Институт Философии
Российской Академии Наук




  Семинар «Энтелехия живого тела»
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор истории западной философии » Проекты и семинары » Семинар «Энтелехия живого тела»

Семинар «Энтелехия живого тела»

Целью научного семинара «Энтелехия живого тела: насколько актуально сегодня аристотелевское учение о душе?» является совместное чтение и обсуждение трактата Аристотеля «О душе» – первого систематического исследования души в истории западноевропейской философии. Углубленное изучение этого произведения предполагает прояснение смысла аристотелевского определения души как энтелехии живого тела, детальное рассмотрение предложенного Аристотелем объяснения различных видов деятельности живых существ (таких как питание, рост, ощущение, движение), ответ на вопрос, насколько теория Аристотеля представляет интерес для современных наук о жизни, философской психологии и философии сознания. Семинар ставит целью формирование научной среды, способствующей освоению наследия Аристотеля путем чтения и толкования его текстов на современном научном уровне, с использованием лучших изданий его текстов и посвященных им работ, с их обсуждением и уяснением наиболее перспективных подходов.

 

Участники семинара читают в оригинале текст De anima Аристотеля, обсуждают преимущества и недостатки стандартного русского перевода, толкуют отдельные сложные места, привлекая разъяснения из античных комментаторов (Александра Афродисийкого, Симпликия, и др.). Руководитель семинара знакомит участников с современным состоянием исследований по психологии и философии Аристотеля.


Регулярный научный семинар «Энтелехия живого тела» в период с сентября 2015 по январь 2018 гг. проводился в секторе истории античной философии и науки и был организован ЦАСФиН Института философии РАН и Институтом всеобщей истории РАН в рамках проекта «Наследие Аристотеля как конституирующий элемент европейской рациональности».


С февраля 2018 г. семинар продолжает свою работу в секторе истории западной философии Института философии РАН. На странице семинара выкладываются аудиозаписи заседаний.


О дате очередного семинара будет сообщено дополнительно, следите за лентой новостей сектора истории западной филофии


Время и место работы семинара: по четвергам, сектор истории западной философии (комн. 414)


Руководитель семинара: к.ф.н. С.В. Месяц.


Основная литература

  • Греческий текст: Aristotle. De anima / Ed. with Introduction and comm. by D. Ross. Oxford, 1961. 
  • Русский перевод: Аристотель. О душе / Пер. П.С. Попова, испр. М.И. Иткиным // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 1. М.: Наука, 1976.


Дополнительная литература 


 

2022


 

 

56-е заседание семинара «Энтелехия живого тела», 21 июня 2022 г.

 

В этой главе Аристотель спрашивает, каким образом ум создает понятия (νοηματα), из которых потом образует пропозиции. Поскольку всякое отдельно взятое понятие представляет собой неделимое единство, то Аристотель считает необходимым выяснить, как можно мыслить неделимое. Он выделяет два вида неделимого - в возможности и в действительности и иллюстрирует второй вид на примере линии.


Аудиозапись



55-е заседание семинара «Энтелехия живого тела», 31 мая 2022 г.

 

В этой главе Аристотель излагает свое знаменитое учение о "пассивном" и "активном" уме. Поскольку в каждом роде сущего, пояснет философ, что-то является материей, а что-то – действующей причиной, то и в душе должно быть подобное различие. Поэтому необходимо допустить существование двух умов  - одного, который всем становится, и другого, который все производит. Первый ум будет выступать в роли материи, а второй - действующей причины, которая сообщает первому его умопостигаемый предмет и таким образом создает из ума в возможности ум в действительности. Этот второй ум обособлен, не подвержен воздействию и ни с чем не смешан, поскольку его сущность состоит в деятельности мышления.


Аудиозапись



54-е заседание семинара «Энтелехия живого тела», 25 января 2022 г.


Чтобы лучше разобраться в сущности мышления, Аристотель выясняет, что такое умопостигаемый предмет и в чем его отличие от ощущаемого. Предметом мышления является выраженная в определении "чтойность", или сущность вещи, которая не есть самая вещь, понятая как вот это конкретное нечто (τοδε τι). Поэтому если ощущение восприимает саму вещь, или даже ее материю, то мышление направлено на сущность и форму. При этом мышление не есть некая особая, полностью обособленная от ощущения способность - нет, это то же самое ощущение, но "в определенном состоянии". По словам Аристотеля, "ум относится к ощущению так же, как изогнутая линия относится к себе после того, как ее выпрямили". 


Аудиозапись