗЫК И СОЗНАНИЕ


А.З. Черняк. Семантика собственных имен как философская проблема

Стандартная семантика собственных имен приписывает им функцию указания на единичные вещи. Понять значение собственного имени с этой точки зрения, значит – понять, что оно обозначает в конкретном (в идеале, каждом) контексте его стандартного референциального использования. Но однозначная идентификация объекта указания посредством стандартного использования собственного имени выглядит практически нерешаемой задачей. Смыслы, ассоциируемые с обычными использованиями таких имен, не позволяют приписывать им единственные денотаты в соответствующих контекстах; сами же контексты либо не содержат подходящих сущностей, либо содержат больше одной такой сущности и, таким образом, являются референциально неоднозначными. Существует убеждение, что основная проблема стандартной семантики собственных имен состоит в том, что они приписывают этому классу выражений неправильные денотаты, что их денотатами являются не единичные сущности, а множества например. В статье я стараюсь показать, что выбор альтернативной семантики не решает главную проблему семантики собственных имен, а именно проблему их референциальной неоднозначности. Один аспект этой проблемы связан с недоступностью однозначного понимания таких имен, а другой – с отсутствием адекватного объяснения феномена их закрепления за конкретными единичными объектами.

Ключевые слова: язык, коммуникация, значение, семантика, референция, денотат, собственное имя, единичный термин, контекст, дескрипция, понимание, смысл

DOI: 10.5840/eps201649352


Д.В. Иванов. Энактивизм и проблема сознания

Статья посвящена энактивистскому подходу к проблеме сознания, проблеме натуралистического объяснения феноменальных аспектов нашего опыта. Согласно классической когнитивной науке, мы можем объяснить все ментальные состояния как функциональные, репрезентационные состояния. Многие философы не согласны с таким взглядом. Они демонстрируют, что феноменальные качества сознательных состояний не могут быть поняты в терминах ментальных репрезентаций. Современные дебаты относительно природы феноменальных качеств являются дебатами между представителями репрезентационизма и анти-репрезентационизма. Аргументы, предложенные анти-репрезентационистами, демонстрируют неудовлетворительность классического репрезентационистского подхода. Однако это не означает, что мы должны принять существование квалиа – особых нерепрезентационных феноменальных свойств. Вполне возможно защитить репрезентационизм, переосмысляя природу ментальных репрезентаций. В этой статье исследуется трансформация понятия ментальной репрезентации в когнитивной науке за последние несколько десятилетий. В работе демонстрируется, что понятие репрезентации-в-действии, обсуждаемое в энактивистских теориях, может помочь нам найти основания для натуралистического понимания сознательного опыта.

Ключевые слова: философия сознания, философия когнитивной науки, энактивизм, проблема сознания, феноменальное сознание, квалиа, ментальная репрезентация

DOI: 10.5840/eps201649353



ПЕРСПЕКТИВА


И.А. Карпенко. Что такое время для современной физики?

Проблема времени не является исключительно физической проблемой. Физика сама по себе не содержит «теории времени». Не будет преувеличением, если скажем, что физики не предпринимали прямых попыток найти естественнонаучное определение времени. А потому понятие времени, так или иначе бытующее в науке, до сих пор нуждается в объяснении. Время занимает важное значение в физических теориях XX и XXI вв., хотя зачастую лишь подразумевается. Данное утверждение сохраняет значимость как в отношении микрокосмических, так и в отношении макрокосмических теорий. В теории относительности время представляется вторичным свойством, производным от скорости и массы. Тем не менее, оно сохраняется (хоть и в виде некоторой иллюзии) и требует философских разъяснений. В теории квантовых полей время также (хотя и имплицитно) появляется в результате интерпретации результатов эксперимента – например, «где частица находилась до наблюдения». Подобные «предшествующие» случаи отражают само присутствие времени (или, точнее, восприятие наблюдателем его присутствия). Дальнейшие теории, представлявшие собой попытки решить проблему несоотносимости теории относительности и квантовой механики, как например, теория петлевой квантовой гравитации, теория суперструн и другие, также учитывают понятие времени. Понятие времени занимает в них определенное место и требует разъяснения в рамках этих теорий. В статье рассматривается проблема времени в контексте нескольких современных физических теорий. В частности, предпринимается попытка объяснения понятия времени с отсылкой к философии физики. Подобная задача сохраняет свою актуальность и новизну постольку, поскольку понятие времени в философии науки описывается в устаревших терминах. Тем не менее, обнаруживаются свидетельства тому, что современная физика создала новые правила, или, точнее, установила новые принципы, которые не могут быть приняты к рассмотрению философией науки, если та не изменит свой собственный понятийный аппарат.

