Кантианство - философская школа, называемая так по имени своего основоположника И.Канта. Этическая теория Канта представлена им в "Основоположении к метафизике нравов", "Критике практического разума", "Метафизике нравов". Развитие школы К., как и всякой философской школы, сосредоточилось на прояснении и систематизации взглядов учителя и потому собственные особенности этики Канта проявились в К. с примечательной ясностью. Основные черты К. как этической теории можно определить следующим образом: это, прежде всего, этический рационализм: убеждение, что нравственные понятия имеют свой исток и располагаются в разуме (который в свою очередь есть самоодолевающий чистый рассудок); постольку не только отдельные этические нормы могут и должны быть постигнуты рационально, но сама этика, по убеждению, например, Г.Когена, должна быть обоснована теорией познания. Способность разума практически определять волю к волению и действию отождествляется с моральностью личного духа. Однако естественное влечение человеческой природы настраивает человека против бескорыстного закона нравов; поэтому в отношении к такой природе закон нравов выступает в силе и власти категорического императива; пафос безусловного долженствования есть еще одна характерная черта К. Содержание же этого долженствования составляет на первых порах одна лишь всеобщность (общезначимость) принципа воления, поведение, к-рое мыслимо и желанно как закон воли всякого возможного разумного существа и постольку как закон моральной природы; мыслимость принципа воли как закона образует слабое требование долга, трактуемое и самим Кантом, и многими кантианцами как основание теории естественного права (условия возможности закономерного общежития), возможность желать его же как закона образует сильное требование, обосновывает собственно индивидуальноэтические ценности. Возможность, в свою очередь, принять этот всеобщий закон чистой воли в собственную волю каждого существа обосновывается в К. тем доводом, что эта моральная природа воли есть и существо человечности, что всякий человек есть по замыслу "природы" разумно-нравственная личность и что поэтому утверждение всеобщей нормы моральной природы одинаково по существу дела с утверждением безусловной ценности именно этой разумной человеческой личности, как субъекта всевозможных целей и гражданина царства целей (морального мира); невреждение и далее положительное утверждение такой самоценной личности в лице всякого человека и в своем собственном есть для К. смысл морального императива.
Литература:
Интернет-ресурсы: *** |
|||||
|