Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


"Бунтующий человек" ("L'Homme révolté", 1951) – философское эссе Альбера Камю, посвященное проблемам морали, в которой он вновь обращается к поставленной им в эссе "Миф о Сизифе" фундаментальной проблеме философии: стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить? Согласно философии экзистенциализма, исходным опытом субъекта является чувство абсурд а, рождающееся в результате осмысления негуманности мира, враждебности человеческим целям, бессмысленности существования, трагизма удела личности, тщетно пытающейся обрести целостность бытия.

В данной ситуации одной из немногих последовательных философских оппозиций может стать идеология бунт а. Для Камю, мировоззрение бунта является моральной установкой, способной положить начало ценностным ориентирам, значимым для всего человечества. Он уподобляет понятие бунта картезианскому cogito, служащему отправной точкой философствования и предлагает переформулировать утверждение Декарта "я мыслю, следовательно я существую" следующим образом: "я бунтую, следовательно мы существуем". Бунт – это протест против бессмысленности мира и подавляющей силы обстоятельств, это требование ясности и порядка. Бунт придает жизни ценность, являясь выражением презрения к собственной судьбе и актом борьбы воли с превосходящей ее реальностью. Бунт свидетельствует о наличии свободы в мире и о величии человеческого духа.

Опираясь на наследие философии, искусства и историческую практику, Камю анализирует различные формы бунта, классифицируя их в обобщенном виде как "метафизический бунт", "исторический бунт" и "творческий бунт". Метафизический бунт" – это восстание личности против основ мироздания, оспаривание абсолютных ценностей; он соответствует стремлению человека к целостности бытия, жажде подлинных идеалов. "Исторический бунт" – это протест против исторической участи человечества, борьба с существующими социальными условиями. Итогом его является революция. При этом реальная революция как правило приводит к результатам, противоположным идее экзистенциального бунта: насилию, террору и рабству во имя поддержания завоеваний революции. "Творческий бунт" – это восстание в сфере искусства, предполагающее творческое преодоление существующих традиций и канонов, создание выдающихся эстетических образцов, увлекающих нас в будущее.

Экзистенциальный бунт, по Камю, не тождествен абсурду, символизирующему согласие с отсутствием смысла в мире, и не имеет ничего общего с нигилизмом и аморализмом, означающими вседозволенность и принципиальное отрицание ценностей. Бунт – это вызов безнравственности и бессмысленности бытия. Бунт является утверждением человеческого достоинства наперекор абсурдности мира без надежды на успех предпринимаемых действий. Экзистенциальный бунт означает творческое созидание новых ценностей в условиях отсутствия абсолютных моральных критериев.

 

О.И.Мочульская

 

Интернет-версия. Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 59-60.

 

Литература:

  • Великовский С.И. Грани "несчастного сознания". Театр, проза, философская эссеистика, эстетика А.Камю. М., Искусство, 1973.

  • Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. М., Художественная литература, 1979.
  • Мочульская О.И. «Бунтующий человек» // Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.
  • Camus A. L'Homme révolté. Paris, Gallimard, 1951; East B. Albert Camus ou l'homme a la recherche d'une morale. Paris, Cerf, 1984.
  • Lottman H.R. Albert Camus. Paris, Le Seuil, 1985; Nicolas A. Albert Camus ou le vrai Prom éthée. Paris, Seghers, 1966.

 

Интернет-ресурсы: