Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Справедливой войны принципы – основополагающие требования, определяющие этико-правовые условия начала военных действий (войны) и их ведения. Теория справедливой войны представляет собой, наряду с реализмом (согласно к-рому война есть факт жизни и, хотя было бы благом максимально сократить ее негативные последствия, полностью их избежать невозможно) и пацифизмом (согласно к-рому применение военной силы против человека, будь то частный индивид или военнослужащий с целью его увечья или убийства ни при каких условиях недопустимо, что специально заповедано Иисусом Христом, См. Ненасилие, «Не противься злому»), философско-этическую и юридическую реакцию на бесчеловечную практику войны. В отличие от пацифизма традиция С.в.п. не исключает априори применения силы. В ней анализируются критерии легитимности применения военных средств при решении конфликтов: как решение о начале военных действий, так и характер участия в них должны отвечать С.в.п.; соответственно выделяются принципы справедливого (обоснованного) начала войны – jus ad bellum и принципы справедливого ведения войны – jus in bello.

Некоторые идеи относительно С.в.п. встречаются уже в античности. Так, Аристотель в «Политике» указывал, что война является справедливой, если она ведется ради защиты своего государства (полиса), а также для установления господства над неразвитыми государствами, а в отношении варварских государств – лишь в том случае, если они проявили свою неспособность к самоуправлению. По Цицерону, только такая война оправданна, к-рая ведется с целью отражения и наказания агрессора; при этом для Цицерона было естественно и справделиво, что римляне повелевают низшими народами, поскольку посредством господства римляне приносят им благо (De officiis I,11).

Концепция справедливой войны впервые получила цельное развитие у Августина, к-рый настаивал на долге каждого человека и государства, следуя заповеди любви, защищать невинных от злодея, в том числе, если понадобиться, вооруженными средствами. Необходимость войны, по Августину, вытекает из греховности человека; и, люди, стремясь с Божьей помощью к избавлению от войн, должны со всей справедливостью противодействовать агрессору (De civitate Dei, XIX, 7). Фома Аквинский, развивая этот подход, указывал на право пропорционального использования вооруженной силы, причем не только для защиты третьих лиц (о чем говорил Августин), но и для самозащиты (Summa theologiae, II-II, Q.64, A.7). Как и Августин, Фома настаивал на том, что воюя против врага как агрессора, следует по-христиански любить его как человека. А потому военные действия должны быть ограничены тремя требованиями: а) решение о начале войны должно приниматься конституционно признанной властью, б) война должна вестись ради справедливого дела, в) правители должны прибегать к войне, руководствуясь правильными намерениями. Один из последователей Фомы, испанский теолог-иезуит Ф.Суарес добавил к этому еще три требования: г) бремя (зло) войны, в особенности человеческие жертвы должны быть пропорциональны той несправедливости, к-рая предотвращается войной, д) война должна начинаться лишь когда все возможные мирные средства предотвращения несправедливости были исчерпаны, д) даже справедливая война должна начинаться при обоснованной надежде на достижение успеха. Отдельные проблемы С.в.п., в частности, справедливых и несправедливых оснований начала войны получили подробную правовую разработку у Г.Гроция, чей фундаментальный труд – «О праве войны и мира» (1625) – явился ответом на жестокости Тридцатилетней войны.

В современной литературе С.в.п. обобщенно выражены так: 1) Принципы jus ad bellum гласят: а) война должна начинаться по справедливым мотивам (just cause) и ради морально оправданной цели (напр., самообороны или помощи жертве агрессии в соответствии с заключенными договорами), б) война должна вестись в соотвествии с установленной справедливой целью и выражать «добрые, или правильные намерения» (right intention); в) войну может начинать только легитимная власть (legitimate authority); г) начинаемая война действительно должна являться последним (крайним) средством в решении стоящих задач; д) военные операции должны начинаться при наличии разумных шансов на успех (reasonable chances for success); е) предполагаемое бремя войны должно быть адекватным (proportional) практическим целям войны. 2) Принципы jus in bello гласят: а) гражданское население должно обладать правом неприкосновенности и следует соблюдать принцип различия (discrimination) в отношении к комбатантам (англ. combatant – боец) и некомбатантам (гражданскому населению, военнопленным, раненым); б) допустимо лишь пропорциональное (prportional) использование насилия по отношению к противнику.

С.в.п. в значительной степени сориентированы на сохранение человевеческих жизней, в особенности гражданского населения. В связи с наметившейся со времен наполеоновских войн тенденцией все большего вовлечения гражданского населения в военные действия актуальность С.в.п. неуклонно повышается; создание оружия массового поражения в особенности усиливает значение С.в.п. Хотя идея справедливой войны имеет многовековую историю и ее принципы закреплены в ряде международных документов, принятых после II мировой войны, этическая достоверность С.в.п. для обычных людей неочевидна, тем более, что ни в одной войне они полностью не исполнялись. Нравственный и правовой смысл С.в.п. состоит в том, что они позволяют рационализировать нормативные ограничения военных акций и сформулировать четкие критерии нравственно-правовой оценки такого безнравственного явления, как война.

 

Р.Г.Апресян

 

Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 456-457.

 

Литература:

  • Апресян Р.Г. Метанормативное содержание принципов справедливой войны // Полис, 2002, № 3. С. 385-403.
  • Гроций Г. О праве войны и мира. М.: Госюрлитиздат, 1956.
  • Кант И. Метафизика нравов [I. §§ 54-61] // Кант. И. Соч. в 6 т. Т.4(2). М.: Мысль, 1965.
  • Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры / Под ред. Б.Коппитерса, Н.Фоушина, Р.Апресяна. М.: Гардарики, 2002.
  • Права человека: Сб. международных документов [Ч. III ]. М.: Юрид.лит., 1998.
  • Оссовская М. О некоторых изменениях в этике борьбы // Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. М.: Прогресс, 1987.
  • Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. С. 331-335.
  • Potter R.B. War and Moral Discourse. Richmond: John Knox Press, 1969.
  • Regan R.J. Just War: Principles and Cases. Washington: The Catholic University of America Press, 1996; The Ethics of War and Peace: Religious and Secular Perspectives / Ed. by T.Nardin. [Б. м.] Princeton U.P., 1995.
  • Walzer M. Just and Unjust Wars: A Moral Argument with Historical Illustrations. [Б. м.] Basic Books, 1977.