Ключевые слова: время, философия науки, современная физика, концепт пространства и времени

DOI: 10.5840/eps201649354



СИТУАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


О.Б. Кошовец, Т.А. Вархотов. Эксперименты без материи: модели в теоретической экономике

В статье обсуждается вопрос о том, может ли экономическая теория как научная дисциплина претендовать на статус естественной науки, которой она стремиться стать в эпистемологическом смысле. В частности, рассматривается интерпретация экономических моделей – основного исследовательского метода и результата экономической теории – как разновидности мысленного эксперимента с последующим отождествлением мысленного эксперимента и естественнонаучного эксперимента. Авторы подробно анализируют мысленный эксперимент как научный метод в естествознании и в экономической теории, уделяя особое внимание историческому контексту его появления в экспериментальной практике естествознания. Результаты этого анализа показывают, что использование мысленного эксперимента в экономической теории и в естествознании имеет фундаментальные различия . В естествознании мысленный эксперимент никогда не отрывался от материальной экспериментальной практики. Напротив, в экономической теории он используется как самодостаточный изолированный исследовательский метод. Однако изолированный от экспериментальной практики мысленный эксперимент не может быть надежным, полноценным инструментом исследования реальности . В этом случае неизбежно появляются проблемы с реалистичностью полученных результатов и возможностью их применения на практике. Мысленный эксперимент в экономике это лишь средство картографирования предметной области и исследовательский инструмент со значительными социально-конструктивными возможностями.

Ключевые слова: эксперимент, мысленный эксперимент, реальность, экономическая модель, экономическая теория, естествознание, экономика

DOI: 10.5840/eps201649355


О.В. Попова. Человек, его цена и ценность: к проблеме коммодификации тела в научном познании

В статье исследован феномен коммодификации телесности в контексте современного этапа развития научного знания. Показано, что в эпоху развитых биотехнологий человеческое тело становится привлекательным ресурсом для экономических «инвестиций». Коммодификация тела как объекта научных исследований и предмета биотехнологических преобразований есть следствие развития и взаимодействия следующих факторов: научного видения мира, редуцирующего целостность человеческого существования к совокупности объективированных частей, права на распоряжение собственным телом как неотъемлемой черты либеральной экономики, возможности технологического конструирования биологической реальности и потребностью науки в расширении объема биоматериалов. Проведено исследование трех казусов (case study), на основе которых обсуждены антропологические основания коммодификации и дана связанная с ней классификации модусов отношений между индивидом, наукой и обществом. Среди данных модусов рассмотрены следующие: 1) противостояние индивида и науки; 2) альтруистический модус; 3) компенсаторный модус. Представлена общая этическая оценка процесса тенденции коммодификации биоматериалов.

Ключевые слова: коммодификация тела, патентование биоматериалов, этика науки, конструирование человека

DOI: 10.5840/eps201649356


Д.Ф. Тестов. Понятие паттерна (pattern) и коммуникативные основания антропологии Бейтсона

Статья посвящена анализу теоретических оснований антропологии Г. Бейтсона. Автор акцентирует внимание на концепции паттерна, прослеживая истоки этого понятия в морфологии Гёте, гештальтпсихологии, антропологии Бенедикт, кибернетике и теории коммуникации. В контексте теории коммуникации паттерн предстает в качестве синонима инженерного понятия избыточности, что позволяет рассматривать его как необходимое условие предвосхищения коммуникативной последовательности и экономии описания. Кроме того, паттерн (избыточность) как форма организации информации выступает в качестве основного критерия различения сигнала и шума. Согласно Бейтсону, паттерн также можно рассматривать как частичный синоним смысла. Приложение этой интерпретации к бейтсоновскому анализу культуры позволяет более строго взглянуть на проблему антропологического наблюдения и описания. Анализ демонстрирует необходимость для антропологического наблюдения обнаружения паттернов двух уровней: первый – валидный внутри культурной системы (базовые идеи, ценности и символы культуры), второй – валидный внутри системы «культура + наблюдатель» (абстрактные модели). Таким образом, распознавание паттерна первого уровня, принадлежащего языку наблюдаемой культуры, делает возможной интерпретацию культурных событий и фактов. Паттерн второго уровня не распознается, а конструируется на языке более абстрактном, чем язык наблюдаемой культуры или язык культуры наблюдателя. Он представляет собой объяснительную схему, на которую отображаются фрагменты описаний.

Ключевые слова: паттерн, избыточность, теория коммуникации, Бейтсон, экология разума, антропология

DOI: 10.5840/eps201649357



МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Д.Г. Подвойский. Мир повседневности и «аксиомы» практического сознания: социально - теоретические пролегомены

В статье предпринята попытка теоретического описания базовых когнитивных предпосылок практического сознания, используемых субъектами социального действия (акторами) в целях ориентации в окружении социальных и природных объектов, образующем мир их повседневной жизни. Основная линия авторской аргументации вписывается в масштаб «конструктивистской» программы социальной теории, одной из классических версий которой выступает социальная феноменология или феноменологическая социология знания (в традиции А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана). Особое внимание уделяется экспликации латентных «аксиом» или «допущений», «идеализаций» и механизмов обыденного сознания, конституирующих и цементирующих социальный опыт индивидов на микроуровне взаимодействия с вещной средой и себе подобными («другими»). В качестве вспомогательного средства концептуализации в статье используются фрагменты интеллектуального наследия классической философской теории познания (эпистемологические идеи И. Канта, Э. Гуссерля и др.). Среди прочего предметом теоретической проблематизации становятся вопросы: о статусе «другого» в простейших системах социальной интеракции, о необходимости допущения относительного постоянства и единообразия как свойств элементов предметного мира, включая допущение о существовании целостного, «самотождественного» Я (личности актора), и т. д. Организованный процесс социального опыта, обеспечиваемый бесперебойной работой когнитивных схем практического сознания, рассматривается как одно из основных условий воспроизводства координированных рутинных практик, поддерживающих формы социального порядка и институциональные структуры общества.

Ключевые слова: социальное конструирование реальности; практическое сознание; мир повседневности; социальное действие; Ego и Alter ego; социальная феноменология; социальная теория

DOI: 10.5840/eps201649358



АРХИВ


У. Хьюэлл. Философия индуктивных наук, опирающаяся на их историю. Том 1. Книга III. Философия механических наук. Глава VI. Об установлении принципов статики (Перевод А.Л. Никифорова)

Данный текст продолжает серию переводов книги Уильяма Хьюэлла (1794–1866) «Философия индуктивных наук, опирающаяся на их историю» (Книга III Философия механических наук, Глава VI Об установлении принципов статики). Глава посвящена становлению таких понятий статики и динамики, как равновесие, мера статических сил, центр тяжести, разнонаправленные силы, параллелограмм сил. Хьюэлл обосновывает фундаментальные принципы механики по аналогии с аксиомами геометрии, однако необходимый характер механических законов обосновывается исходя из идеи причинности. Перевод выполнен А.Л. Никифоровым, комментарии – И.Т. Касавиным и Т.Д. Соколовой.

DOI: 10.5840/eps201649359



ОБЗОРЫ КНИГ


А.Б. Макаров, А.А. Шестаков. О «непостижимой эффективности» математики, или В поисках математического объекта

Рецензия представляет новый выпуск трудов Московского семинара по философии математики. В центре внимания книги две взаимосвязанные проблемы: проблема «непостижимой эффективности» математики и проблема онтологического статуса математических объектов. Рассматриваются условия применимости математических теорий в естественных и социально-гуманитарных науках. Идеи и темы, предлагаемые авторами статей, направлены на поиск такого ракурса предмета анализа, который позволяет обнаружить его ранее неявные стороны. Такой подход открывает возможность иначе поставить вопросы, связанные с основаниями математики, и дает дополнительный импульс исследованиям в данной области.

Ключевые слова: математическая реальность, онтологический статус математических объектов, интерпретация математической теории, онтологизация научных теорий, физические и математические модели, эффективность математики

DOI: 10.5840/eps201649360


Т.Д. Соколова. A priori и философия науки: новый взгляд на старые теории

В новой книге профессора Дэвида Стампа рассматриваются и развиваются концепции a priori, которым редко уделяется внимание в современной эпистемологии и философии науки. К таким концепциям относятся теории прагматического и функционального a priori, предложенные в начале ХХ в. Кларенсом Ирвингом Льюисом и Артуром Папом. Начиная с рассмотрения «конститутивных элементов науки» и конвенционализма Анри Пуанкаре, автор последовательно анализирует на историческом материале трансформации подходов к a priori в философии науки ХХ–ХХI вв., а также развивает свой оригинальный подход к априорности в рамках философии науки.

Ключевые слова: a priori, прагматическое a priori, функциональное a priori, Артур Пап, К.И. Льюис, философия науки

DOI: 10.5840/eps201649361